О лаборатории
Кафедра мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения (МД и ИТО) основана в 2005 г. Возникла как результат закономерного объединения в рамках одного подразделения ведущих преподавателей, материально-технических и учебных ресурсов физического факультета по следующим направлениям:
- теория и методика обучения физике,
- информатика и методика преподавания информатики,
- ИКТ в преподавании физики и информатики.
В период с 2005 по 2008 гг. кафедра обеспечивала преподавание ряда дисциплин и курсов по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью (информатика)» (квалификация - учитель физики и информатики). В 2008 г. по инициативе кафедры МД и ИТО на физическом факультете ПГПУ был открыт прием на новую специальность 230202 «Информационные технологии в образовании» (квалификация - инженер). По данной специальности кафедра МД и ИТО является выпускающей.
С момента основания кафедры не только количественно возрос, но и качественно изменился состав ППС.
В настоящее время на кафедре работают 11 преподавателей - 2 профессора, 4 доцента, 3 старших преподавателя и 2 ассистента. В составе ППС 1 доктор пед. наук, 1 канд. тех. наук, 3 канд. физ.-мат. наук, 3 канд. пед. наук. В этом году на кафедре появились молодые преподаватели - это выпускники нашего факультета, закончившие обучение по специальности 230202 "Информационные технологии в образовании".
Процент остепеннености ППС кафедры (приведеный к доле ставки) – 83,6 % .
Преподавателями кафедры МД и ИТО разработано и читается более 130 учебных дисциплин и курсов по основным образовательным программам, реализуемым на физическом факультете, а также других факультетах ПГГПУ:
- ПиМНО (цикл дисциплин по информатике),
- естественнонаучном (ИКТ в образовании),
- историческом (ИКТ в образовании),
- правового и социально-педагогического образования (ИКТ в образовании).
Кафедра обеспечивает реализацию программ дополнительного профессионального образования. В частности, с 2008 по 2012 гг. преподаватели кафедры были задействованы в организации курсов повышения квалификации для образовательных учреждений по теме «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ». За пять лет обучение в этом направлении прошли более 80 слушателей ПГГПУ. В последние несколько лет преподаватели и аспиранты кафедры обеспечивают проведение курсов повышения квалификации учителей средних общеобразовательных школ по направлениям "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА" и "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ".
На кафедре ведется работа по повышению квалификации ППС. В период 2008-2010 гг. осуществлялось сотрудничество с компанией D-Link в области разработки и проведения учебных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в образовании» (квалификация «инженер»). Было организовано чтение учебных лекций специалистами компании на базе оборудования и учебных пособий D-Link. Преподаватели и сотрудники кафедры по завершению лекций прошли тестирование и получили сертификаты компании. В 2012 г. сертификат участника партнерской программы для вузов в области образования BaseGroupLabs получили молодые преподаватели кафедры. В 2013 г. группа ведущих преподавателей кафедры повышала свое профессиональное мастерство в рамках курса "Пути и средства качественного улучшения образовательного процесса в вузе" (ПГГПУ, факультет ПиПКПК). Организуется повышение квалификации ППС кафедры и по другим направлениям профессиональной деятельности.
Коллектив кафедры ведет активную научную и научно-методическую работу. К ее приоритетным направлениям относятся:
- Содержание и методика обучения студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы высшего образования.
- Методика обучения физике в средней общеобразовательной школе.
- Методика обучения информатике в средней общеобразовательной школе и вузе.
- Интерактивные образовательные информационные системы, мультимедиа контент информационных систем (физика и методика обучения физике, информатика и методика обучения информатике, средняя школа, вуз) (в рамках приоритетного направления развития науки и техники в РФ – информационные и телекоммуникационные системы.
- Когнитивные технологии в проектировании цифровых образовательных ресурсов (в рамках приоритетного направления развития науки и техники в РФ – когнитивные технологии).
- Методы и технологии политехнического обучения в рамках современной образовательной парадигмы. Развитие технического творчества учащейся молодежи: школа, вуз.
В реализации направлений научно-методической работы кафедры задействованы известные в России и за рубежом преподаватели кафедры (проф О.И. Мухин, проф. Е.В. Оспенникова, доц. Е.А. Еремин, доц. Д.В. Баяндин), имеющие большое количество публикаций, включая учебники и учебные пособия и являющиеся авторами-разработчиками оригинальных информационных систем и цифровых образовательных ресурсов (см. раздел Публикации кафедры)
Коллектив кафедры МД и ИТО - участник крупных общероссийских проектов по информатизации образования. За последние 6 лет выполнены следующие проекты:
1. Проект НФПК «Информатизация системы образования» КОМПОНЕНТ В. Профессиональное развитие педагогов в области применение ИКТ для целей образования. Программа компонента В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Вуз - исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ПГПУ). Договор ELSP/В1/C/016/01-06 (рук. проекта - проф. Е.В. Оспенникова) (2006-2008 гг.) (финансирование по договору -100 000 (сто тысяч долларов США). Основная часть работ по проекту выполнена ППС и сотрудниками кафедры МД и ИТО.
На заключительном этапе выполнения данного проекта ПГГПУ получил статус головного вуза в образовательной области «Естествознание». Коллектив кафедры МД и ИТО возглавил подготовку межвузовского сборника методических материалов для педагогических вузов:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480 с. (Библиотека информатизации образования).
Как результат реализации проекта НФПК в 2007 г. в Университете основана и функционирует Лаборатория ЦОР и педагогического проектирования (см. раздел Научные лаборатории ПГГПУ).
2. Проект НФПК «Информатизация системы образования» ELSP/А2/Gr/001_004 «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования» (2005-2008 гг.). Организация исполнитель – ООО Физикон. Авторы-разработчики – проф. Оспенникова Е.В., аспирант Ремизова Е.С (Шестакова) (2006-2010 гг.).
3. Проект "Повышение квалификации специалистов сферы образования использованию электронных образовательных ресурсов". По заказу Министерства образования и науки РФ, контракт от 01.08.2011 г. № 07.Р07.11.0011 (в рамках проекта в субъектах РФ организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий учителей средних школ по программе "Использование ЭОР в образовательной деятельности по предмету"). Совместно с Институтом информационных технологий «АйТи» разрабан учебно-методический комплекс по образовательной программе «Использование ЭОР в образовательной деятельности основной школы. Физика». Автор-разработчик – проф. Оспенникова Е.В (2011 г.)
Кафедра принимает активное участие в реализации Программы Стратегического развития ПГГПУ. Ниже указаны проекты и конкурсы, в которых приняли участие наши преподаватели:
4. Проект: ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (характер проекта: прикладное исследование; науч. руководитель – проф. Е.В. Оспенникова).
5. Конкурс учебных изданий сотрудников ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» (2012 г.). В рамках данного конкурса коллективом преподавателей кафедры подготовлено и издано учебное пособие:
- Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные вопросы. Школьный физический эксперимент в условиях современной информационно-образовательной среды: учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников, А.Е. Нельзин, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова,; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 357 с. ISBN 978-5-95218-658-4
С 2005 г. на кафедре осуществляется обучение в аспирантуре по специальности 13.00.02. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, уровни общего среднего образования и профессионального образования). Обучение в очной и заочной формах прошли 12 аспирантов (данные на декабрь, 2013 г.). В настоящее время на кафедре обучается 5 аспирантов.
С момента основания кафедры МД и ИТО (январь, 2005 г.) успешно защищены 6 кандидатских диссертаций, посвященных различным аспектам проблемы информатизации системы образования, проблемам проектирования средств ИТК для средней школы и вуза и методики их применения в обучении.
На кафедре МД и ИТО сложилась и функционирует методическая школа, связанная с исследованием проблем информатизации образования (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е.В. Оспенникова). Общий перечень публикаций преподавателей кафедры по данному наравлению включает более 500 работ, за 2008-2013 гг. - более 240, в том числе статьи в центральной периодической печати и рецензируемых журналах реестра ВАК.
С 2005 г. издается ежегодный кафедральный научный журнал Вестник ПГГПУ: серия «Информационные компьютерные технологии в образовании» (электронная и полиграфическая версии, имеются регистрационные номера в библиометрической системе ISSN) (http://mdito.pspu.ru/?q=node/89). В 2014 г. кафедральный научный журнал зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).
Преподаватели и сотрудники кафедры - активные участники международных научных форумов. Только за последние два года (2012-2013 гг.) они приняли участие более чем в 30 конференциях, семинарах, симпозиумах. Из них 20 научных форумов имеют международный статус. В их числе 2 зарубежные конференции (Чехия, Великобритания). На форумах представлено более 30 докладов преподавателей и аспирантов кафедры по современным проблемам информатизации образования.
Имеются публикации в зарубежных изданиях, в том числе индексируемых в SCOPUS и Web of Science:
- Eremin, E.A. The Software for 3D-viewing of Educational Topic Maps. Proceedings of the 2008 4th International IEEE Conference on Intelligent Systems. Editors Ronald R. Yager, Vassil S. Sgurev, and Vladimir S. Jostov. Volume II, p. 17-9 - 17-11.Varna,Bulgaria, September 6-8, 2008 (индексируется в SCOPUS).
- Eremin E. Using VRML Technology for Visualization of Relations between the Main Concepts of an Educational Course. In: Conceptual Structures: Leveraging Semantic Technologies. Proceedings of the 17th International Conference on Conceptual Structures (ICCS 2009). Series Lecture Notes in Artificial Intelligence (LNAI) 5662. / Eds: S. Rudolph, F. Dau, S.O. Kuznetsov.Springer-VerlagBerlinHeidelberg, 2009. P.155-158.Moscow, 26-31 July, 2009 (индексируется в SCOPUS).
- Eremin E.A. Original Experimental Method to Evaluate Conceptual Students’ Knowledge. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, Volume 55, p.1227-1232. (индексируется в Web of Science)..
- Ospennikov N.A. Influence of high-frequency vibration on the morphological instability in the directional crystallization of binary melts /Chung-Wen Lan, D.V. Lyubimov, T.P. Lyubimova, N.A. Ospennikov, Ya. N. Parshakova, Wan-Chin Yu // Journal: Fluid Dynamics - FLUID DYN , vol. 43, no. 4, pp. 514-523, 2008 (индексируется в SCOPUS).
- Оспенникова Е.В., Оспенников А.А., Антонова Д.А. Выбор стратегии профессиональной подготовки студентов и оценка результатов ее реализации / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. научных трудов международной научно-практической конференции SWorld, 17-28 декабря, УКРАИНА, 2012 г. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – Вып. 4.
- и др.
Общее число публикаций ППС кафедры - более 900 работ. За период 2008-2013 гг. преподавателями опубликовано более 340 работ. Это учебники, учебные методические пособия, в том числе с грифами Минобразования РФ, статьи в центральной и региональной периодической печати, в сборниках научных трудов и материалах конференций. Является достаточно высоким уровень цитируемости научных работ преподавателей кафедры (по данным электронной библиотечной системы elibrary.ru).
Результаты научно-методической работы кафедры внедрены в учебный процесс ПГГПУ. Содержание целого ряда дисциплин в разработано с учетом направлений научно-методических исследований преподавателей кафедры. Активная научная и научно-методическая работа коллектива кафедры обеспечивает непрерывный рост качества преподавания. Значительное число опубликованных работ составляют основу для организации самостоятельной работы студентов, их подготовки к лабораторным работам, выполнения курсовых и дипломных работам, проведения производственной и преддипломной практик.
В разделе Публикации кафедры приведены научно-методические работы, выполненные преподавателями в направлении развития содержания учебных дисциплин (курсов) по различным специальностям и профилям подготовки студентов физического факультета.
Наиболее крупные и известные работы ППС кафедры последних двух лет, представленные в библиотеках вузов России и в электронных библиотечных системах:
- Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с. http://lbz.ru/books/264/5107/
- Еремин Е.А. Принцип работы компьютера. Основы работы с операционными системами. - Модуль 1 в кн. Основы компьютерной грамотности: базовый учебный курс. / Е.К. Хеннер, Е.А. Еремин, А.П. Шестаков, Е.Б. Аликина, Н.А. Тохтуева, М.В. Моисеева. - М: Изд. дом "Обучение-Сервис", 2008, с.13-114.- 2011
- Энциклопедия школьной информатики / И.Г.Семакин. Е.А. Еремин и др. / Под ред. И.Г.Семакина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 400 с. . http://lbz.ru/books/235/5079/
- Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – Ч 1. - 344 с., Ч.2 - 304 с. (Гриф Министерства образования и науки РФ). http://lbz.ru/books/230/7407/ , http://lbz.ru/books/230/7409/
- Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 11 класса : в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 240 с. – Ч1. - 240 с., Ч.2 - 304 с. (Гриф Министерства образования и науки РФ) http://lbz.ru/books/230/7408/ , http://lbz.ru/books/230/7410/
Научная репутация кафедры (издательская деятельность, уровень цитируемости научных работ, участие в работе диссертационных советов, работа преподавателей в качестве экспертов, членство в учебно-методических Советах федерального уровня и редакционных советах научных журналов, участие в научных и прикладных проектах различного уровня и др.) – показатель плодотворной работы ее творческого коллектива.
Дополнительную информацию о кафедре см. на странице http://www.mdito.pspu.ru/
Положение о кафедре мультимедийной дидактики информационных технологий обучения