Аспирантура
Направления подготовки в аспирантуре
Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки
Профиль подготовки: 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (менеджмент, уровень высшего и профессионального образования)»
Квалификация (степень) «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения - заочная
Научные руководители: д.п.н. Андруник А.П., д.э.н. Малышев Ю.А.
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
ОПОП рассмотрена, обсуждена на заседании кафедры экономики. Протокол № 1 от 06 сентября 2016 года
ОПОП утверждена на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «ПГГПУ» Протокол № 4 от 27 декабря 2016
Приказ ректора об утверждении ОПОП от 14 марта2017 г. № 04/111
Срок действия ОПОП: 2017 – 2021 уч. годы
1. Общие положения
1.1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (далее ОПОП ВО) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в Пермском государственно гуманитарно-педагогическом университете с учетом потребностей регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», а также с учетом примерной основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
Настоящая ОПОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, предметов, программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
1.2. Нормативные документы для разработки программы аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Нормативно-правовую базу разработки ОПОП аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2013 №1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
– ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля2014 г. № 905, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.08.2014 г. № 33711;
– Устав ПГГПУ.
1.3. Общая характеристика программы аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Целью основной профессиональной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре является - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования, формирование у них универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках направления подготовки.
Задачи:
- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
- углубленное изучение теоретических и методологических основ философских наук;
- совершенствование философского мировоззрения, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;
- совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.
Выпускники являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать производственные проблемы методами научных исследований.
Обучение по программе аспирантуры осуществляется в заочной форме обучения. Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
По итогам обучения присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
1.4. Требования к абитуриенту
К освоению программ подготовки кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании - специалиста или магистра. Приём граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется на конкурсной основе (вступительные экзамены по менеджменту и иностранному языку).
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника:
область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника:
объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;
преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
2.4. Обобщенные трудовые функции выпускников в соответствии с профессиональными стандартами:
Выпускник должен овладеть следующими трудовыми функциями преподавателя:
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
Наименование |
Уровень квалификации |
Наименование |
Код |
Уровень (подуровень квалификации) |
I |
Преподавание п о программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
|
8 |
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию |
I/01.8 |
8.3 |
Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и дополнительным профессиональным программам |
I/02.7 |
7.3 |
|||
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и ДПО |
I/03.8 |
8.2 |
|||
Руководство подготовкой аспирантов (адьюнктов) по индивидуальному учебному плану |
I/04.8 |
8.2 |
|||
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов |
I/05.8 |
8.2 |
|||
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану |
I/06.8 |
8.2 |
|||
J |
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
|
8 |
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) |
J/01.8 |
8.1 |
Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам |
J/02.7 |
7.2 |
|||
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организации исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и ДПО |
J/03.7 |
7.2 |
|||
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам ВО и ДПО, в т.ч. подготовкой выпускной квалификационной работы |
J/04.7 |
7.2 |
|||
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам
|
J/05.7 |
7.2 |
Выпускник должен овладеть следующими трудовыми функциями научного работника:
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
Наименование |
Уровень квалификации |
Наименование |
Код |
Уровень (подуровень) квалификации |
А |
Организовывать и контролировать деятельность подразделения научной организации |
8 |
Формировать предложения к портфелю научных (научно-технических) проектов и предложения по участию в конкурсах (тендерах, грантах) в соответствии с планом стратегического развития научной организации |
A/01.8 |
8 |
Осуществлять взаимодействие c другими подразделениями научной организации |
A/02.8 |
8 |
|||
Разрабатывать план деятельности подразделения научной организации |
A/03.8 |
8 |
|||
Руководить реализацией проектов (научно-технических, экспериментальных исследований и разработок) в подразделении научной организации |
A/04.8 |
8 |
|||
Вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов |
A/05.8 |
8 |
|||
Организовывать практическое использование результатов научных (научно-технических,
экспериментальных) разработок (проектов), в том числе публикации |
A/06.8 |
8 |
|||
Организовывать экспертизу результатов проектов |
A/07.8 |
8 |
|||
Взаимодействовать с субъектами внешнего окружения в рамках своей компетенции (смежными научно-исследовательскими, конструкторскими, технологическими, проектными и иными организациями, бизнес-сообществом) |
A/08.8 |
8 |
|||
Реализовывать изменения, необходимые для повышения результативности научной деятельности подразделения |
A/09.8 |
8 |
|||
Принимать обоснованные решения с целью повышения результативности деятельности подразделения научной организации |
A/10.8 |
8 |
|||
Обеспечивать функционирование системы качества в подразделении |
A/11.8 |
8 |
|||
B |
Проводить научные исследования и реализовывать проекты |
7 |
Участвовать в подготовке предложений к портфелю проектов по направлению и заявок на участие в конкурсах на финансирование научной деятельности |
B/01.7 |
7 |
Формировать предложения к плану научной деятельности |
B/02.7 |
7 |
|||
Выполнять отдельные задания по проведению исследований (реализации проектов) |
B/03.7 |
7 |
|||
Выполнять отдельные задания по обеспечению практического использования результатов интеллектуальной деятельности |
B/04.7 |
7 |
|||
Продвигать результаты собственной научной деятельности |
B/05.7 |
7 |
|||
Реализовывать изменения, необходимые для повышения результативности собственной научной деятельности |
B/06.7 |
7 |
|||
Использовать элементы менеджмента качества в собственной деятельности |
B/07.7 |
7 |
|||
C |
Организовывать эффективное использование материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в подразделении научной организации |
8 |
Обеспечивать подразделение необходимыми ресурсами (материальными и нематериальными) |
C/01.8 |
8 |
Подготавливать заявки на участие в конкурсах (тендерах, грантах) на финансирование научной деятельности |
C/02.8 |
8 |
|||
Организовывать и контролировать формирование и эффективное использование нематериальных ресурсов в подразделении научной организации |
C/03.8 |
8 |
|||
Организовывать и контролировать результативное использование данных из внешних источников, а также данных, полученных в ходе реализации научных (научно-технических) проектов |
C/04.8 |
8 |
|||
Организовывать рациональное использование материальных ресурсов в подразделении научной организации |
C/05.8 |
8 |
|||
D |
Эффективно использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы |
7 |
Рационально использовать материальные ресурсы для выполнения проектных заданий |
D/01.7 |
7 |
Готовить отдельные разделы заявок на участие в конкурсах (тендерах, грантах) на финансирование научной деятельности |
D/02.7 |
7 |
|||
Эффективно использовать нематериальные ресурсы при выполнении проектных заданий научных исследований |
D/03.7 |
7 |
|||
Использовать современные информационные системы, включая наукометрические, информационные, патентные и иные базы данных и знаний, в том числе корпоративные при выполнении проектных заданий и научных исследований |
D/04.7 |
7 |
|||
E |
Управлять человеческими ресурсами подразделения научной организации |
|
Обеспечивать рациональную загрузку и расстановку кадров подразделения научной организации |
E/01.8 |
8 |
Участвовать в подборе, привлечении и адаптации персонала подразделения |
E/02.8 |
8 |
|||
Организовывать и управлять работой проектных команд в подразделении |
E/03.8 |
8 |
|||
Осуществлять подготовку научных кадров высшей квалификации и руководство квалификационными работами |
E/04.8 |
8 |
|||
Организовывать обучение, повышение квалификации и стажировки персонала подразделения научной организации в ведущих российских и международных научных и научно-образовательных организациях |
E/05.8 |
8 |
|||
Создавать условия для обмена знаниями в подразделении научной организации |
E/06.8 |
8 |
|||
Осуществлять передачу опыта и знаний менее опытным научным работникам и представителям неакадемического сообщества |
E/07.8 |
8 |
|||
Обеспечивать комфортные условия труда персонала подразделения научной организации |
E/08.8 |
8 |
|||
Формировать и поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе |
E/09.8 |
8 |
|||
Предупреждать, урегулировать конфликтные ситуации |
E/10.8 |
8 |
|||
F |
Поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе |
7 |
Участвовать в работе проектных команд (работать в команде) |
F/01.7 |
7 |
Осуществлять руководство квалификационными работами молодых специалистов |
F/02.7 |
7 |
|||
Поддерживать надлежащее состояние рабочего места |
F/03.7 |
7 |
|||
Эффективно взаимодействовать с коллегами и руководством |
F/04.7 |
7 |
|||
Предупреждать, урегулировать конфликтные ситуации |
F/05.7 |
7 |
|||
G |
Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями информационной безопасности |
8 |
Организовывать защиту информации при реализации проектов/проведении научных исследований в подразделении научной организации |
G/01.8 |
8 |
H |
Поддерживать информационную безопасность в подразделении |
7 |
Соблюдать требования информационной безопасности в профессиональной деятельности согласно требованиям научной организации |
H/01.7 |
7 |
I |
Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности |
8 |
Организовывать деятельность подразделения научной организации в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности и охраны труда контролировать их соблюдение |
I/01.8 |
8 |
J |
Поддерживать безопасные условия труда и экологическую безопасность в подразделении |
7 |
Поддерживать безопасные условия труда и экологическую безопасность при выполнении научных исследований (проектных заданий) |
J/02.7 |
7 |
3. Результаты освоения программы по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Результаты освоения ОПОП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать
универсальными компетенциями:
- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
общепрофессиональными компетенциями:
- владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);
- владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);
- способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);
- готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4);
- способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
- способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
- способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшей школы (ОПК-8);
профессиональными компетенциями:
направленность: «Теория и методика обучения и воспитания (менеджмент)»
способностью проектировать учебное содержание, разрабатывать и внедрять программы учебных дисциплин в области «Экономика и менеджмент» (включая вузовский уровень) (ПК-1).
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
В соответствии с ФГОС ВО аспирантуры по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» качество подготовки обучающихся обеспечивается календарным графиком учебного процесса, учебным планом, рабочими программами дисциплин; программами практик и программой ГИА.
4.1. График учебного процесса
В графике учебного процесса приводится последовательность реализации ОПОП ВО аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» по годам обучения, включая теоретическое обучение, практики, промежуточную и итоговую аттестацию и каникулы.
4.2. Учебный план подготовки аспирантов
Учебный план программы аспирантуры составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения учебных циклов и разделов ОПОП ВО, обеспечивающих формирование компетенций. В учебном плане отражена общая трудоемкость дисциплин, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах, виды учебных работ, распределение часов по видам учебных работ, курсам и семестрам, формы промежуточной аттестации.
Программа аспирантуры разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» состоит из базовой и вариативной части. Базовая часть программы аспирантуры является обязательной вне зависимости от направленности программы аспирантуры, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя дисциплины (модули), установленные образовательным стандартом: «Иностранный язык», «История и философия науки» и итоговую аттестацию.
Вариативная часть программы аспирантуры направлена на расширение и углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией, а также научно-исследовательскую деятельность в объеме, установленном организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы аспирантуры.
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры, а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры в соответствии с направленностью указанной программы.
4.3. Рабочие программы дисциплин
Рабочие программы дисциплин согласно учебному плану по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» представлены в Приложении (Теория и методика обучения и воспитания (экономика и менеджмент), Методы и инструменты современного менеджмента, Методика преподавания менеджмента в высшей школе, Организация проектной и исследовательской деятельности). Требования к РПД представлены в положении о рабочей программе дисциплине. Аннотации РПД выставляются на сайте (Теория и методика обучения и воспитания (экономика и менеджмент), Методы и инструменты современного менеджмента, Методика преподавания менеджмента в высшей школе, Организация проектной и исследовательской деятельности).
4.4. Практики
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» практика является обязательным разделом ОПОП ВО аспирантуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Практики направлены на получение профессиональных умений и опыта профессионального деятельности.
Программы практик составляются разработчиками ОПОП по направлениям/направленностям (профилям) в соответствии с «Положением о практике аспирантов».
По всем направлениям/направленностям (профилям) педагогическая практика является обязательной согласно п.6.4. ФГОС ВО.
Программа педагогической практики включает цели, задачи, структуру, содержание и условия организации практики, результаты прохождения практики.
Педагогическая практика организуется в ПГГПУ и включает в себя преподавание дисциплин учебного плана бакалавров, обучающихся по различным направлениям.
Разработчик ОПОП может установить конкретный тип практики в зависимости от направленности ОПОП и результатов освоения программы.
Направленность «Теория и методика обучения и воспитания (менеджмент)» предусматривает научно-исследовательскую практику.
4.5. Научные исследования.
Научные исследования обучающихся являются обязательным разделом ОПОП ВО аспирантуры и направлены на формирование универсальных общепрофессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
В Блок 3 «Научные исследования» входят научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Содержание научно-исследовательской деятельности отражается в индивидуальном учебном плане аспиранта.
Научно-исследовательская деятельность аспирантов, обучающихся по программе «Образование и педагогические науки» предусматривает следующие виды и этапы выполнения и контроля:
планирование научно-исследовательской деятельности;
проведение научно-исследовательской деятельности;
составление отчета о научно-исследовательской деятельности;
публичная защита выполненной работы.
Научно-исследовательская деятельность проводится на выпускающей кафедре. Защита результатов работы проводится в рамках теоретического семинара, при участии ведущих ученых выпускающей кафедры, участии в конференциях и публикаций научных статей.
5. Фактическое ресурсное обеспечение программы аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» формируется на основе требований к условиям реализации ОПОП ВО аспирантуры, определяемых ФГОС ВО по данному направлению.
Кадровое обеспечение ОПОП ВО по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» соответствует требованиям ФГОС ВО: доля штатных преподавателей, обеспечивающих реализацию ОПОП по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» аспирантуры, составляет 100 %. Преподаватели, реализующие программу аспирантуры систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью.
Программа аспирантуры обеспечена необходимой учебной и научно-педагогической литературой из фонда ФБ ПГГПУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО по всем циклам дисциплин. Все аспиранты обеспечены доступом к ЭБС «Университетская библиотека онлайн».
Количество мест в читальных залах 220, в том числе автоматизированных рабочих мест для читателей – 20. Количество ПК с доступом в Интернет для читателей библиотеки – 20 единиц. Библиотека выписывает периодические издания, среди них - основные российские научные журналы, внесенные в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», рекомендованный ВАК Министерства образования и науки РФ.
Аспирантам обеспечен доступ к электронному каталогу фундаментальной библиотеки с собственными библиографическими базами данных:
1. БД «Сводный каталог» (отражает книги, авторефераты, диссертации, нотные издания и электронные издания).
2. БД «Книжные памятники» (рукописные и старопечатные издания до 1830 года, издания гражданского и латинского шрифтов до1850 г., др. виды изданий относящиеся к книжным памятникам).
3. БД «Периодика» (включает библиографические описания журналов, газет, аналитическую роспись статей).
4. БД «Статьи».
Web-версия электронного каталога библиотеки ПГГПУ представлена в сети Интернет. В web-версии ЭК представлены три БД «Сводный каталог», «Периодика» и «Статьи».
В фонде библиотеки создана коллекция оцифрованных изданий из редкого фонда библиотеки (книги, статьи из журналов, рукописи), которая включает Электронную библиотеку «Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII – нач. XX вв.», доступ к которой обеспечен в сети Интернет по адресу http://relig-library.pstu.ru).
Аспирантам обеспечен доступ к различным электронным ресурсам локального и удаленного доступа, электронная подписка вуза включает: электронные библиотечные системы (ЭБС) учебной, учебно-методической, научной литературы, базы данных законодательных материалов, периодических изданий.
Библиотека ПГГПУ располагает литературой, в том числе имеет обязательную учебную литературу, авторефераты, диссертации.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса по программе соответствует требованиям ФГОС ВО. Кафедры, участвующие в реализации программы аспирантов, оснащены необходимым мультимедийным оборудованием и оргтехникой в объеме, достаточном для обеспечения уровня подготовки в соответствии с ФГОС ВО.
Для реализации программы аспирантуры «Образование и педагогические науки» используются:
компьютерный класс с доступом в Интернет;
лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, учебно-методический кабинет.
6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников, завершивших обучение по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки». В ПГГПУ созданы оптимальные условия для реализации программы аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки». Руководителями тем исследований являются: Андруник Андрей Петрович, доктор педагогических наук, доцент Образование (квалификация) высшее - Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. В.И. Чуйкова в 1994 по специальности «Экспериментальная ядерная физика, физика плазмы», в мае 2003 года получил образование по специальности «Социология». 2013 Юго-Чешский университет (г. Чешске Будеёвице, Чехия) по программе «Менеджмент 2.0», «Юридическая психология», Международная академия торговли и дипломатии (г. Прага, Чехия) по программе «Современные императивы Болонского процесса» , 2014 Пермский национальный исследовательский политехнический университет по программе «Правовое и налоговое регулирование предпринимательской деятельности», 2015 IPT по программе «Инновационные педагогические технологии для научно-педагогических работников (в области экономических наук)», 2016 -НАСДОБР по программе «Государственная аккредитация образовательной деятельности» 2017 -РАНХиГС по программе «Электронная информационно-образовательная среда и активные методы обучения в вузе». В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук В 2008 г. присвоено ученое звание «Доцент по кафедре правоведения» . В 2009 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Концепция профилактики девиантного поведения» на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 20.02.02 – «Военная педагогика и военная психология» в ДС 215.003.06 при Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2010 года № 17д/7 присуждена ученая степень доктора педагогических наук. В 2013 г. получил диплом Международного образца «Магистр социологии Карлового университета (Прага)». Член Российского общества социологов при РАН, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор АБОП, профессор кафедры «Менеджмента и права» РЭУ им. Г.В. Плеханова; профессор кафедры «Экономики и менеджмента» РАНХиГС при Президенте России. Имеет более 220 научных трудов (монографии, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи) по проблемам правового воспитания и юридической психологии. Учебные курсы в ПГГПУ- теория менеджмента, НИР, методология научного исследования в предметной области. Научные интересы: менеджмент, правовое воспитание и юридическая психология.
Малышев Юрий Авенирович, доктор экономических наук, профессор Образование (квалификация) высшее. Окончил Пермский политехнический институт факультет "Авиадвигатели" по специальности "Экономика и организация машиностроительной промышленности". Защитил докторскую диссертацию по теме "Теория и методология развития институциональных отношений в территориальном сообществе" в 2006 году. Читаемые дисциплины: 1. Экономика предприятия 2. Институциональная экономика 3. Информационный менеджмент 4. Междисциплинарный анализ институтов 5. Теория менеджмента 6. Управление рыночной устойчивостью и конкурентоспособностью 6. Экономика фирмы 7. Экономические основы работы с молодежью 8. Оценка бизнеса 9. Методология научного исследования в предметной области 10. Основы научно-исследовательской работы 11. Основы экономической деятельности предприятия лёгкой промышленности Научные интересы: институциональная экономика, региональная экономика, инновации, оценка стоимости бизнеса. Повышение квалификации. Уральское отделение Российской академии наук, стажировка «Институты развития региона»2008 г. Рено, стажировка 2009 г. Система двухуровневого образования. ФГОУ «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей»» г. Санкт-Петербург. Тема: «Методы и технологии управления вузом в современных условиях» - 72 часа. 23 апреля 2009 по 14 мая2011 г.г. США. Чикаго, Луисвилл. Стажировка. «Научное обеспечение устойчивого социально-экономического развития стран и территорий» 8-18 октября 2011г. 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки». В соответствии с ФГОС ВО аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации. В соответствии с требованиями ФГОС ВО аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП ВО на кафедрах ПГГПУ, участвующих в подготовке аспирантов по программе «Общая педагогика, история педагогики и образования», созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (Педагогическая практика, Научно-исследовательская деятельность, Научно-исследовательская практика, Организация проектной и исследовательской деятельности, Методы и инструменты современного менеджмента, Методика преподавания менеджмента в высшей школе, Теория и методика обучения и воспитания (менеджмент)). Эти фонды включают: - контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, и контрольных работ, зачетов. - контрольные вопросы для сдачи кандидатских экзаменов; - примерную тематику рефератов и докладов; - комплексные задания для определения уровня освоения компетенций. 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников В соответствии с ФГОС ВО аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» итоговая аттестация выпускника программы аспирантуры является обязательной, осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме и направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО. Итоговая государственная аттестация выпускников программы аспирантуры включает сдачу государственного экзамена и защиту научно - квалификационной работы (диссертации) на основе результатов научно-исследовательской деятельности. Государственный экзамен является первым этапом государственной итоговой аттестации обучающихся в аспирантуре по программам подготовки научно-педагогических кадров. Целью государственного экзамена является определение соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров требованием федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки. Задачами государственного экзамена является: - оценка соответствия универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций аспиранта требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки; - оценка профессиональных знаний, умений и навыков по направлению и профилю подготовки; - оценка способностей аспиранта к использованию методов философии, педагогики и знаний иностранного языка и литературы при обсуждении специальных вопросов. Защита научно- квалификационной работы (диссертации) является заключительным этапом проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в аспирантуре по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Целью защиты научно-квалификационной работы (диссертации) является определение соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров требованиям федерального образовательного стандарта по направлению подготовки. Задачами научно-квалификационной работы (диссертации) являются: -оценка соответствия универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций аспиранта требованиям федерального образовательного стандарта по направлению подготовки; -оценка профессиональных знаний, умений и навыков профилю подготовки и квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Научно-квалификационная работа (диссертация) выполняется на основе результатов научно-исследовательской деятельности аспиранта. Итоговая государственная аттестация аспирантов осуществляется в соответствии с требованиями: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3; постановления Правительства РФ от 29.09.2013 г. № 842 «Положение о порядке присуждения ученых степеней»; - приказа Минобрнауки РФ от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); - Федеральных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации; ГОСТа Р 7.0.11 - 2011. Диссертация и автореферат диссертации: структура и правила оформления; - приказа Минобрнауки РФ от 18.03.2016 г. № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки;
- Программы ГИА ОПОП.
|