Лаборатория социального развития детей дошкольного возраста
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ создано по решению Ученого Совета ПГГПУ в соответствии с приказом
ректора № 03/448 от «19 ноября» 2003 г.
О ЛАБОРАТОРИИ
Научно-исследовательская лаборатория социального развития детей факультета педагогики и психологии детства открыта в 2003 году под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.В. Коломийченко. Лаборатория является структурным подразделением Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В деятельности лаборатории принимают участие образовательные учреждения г. Перми и Пермского края, имеющие статус опытных педагогических площадок, творческих педагогических лабораторий, экспериментальных площадок муниципального, регионального и федерального уровней, центров инновационного опыта.
Основная цель деятельности лаборатории связана с повышением уровня профессиональной компетентности ее субъектов, обеспечивающей эффективную реализацию концептуальных оснований культурологической парадигмы в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Направления деятельности лаборатории связаны с решением ряда задач:
- поиск эффективных механизмов организации научных исследований, проведение дополнительных форм обучения, учебной, научной и производственной деятельности в интересах ПГГПУ и трудового коллектива лаборатории;
- обеспечение научно-исследовательской и производственной базой учебных практик, НИР студентов, соискателей и аспирантов дошкольного факультета;
- создание научно-исследовательской и производственной базы для научных и практических работ студентов, аспирантов и исследователей других факультетов и кафедр университета.
- использование интеллектуального потенциала сотрудников ПГГПУ и инновационного опыта работников системы дошкольного образования в учебной и научно-исследовательской работе со студентами, соискателями и аспирантами;
- трансляция результатов инновационного поиска в массовой практике дошкольного образования по ряду актуальных проблем («Теоретические и прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста»; «Организация инновационной деятельности по актуальным проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста»; «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста»; «Реализация гендерного подхода к социальному воспитанию детей дошкольного возраста»; «Социальная культура как программно-целевая, содержательная и технологическая основа социального воспитания детей дошкольного возраста»; «Организация религиоведческого просвещения детей в ДОУ»; «Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по социальному воспитанию детей дошкольного возраста»; «Взаимодействие детского сада с семьей по социальному воспитанию детей дошкольного возраста»);
- оказание помощи практическим работникам в разработке программ исследования социального развития детей дошкольного возраста, организации системы мониторинга, создании банка данных, оформлении результатов экспериментальной работы;
- организация последипломного образования (семинаров, курсов для педагогов, заведующих, психологов);
- консультирование по организации опытно-экспериментальной работы;
- издание и распространение научной и учебно-методической литературы.
Деятельность лаборатории как структурного подразделения ПГГПУ основана на следующих принципах:
- фундаментальности научных изысканий, ориентированных на поддержку лучших тенденций традиционных и инновационных потенциалов социального развития и воспитания детей дошкольного возраста, повышения профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в данной образовательной области;
- вариативности в определении концептуальных оснований социального развития и воспитания в условиях полипарадигмального образовательного пространства;
- композиционной целостности современных методологических подходов к проведению научных исследований и организации процесса социального воспитания (аксиологического, культурологического, системно-структурного, полисубъектного, средового, деятельностного, личностно-ориентированного, антропологического, синергетического);
- командной организации деятельности студентов, аспирантов, преподавателей и работников системы дошкольного образования в решении исследовательских и организационных задач;
- стабильности высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей, их методологической рефлексии и научных достижений;
- полисубъектности, обеспечивающий участие в деятельности лаборатории студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы, магистрантов, аспирантов и соискателей, работников системы дошкольного образования.