Направления подготовки в аспирантуре
С 2005 г. при кафедре открыта и функционирует аспирантура по специальности 13.00.02. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, уровни общего среднего образования и профессионального образования).
Научное руководство подготовкой аспирантов осуществляется доктором педагогических наук, профессором Е.В. Оспенниковой
Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.
Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем.
К приоритетным направлениям научно-методической работы соискателей и аспирантов кафедры относятся:
- Содержание и методика обучения студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы высшего образования.
- Содержание и методика обучения физике в средней общеобразовательной школе.
- Интерактивные образовательные информационные системы, мультимедиа наполнение информационных систем (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз);
- Когнитивные технологии в проектировании цифровых образовательных ресурсов по физике (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз).
Обучение с момента открытия аспирантуры и до настоящего времени (декабрь, 2013 г) прошли 12 аспирантов (очная и заочная формы).
Успешно защищены 6 кандидатских диссертаций, посвященных различным аспектам проблемы информатизации системы образования, проблемам проектирования средств ИТК для средней школы и вуза и методики их применения в учебном процессе по физике.
Выпускники аспирантуры и соискатели кафедры, защитившие диссертации, работают в настоящее время на кафедре МД и ИТО ПГГПУ в качестве штатных сотрудников или внешних совместителей.
Молодые исследователи являются активными участниками различных конкурсов.
В 2010 г. аспиранты кафедры А.П. Печеный и А.Е. Нельзин стали лауреатами Всероссийской олимпиады аспирантов (г. Санкт-Петербург).
Несколько аспирантов и соискателей кафедры приняли участие в крупных федеральных проектах по выполнению прикладных методических исследований:
1. Проект НФПК «Информатизация системы образования» КОМПОНЕНТ В. Профессиональное развитие педагогов в области применение ИКТ для целей образования. Программа компонента В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Вуз - исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ПГПУ). Договор ELSP/В1/C/016/01-06 (рук. проекта - проф. Е.В. Оспенникова) (2006-2010 гг.)
На заключительном этапе выполнения данного проекта ПГГПУ получил статус головного вуза в образовательной области «Естествознание». Коллектив кафедры МД и ИТО возглавил подготовку межвузовского сборника методических материалов для педагогических вузов:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480 с. (Библиотека информатизации образования).
Аспиранты и соискатели кафедры в рамках данного проекта приняли также участие в подготовке сборника материалов по основам педагогического проектирования учебного процесса:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: Вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования).
2. Проект НФПК «Информатизация системы образования» ELSP/А2/Gr/001_004 «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования» (2005-2008 гг.). Организация исполнитель – ООО Физикон. Авторы-разработчики – проф. Оспенникова Е.В., аспирант Ремизова Е.С (Шестакова) (2006-2010 гг.).
Молодые исследователи кафедры принимают участие в конкурсах внутренних грантов вуза в рамках Программы Стратегического развития ПГГПУ. К научно-методической работе по данным проектам привлекаются студенты физического факультета.
В ноябре, 2013 г. Ершов Михаил Георгиевич – аспирант кафедры МД и ИТО ПГГПУ) – стал победителем конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе-2013», проводимого в рамках II Международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» (ноябрь, НИУ ИТМО, С-Петербург).
Конкурсная работа М.Г.Ершова «Применение образовательной робототехники в учебном процессе по физике в средней школе» была подготовлена в рамках программы стратегического развития ПГГПУ по проекту № 052-П «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (прикладное исследование; науч. руководитель – проф. Е.В. Оспенникова).
В подготовке конкурсной работы приняли участие студенты ПГГПУ Дерюшев А.Ю., Чурилов О.Н., обучающиеся по специальности «Информационные технологии в образовании» и являющиеся членами творческого коллектива проекта № 052-П ПСР ПГГПУ.
Итоги конкурса:
- диплом победителя конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе-2013» (ноябрь, НИУ ИТМО, С-Петербург);
- сертификат на приобретение оборудования цифровой лаборатории AFSTMпо одному из предметов естественнонаучного цикла (на 30 тыс. руб.);
- лицензионное программное обеспечение LabVIEW-2012, блок сбора данных и методические материалы Компании NI;
- право на публикацию результатов работы над проектом в журналах «Физика в школе», «Физика для школьника»
С момента основания кафедры успешно защены шесть кандидатских диссертаций. За последние 6 лет ученую степень кандидата пеадгогических наук получили:
1. Оспенников Н.А. Методика обучения будущих учителей использованию образовательных компьютерных технологий на лабораторных занятиях по физике в срденей школе (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2007 г.
2. Оспенников А.А. Обучение студентов педагогического вуза применению компьютерных технологий в организации деятельности учащихся по рещению физических задач (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2008 г.
3. Шестакова Е.С. Обучение студентов педагогического вуза реализации принципа историзма в учебном процессе по физике в условиях информатизации системы среднего образования (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). –2010 г.
4. Ильин И.В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2013 г.
В настоящее время на кафедре обучается 3 аспиранта (заочная форма обучения). Три соискателя (выпускники аспирантуры) завершают работу над кандидатскими диссертациями.
Как следствие активной и плодотворной работы преподавателей и аспирантов на кафедре МД и ИТО сложилась и функционирует известная в России методическая школа, связанная с исследованием проблем информатизации системы образования. Общий перечень публикации методической школы кафедры включает более 500 работ, за 2008-2013 гг. - более 240 работ, в том числе статей опубликованных в центральной печати и научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ (см. раздел Публикации кафедры).