Направления подготовки в аспирантуре

С 2005 г. при кафедре открыта и функционирует  аспирантура по специальности 13.00.02. 13.00.02  – теория и методика обучения и воспитания (физика, уровни общего среднего образования  и  профессионального образования). 

Научное руководство подготовкой аспирантов осуществляется доктором педагогических наук, профессором Е.В. Оспенниковой


Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.

Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем.

К приоритетным направлениям научно-методической работы соискателей и аспирантов кафедры относятся:

  • Содержание и методика обучения студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы высшего образования.
  • Содержание и методика обучения физике в средней общеобразовательной школе.
  • Интерактивные образовательные информационные системы, мультимедиа наполнение информационных систем (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз); 
  • Когнитивные технологии в проектировании цифровых образовательных ресурсов по физике (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз). 

Обучение с момента открытия аспирантуры и до настоящего времени (декабрь, 2013 г) прошли 12 аспирантов (очная и заочная формы).

Успешно защищены  6  кандидатских диссертаций, посвященных различным аспектам проблемы информатизации системы образования, проблемам проектирования средств  ИТК для средней школы и вуза и методики их применения в учебном процессе по физике.

Выпускники аспирантуры и соискатели кафедры, защитившие диссертации,  работают в настоящее время на кафедре МД и ИТО ПГГПУ в качестве штатных сотрудников или  внешних совместителей.


Молодые исследователи являются активными участниками различных конкурсов.

В 2010 г. аспиранты кафедры  А.П. Печеный и А.Е. Нельзин стали лауреатами Всероссийской олимпиады аспирантов  (г. Санкт-Петербург).

Несколько аспирантов и соискателей кафедры приняли участие в крупных федеральных проектах по выполнению прикладных методических исследований:

1. Проект НФПК «Информатизация системы образования» КОМПОНЕНТ В.  Профессиональное развитие педагогов в области применение ИКТ для целей образования. Программа компонента В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ  в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Вуз - исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ПГПУ). Договор ELSP/В1/C/016/01-06 (рук. проекта  - проф. Е.В. Оспенникова) (2006-2010 гг.)

На заключительном этапе выполнения данного проекта  ПГГПУ получил статус головного вуза  в  образовательной области «Естествознание». Коллектив кафедры МД и ИТО возглавил подготовку межвузовского сборника методических материалов для педагогических вузов:

  •  Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480 с. (Библиотека информатизации образования).

Аспиранты и соискатели кафедры в рамках данного проекта приняли также участие  в подготовке сборника материалов по основам педагогического проектирования  учебного процесса:

  • Цифровые образовательные ресурсы в школе: Вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования).

2. Проект НФПК «Информатизация системы образования» ELSP/А2/Gr/001_004 «Разработка информационных источников сложной структуры  для системы общего образования» (2005-2008 гг.). Организация исполнитель – ООО Физикон. Авторы-разработчики – проф. Оспенникова Е.В., аспирант  Ремизова Е.С (Шестакова) (2006-2010 гг.). 


Молодые исследователи кафедры принимают участие в конкурсах внутренних грантов вуза в рамках Программы Стратегического развития ПГГПУ. К научно-методической работе по данным проектам привлекаются студенты физического факультета.  

В ноябре, 2013 г. Ершов Михаил Георгиевичаспирант кафедры МД и ИТО  ПГГПУ) – стал победителем конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе-2013», проводимого в рамках II Международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» (ноябрь,  НИУ ИТМО, С-Петербург).

Конкурсная работа М.Г.Ершова «Применение образовательной робототехники в учебном процессе по физике в средней школе»  была подготовлена в рамках  программы стратегического развития ПГГПУ по проекту № 052-П «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (прикладное исследование; науч. руководитель – проф. Е.В. Оспенникова).

В подготовке  конкурсной работы приняли участие студенты ПГГПУ Дерюшев А.Ю., Чурилов О.Н., обучающиеся по специальности «Информационные технологии в образовании» и являющиеся членами творческого коллектива проекта № 052-П ПСР ПГГПУ.

Итоги конкурса:

  • диплом победителя конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе-2013» (ноябрь, НИУ ИТМО, С-Петербург);
  • сертификат на приобретение оборудования цифровой лаборатории AFSTMпо одному из предметов естественнонаучного цикла (на 30 тыс. руб.);
  • лицензионное программное обеспечение LabVIEW-2012, блок сбора данных и методические материалы Компании NI;
  • право на публикацию результатов работы над проектом в журналах «Физика в школе», «Физика для школьника»

С момента основания кафедры успешно защены шесть кандидатских диссертаций. За последние 6 лет  ученую степень кандидата пеадгогических наук получили:

1. Оспенников Н.А. Методика обучения будущих учителей использованию образовательных компьютерных технологий на лабораторных занятиях по физике в срденей школе (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2007 г.

2. Оспенников А.А. Обучение студентов педагогического вуза применению компьютерных технологий в организации деятельности учащихся по рещению физических задач (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2008 г.

3.  Шестакова Е.С. Обучение студентов педагогического вуза реализации принципа историзма в учебном процессе по физике  в условиях информатизации системы среднего образования (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). –2010 г.

4. Ильин И.В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике (специальность 13.00.02 – теория и методика обучения физике). – 2013 г.

В настоящее время на кафедре обучается 3 аспиранта (заочная форма обучения). Три соискателя (выпускники аспирантуры) завершают работу над кандидатскими диссертациями.


Как следствие активной  и плодотворной работы преподавателей и аспирантов на  кафедре  МД и ИТО сложилась и функционирует известная в России методическая школа, связанная с исследованием проблем информатизации системы образования. Общий перечень публикации методической школы  кафедры включает более 500  работ, за 2008-2013 гг. - более 240  работ, в том числе  статей  опубликованных в центральной печати и научных  журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ (см. раздел Публикации кафедры).

 

Яндекс.Метрика