Кафедра высшей математики и методики обучения математике

Черемных Елена Леонидовна
О КАФЕДРЕ

Миссия кафедры высшей математики и методики обучения математике

Основные научные направления кафедры высшей математики и  методики обучения математике на 2021-2022 уч. год

Отчеты кафедры за 2021 год и планы на 2022 год 

В сентябре 2018 г. кафедра высшей математики и кафедра  теории и методики обучения математике объединены в кафедру высшей математики и методики обучения математике.

В октябре 2011 г. кафедры алгебры, геометрии и математического анализа объединены в кафедру высшей математики.

Цель учебно-воспитательной деятельности кафедры 

Через преподавание представленных на кафедре учебных математических дисциплин, проведение практик и внеаудиторных мероприятий, подготовку курсовых и выпускных квалификационных работ обеспечить возможность обретения каждым студентом мотивационно-личностной, информационной и деятельностной готовности к профессиональной педагогической деятельности обучения школьников математике и воспитания средствами математики.

Задачи кафедры высшей математики и методики обучения математике:
  • формирование общих представлений об основных понятиях, идеях, теориях, методах преподаваемых математических дисциплин как составной части общей математической культуры,  как  фундамента для освоения специальных компетенций;
     
  • использование языка и методологического аппарата математических дисциплин  в соответствии с принятыми требованиями в качестве универсальных средств науки;
     
  • создание полноценной системы представлений о современных направлениях развития математики и ее приложений;
     
  • формирование устойчивых технологических  и технических навыков решения различных математических задач, в том числе – с практическим содержанием;
     
  • научное обоснование школьных курсов алгебры, геометрии, начал анализа;
  • интеграция подготовки студентов с педагогической деятельностью в учреждениях образования г. Перми и Пермского края;  
  • проведение комплекса мероприятий по профессиональному самоопределению будущих учителей;
  • организация подготовки и переподготовки преподавателей для деятельности в системе непрерывного образования «школа-вуз»;
  • проведение педагогической практики для студентов математического факультета с целью их эффективного вхождения в профессиональную деятельность;
  • организация преподавания математики как культурного процесса с привлечением современных достижений естественных, социальных и гуманитарных наук.
Научная деятельность кафедры высшей математикии и методики обучения математике осуществляется по нескольким направлениям:
  • Научно-исследовательская работа

    • Методы решения теоретических и прикладных математических задач. Линейные пространства, снабженные типологией, порядком и другими  структурами. (Руководитель проф. Е.И. Смирнов).
    • Управление социально-техническими системами в условиях нечеткости исходной. информации (Руководитель проф. М.Б. Гитман).
    • Историко-математические исследования. Комбинаторный анализ, теория графов. (Руководитель проф. А.Е. Малых).
    • Оригами и геометрия; многообразие геометрий. Геометрия,  Геометрические исследования  объектов естественных наук и техники. (Руководитель доц. Г.Г. Шеремет).
       
  • Научно-методическая работа

    • Проблемы преподавания математики в вузах. Технология наглядно-модельного обучения математике: исследование сущности, характеристик, видов, уравнений, функций, механизмов, средств и технологий. (Руководители проф. Е.И. Смирнов, доц. Л.П. Латышева ).
    • Определение содержания, технологии подготовки и профессиональных компетенций будущего учителя. (Основатель школы проф. И.Д.Пехлецкий. Руководитель проф. Е.И. Смирнов).
    • Фундирование профессионально-предметных  умений будущего учителя математики в учебном процессе педвуза. (Руководитель проф. Е.И. Смирнов ).
    • Научно-педагогическая работа в области математики и ее истории. (Руководитель проф. А.Е. Малых).
       
  • Учебно-педагогическая работа
     
  • Руководство научно-исследовательской и научно-методической работой студентов и магистрантов
Основные направления научно-методической работы:

Методика обучения математике

  • Исследования в области методики преподавания математики;
  • Исследования по совершенствованию методов и форм обучения математике в школе;
  • Разработка курсов по выбору по методике обучения математике для студентов: вопросы внеучебной работы по предмету;
  • система внеаудиторной работы со студентами;
  • Вопросы вузовской методики: формы и методы работы со студентами, педагогическими коллективами;
  • Методическая помощь учителям города и края;
  • Преподавание математики и руководство методической работой в общеобразовательных учреждениях;
  • Формирование креативной направленности учебно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей.

Методика обучения и воспитания в школе

  • Обновление содержания математического образования в соответствии с новыми требованиями по подготовке педагогических кадров;
  • Привлечение преподавателей кафедры к учебному процессу и научно-методической деятельности в школах и вузах города Перми и края;
  • Технологическое обеспечение математического образования в учебных заведениях различного типа и вида.

Исследование концептуально-методологических проблем преподавания математики в школе и в вузе.

  • Довузовская подготовка в системе непрерывного образования «школа-вуз»;
  • Разработка концептуально-методологических проблем преподавания математики на английском языке.

 

Из истории кафедры математического анализа

Разделы математики, относящиеся к высшей, преподавались в институте с момента его открытия 9 сентября 1921 г. Отдельная кафедра математического анализа образовалась в1938 г. Кафедру возглавил доцент Б.В. Бородин.

Основной  учебной дисциплиной в первые годы был математический анализ. В 40 – 50-х годах XX века к ним добавились: теория функций, дифференциальная геометрия, методы математической физики, история математики, а затем и теория вероятностей. В связи с этим с1955 г. она называлась кафедрой высшей математики. В 1972 г. при перестройке системы подготовки учителей математики в пединститутах первоначальное название было восстановлено. Кафедра оказала заметное влияние на развитие математического просвещения на Урале. В ее составе всегда трудились замечательные преподаватели, покорявшие студентов педагогическим мастерством и научной эрудицией, воспитавшие много поколений учителей: Г.М. Гуменюк, Г.К. Останов, В.Г. Михальчук, Н.А. Филичкина, И.И. Филисонова, Н.Я. Карпович, Р.Б. Зархина, Л.И. Пантелеева, Н.В. Борисов, Н.М. Долгов, Т.В. Новикова, Н.Я. Решетов, В.М. Соснин, Н.П. Чеснокова, Г.П. Андреев, Л.М. Конюхова, С.И. Каменских, А.Л. Жуланов, Е.К. Хеннер, Л.В. Пономарева Т.К. Плышевская, М.Р. Игошева, Н.А. Ситникова, М.А. Южаков, И.П. Лебедева, Л.Б. Бурди, С.А. Чумаков, Н.П. Опарин, И.И. Кобяков, С.А. Юганова и др.

В числе сотрудников  кафедры – участники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: В.И. Яцеев, Н.Г. Гонин, В.Г. Куколев, И.М. Лурье.

В разные годы кафедрой математического анализа руководили Б.В. Бородин (1938 – 1956 гг.), И.И. Лихолетов (1956 – 1961 гг.), И.В. Мисюркеев (1961 – 1962 гг.), Л.И. Волковыский (1963 – 1965 гг.), И.Д. Пехлецкий (1965 – 1983 гг., 1988 – 2001 гг), Ю.Ф. Фоминых (1983 – 1988 гг.), Л.П. Латышева (2001 – 2011 гг.).

Научные разработки в разных областях теоретической и прикладной математики характерны для всех периодов деятельности кафедры. В 1961 г. создается научное направление по нелинейному функциональному анализу, в 1962 г. – по теории функций комплексного переменного, в 1980 г. – по теории дифференциальных уравнений, в 90-е годы – по изучению методов решения прикладных задач.

В 90-е годы ХХ века в русле идей, разработанных профессором Игорем Дмитриевичем Пехлецким, сотрудниками кафедры проводились коллективные научно-педагогические исследования по направлениям: математизированные модели дидактических явлений и процессов; проблемы совершенствования преподавания математики в средней и высшей школе; проблемы преподавания математического анализа в вузе.

В 1989  г. на кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики и образования; научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор И.Д. Пехлецкий. Основное направление исследований – «Математизированное моделирование закономерностей  обучения как основа совершенствования учебного процесса».

Из истории кафедры алгебры и геометрии

В 1938 г. в Пермском государственном педагогическом институте была создана кафедра алгебры и геометрии, которую возглавил профессор А.В. Ланков. В её состав вошел Е.Г. Гонин – будущий руководитель аспирантуры и нового научного направления – дискретная математика. Е.Г. Гонин осуществлял руководство кафедрой на протяжении 22 лет.

Со времени основания кафедры алгебры и геометрии активно проводилась научно-исследовательская работа: регулярно публиковались «Ученые записки» ПГПИ, организовывались ежегодные зональные научно-практические конференции преподавателей, научные семинары.

В 1976 г. Е.Г. Гонин передал заведование кафедрой алгебры и геометрии кандидату физ.-мат. наук, доценту О.М. Поносовой. Основной научный потенциал кафедры составили бывшие аспиранты или ученики научной школы профессора Е.Г. Гонина: кандидат физ.-мат. наук, доцент Л.И. Истомина, кандидат физ.-мат. наук, доцент О.М. Поносова, доценты Л.Я. Панкратова и Т.М. Соромотина, ст. преподаватель О.Д. Угольникова и др.

Позднее кафедра была разделена на две: кафедра алгебры и кафедра геометрии (1983 г.).

Кафедра алгебры начала свою деятельность в составе: В.С. Морозова (зав. кафедрой), Н.Е. Домошницкая, Ю.Н, Зверева -  кандидаты физико-математических наук, доценты, А.Н. Пехлецкая – старший преподаватель, кандидат педагогических наук, В.Г. Алябьева - старший преподаватель и ассистенты А.П. Анферова, В.И. Данилова, В.А. Подольский. В 1984 году В.А. Подольский закончил обучение в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, в 1985 году ему была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук. На кафедре большое внимание уделяли профессиональной направленности преподавания, а Э.С. Васильев - компьютеризации обучения алгебре и теории чисел. Доценты В.С. Морозова и Н.Е. Домошницкая приступили к разработке и публикации методических рекомендаций по алгебре и теории чисел. В 1986 году на должность заведующего кафедрой был избран доцент Э.С. Васильев. С 1988 года кафедрой заведует доцент Ю.Н. Зверева, позже – О.Л. Калинина.

С 1984 г. кафедрой геометрии заведовала кандидат физ.-мат. наук, доцент Л.И. Истомина. Много лет отдала работе в институте, а затем и университете доцент З.И. Андреева. С 1986 г. до образования кафедры высшей математики кафедру геометрии возглавляла доктор физ. мат. наук, профессор А.Е. Малых, она же возглавила новую кафедру высшей математики и была её заведующей вплоть до 2013 года.

В 1995 и 1996 гг. при кафедре геометрии была открыта аспирантура по двум специальностям: 13.00.02  – Теория и методика обучения и воспитания (математика); 07.00.10 – История науки и техники. Научный руководитель – доктор физ. мат. наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Отличник народного образования РФ Алла Ефимовна Малых.


Положение о кафедре высшей математики методики обучения математике

Должностные инструкции

Отчет по НИР

План по НИР

Яндекс.Метрика