Преподаватели и сотрудники

Шабалина Ольга Валерьевна

Шабалина Ольга Валерьевна

доцент

кандидат филологических наук, доцент

Контактная информация

г. Пермь, ул. Пермская (Кирова), 65, корпус № 5 (4-й этаж), каб. 70

(342) 215-19-64

Присутственные часы на кафедре

Пн, ср, пт: 13:00–15:00

Краткая биография

Родилась в г. Перми, окончила филологический факультет ПГПИ, в 1992 г. окончила аспирантуру на кафедре общего языкознания ПГУ.

В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию «Структура и функционирование механизма метафоры в детской речи» по специальности 10.02.19 – теория языка.  Научный руководитель –  кандидат филологических наук, доцент Т. И. Доценко.

После окончания института в течение 5 лет  работала учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе № 133 г. Перми.

С 1997 по 2009 гг. работала в ПОИПКРО (старший преподаватель, доцент, зав. кафедрой МНО).

С  2009 г. работает в ПГПУ  на факультете ПиМНО доцентом кафедры МНО.

В настоящее время является доцентом кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников.

Научные интересы

Психолингвистика, детская речь, современные технологии обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению. 

Научные конференции

2021 г.

  • Студенческая научно-практическая конференция магистрантов «Начальное общее образование: инновации, управление, развитие»,вузовская, Пермь, ПГГПУ, 16 июня 2021 г.
  • Открытая олимпиада по методическим дисциплинам, Всероссийская , Пермь, 19 мая 2021 г.
  • Технологический и методический аспекты реализаций требований ФГОС НОО, факультетская студенческая (бакалавриат), Пермь, 26.04.2021 г.
  • Международная педагогическая гостиная по актуальным проблемам начального образования (дистанционное обучение), Алматы, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, дистанционная, 23 апреля 2021г
  • Международный круглый стол "Стратегии современного начального образования", дистанционная, Международный Казахский педагогический университет, 01.03.2021 г.
  • ХII Всероссийская научно-практическая конференция "Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе" Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова, Пермь,17.02.2021 г
  • Международная педагогическая гостиная по актуальным проблемам начального образования, дистанционная,13 февраля 2021 г.

2020 г.

  • Педагогическая гостиная  "МЭШ и Яндекс учебники", Международный Казахский педагогический университет, МГПУ, ПГГПУ, дистанционная, 05.12.2020 г.
  • Олимпиада учителей начальных классов общеобразовательных организаций Пермского края, Пермь, 17-25 ноября 2020 г.
  • ФГОС НОО: как управлять изменениями? Региональная  научно-практическая конференция, дистанционная, 14 ноября 2020 г.
  • Внедрение идей молодых исследователей в практику НОО,факультетская, Факультет ПиМНО, Пермь, ноябрь 2020 г.
  • Большие данные в образовании: анализ данных как основа принятия управленческих решений, международный, дистанционная, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Москва, 15 октября 2020г.
  • Теоретические и прикладные аспекты инновационного поиска в условиях современного образования, дистанционная, международная интернет-конференция, 10-26.10.2020 г
  • Краевая конференция Влияние проектно-задачной технологии на формирование учебного сотрудничества и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 12 мая 2020 Пермь - Очер, онлайн
  • Краевая конференция Влияние инновационных практик на формирование учебного сотрудничества и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 21 мая 2020 Пермь, онлайн
  • Студенческая научно-практическая конференция «Технологический и методический аспекты реализации требований ФГОС НОО» г. Пермь, 30 апреля – 21 мая 2020 г.
  • ХI Всероссийская с международным участием  научно-практическая конференция Воспитание и обучение в современном культурно-образовательном пространстве начальной школы (Педагогические чтения памяти  профессора А.А. Огородникова) 27 февраля 2020 года Пермь ПГГПУ
  • Международный круглый стол "Проблемы и перспективы современного оценивания" (12 февраля 2020 Россия – Казахстан- Белоруссия)
  • Краевая детская научно-практическая конференция "Мой первый шаг в науку"  24 января 2020 Пермь, Гимназия 31
2019 г. 
  • Международная научная конференция. Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена. 24-26 июня 2019 г. 
  • XXXIII Международная научно-практическая конференция. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение», 20 декабря 2019 г.
  • X Всероссийская НПК «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова». Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы. Пермь, ПГГПУ,  06.02.2019 г. 
  • Краевая научно-методическая конференция. ФГОС НОО. Где граница между старым и новым?, Пермь, ПГГПУ, 30.10.2019 г. 
  • Краевая  научно-практическая конференция. «Организация учебного сотрудничества на уроке и во внеурочной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий». ПГГПУ ПиМНО, МБОУ «Очерская СОШ №1», 15 марта 2019 г.
2018 г. 
  • Всероссийская научно-практическая конференция с дистанционным и международным участием: "Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации", г. Ульяновск, Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива», Научное издательство «ЗЕБРА», 20 – 21 декабря 2018 года;
  • Всероссийская конференция: "Организация развивающей образовательной среды  в начальной школе (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова)", г.Пермь, ПГГПУ, 7 февраля 2018 г.;
  • Городская конференция: "Механизмы достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в начальной школе", Пермь, МАОУ СОШ № 30, 27 марта 2018 г.

Учебные курсы

  • Русский язык
  • Практикум по русскому правописанию
  • Основы работы с научным текстом
  • Теоретические основы и технологии начального языкового образования
  • Теоретические основы и технологии начального литературного образования
  • Творческая деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
  • Учебно-исследовательская деятельность
  • Реализация ФГОС в филологическом образовании младших школьников
  • Основы речевой деятельности и развитие речи младших школьников
  • Методы и технологии формирования универсальных учебных действий младших школьников
  • Педагогические основы проектирования и сценирования развивающих занятий
  • Детское мифотворчество и фольклор в системе литературного и речевого развития

 

Повышение квалификации
  • «Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России» , Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (г. Москва), 25.11.2019 – 25.12.2019, 72 часа
  • «Электронная информационная образовательная среда ВУЗа», ПГГПУ, 07.10.19 – 01.11.19, 36 часов
  • Тренинг «Эффективные приемы обучения умениям XXI века», ПГГПУ, 15 декабря 2018 года  
  • Оценка достижений планируемых результатов, г. Пермь, Федеральный научно- методический центр Занкова Л.В., 2016 г., 24 ч.
  • Педагогика и методика начального образования. Челябинск , ЧГПУ, февраль 2015  (24 часа)
  • Проектная задача как особая форма учебной деятельности учащихся 2-5 классов в условиях введения ФГОС, г.Пермь, ПГГПУ, октябрь 2014, 24 часа
  • Образовательная среда и УДД в условиях перехода на ФГОС НОО,  авторский семинар Е.В. Чудиновой. Пермь, ЦРО, 2012. (20 часов)
  • Внутренний аудит как инструмент развития вуза. Пермь, ПГГПУ, 2012. (72 часа)  
Публикации

За последние 5 лет имеет более 30 публикаций, из них семь учебных пособий.

Сборники:
  • Сборник научных статей студентов высших учебных заведений Российской федерации: электрон. сб. ст. по матер. VI открытого конкурса выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры (2019) / под общ. ред О.В. Шабалиной; Перм. гос.гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019 – 171с.
Статьи:
2021 г.
  • Шабалина О.В. Смысловое чтение: подходы к пониманию термина. Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе: электрон. сб. ст.  по материалам ХII Всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (17 февраля 2021 г., г. Пермь, Россия). Ч. 1 / под общ. ред. О.В. Шабалиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2021. – С 183-189.
2020 г.  
  • Шабалина О.В., Симанова Н.В. Использование имен прилагательных в письменной речи современных младших школьников. Воспитание и обучение в современном культурно-образовательном пространстве начальной школы: электрон. сб. ст. по матер. ХI всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (27 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. С. 327-331.
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. 

  • Особенности применения формирующего оценивания в коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – №3. – 2020. - С. 36-49., Пермь

  • Захарова В. А., Худякова М. А., Шабалина О. В., Занина К. А., Селькина Л. В., Волкова Л. В. Подготовка педагогов к введению ФГОС начального общего образования: оценка рисков на основе анализа данных. Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции 15 октября 2020 г., Москва / под общ.ред. О.А. Фиофановой. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020 — 390 с. – C.297-310, Москва

2017 г.
  1. Шабалина О.В. Проектирование современного урока русского языка:  постановка дидактической  цели // Современная начальная школа: обучение, воспитание, развитие: сб. статей по материалам VIII краевой научно-практической конференции "Педагогические чтения имени профессора А.А. Огородникова" (25 ноября 2016г, г. Пермь)/ред.колл.: Селькина Л.В. [и др.]; под общ.ред. М.А. Худяковой; Перм.гос.гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017 
  2. Шабалина О.В. (соавтор Садыева А.М.) Особенности восприятия изложения как вида работы по развитию связной речи младшими школьниками и учителями начальных классов // Современная начальная школа: инновации и традиции: электрон. сб. ст. по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета педагогики и методики начального образования, 1 ноября2017 г, Пермь -. Пермь ПГГПУ. – 2017. С.88-95 РИНЦ
  3. Шабалина О.В. (соавтор Поскребышева М.А.) ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности.//  Современная начальная школа: инновации и традиции: электрон. сб. ст. по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета педагогики и методики начального образования, 1 ноября2017 г, Пермь -. Пермь ПГГПУ. – 2017. С.476-482 РИНЦ
2016 г.
  1. Шабалина О.В. Лингводидактические аспекты исследования метафоры. // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. трудов/ под ред. проф. М.П. Котюровой. (соавторы: Мишланова С.Л., Морозова Е. В.) - Пермь: ПГНИУ, 2016. – Вып. 20. – 268 с. - С. 230-250
  2. Shabalina О.V. Conditions of Formation of metaphorical Competence in Ontogenesis // International Symposium  «Metaphor as Means of Knowledge Communication»: book of abstracts. (Dozenko Т.I., Morozova Е.V.  ) - Рerm,Russia, 2016. – 224.  P.84-85    USBN 978-5-91076-158-6
  3. Скрипова Ю.Ю., Шабалина О.В. К вопросу о достижении выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку// Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции  1–2 марта2016 г. г. Пермь, Россия. – Пермь: ПГГПУ, 2016. – с. 233 – 247.
  4. Шабалина О.В. Олимпиада учителей начальных классов как средство профессионального развития педагога (соавторы: А.А. Вихман, М.А. Худякова )//Журнал «Умный» - №43, 2015 г.
2015 г.
  1. Шабалина О.В., Поскребышева М.А. Возможности учебников-хрестоматий по литературному чтению для патриотического воспитания младших школьников// Воспитательный и социализирующий потенциал образовательного процессе – важнейший фактор реализации требований ФГОС: сб. ст. по матер. краевых VI Огородниковских чтений (27 февр. 2015г., г. Пермь); Перм. гос. гуманит.-пед. Ун-т. – Пермь, 2015г.
  2. Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению  как средство оценки уровня сформированности читательских умений младших школьников// Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практич. конф. (24-27 марта 2015 г., Пермь) / ред. кол.: Л.В. Селькина, М.А. Худякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2015. – С. 120-128.
2014 г.
  1. Шабалина О.В. Диагностика достижения планируемых результатов по русскому языку: данные  мониторингового обследования учащихся 4-х классов // Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов: матер. второй Всеросс. Научн.-практ. конф. С междунар. участием: в 3 кн. – Пермь:Редакционно-издательский отдел НИУ ВЭШ – Пермь, 2014. – Кн. 1. – 254 с  - С. 143 - 148 2014 г. 
Учебные пособия:
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Современные подходы к формированию орфографических умений младших школьников. Рабочая тетрадь. ПГГПУ, 2020
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Анализ художественного текста как основа формирования читательских умений младших школьников. Рабочая тетрадь. ПГГПУ, 2020
  • Основы каллиграфии и формирование графических умений младших школьников: учебное пособие.  Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Дисциплина «Методика обучения грамоте». Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Дисциплина «Основы каллиграфии и формирование графических умений младших школьников». Квалификация (степень) – бакалавр [Электронный ресурс] / О.В. Шабалина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. ISBN 978-5-85219-075-8. Регистрация в ИНФОРИРЕГИСТРЕ Рег. №0321903309 от 06.11.2019.
  • Проектирование развивающих занятий: учебное пособие. Направление подготовки 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование». Направление подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование». Квалификация (степень) – магистр [Электронный ресурс] / О.В. Шабалина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. ISBN 978-5-85219-078-9. Регистрация в ИНФОРИРЕГИСТРЕ Рег. №0321903297 от 06.11.2019. 
  • Основы работы с научным текстом: учебное пособие.  Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями), направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Квалификация (степень) – бакалавр [Электронный ресурс] / О.В. Шабалина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. ISBN 978-5-85219-073-4. Регистрация в ИНФОРИРЕГИСТРЕ Рег. №0321903298 от 06.11.2019.
  • Мониторинг и оценка подготовленности ребенка к 1 классу в предшкольном образовании: учебное пособие.  Направление подготовки 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование». Дисциплина «Мониторинг и оценка подготовленности ребенка к 1 классу в предшкольном образовании». Квалификация (степень) – магистр / Л.В. Селькина, О.В. Шабалина.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. ISBN 978-5-85219-069-7. Регистрация в ИНФОРИРЕГИСТРЕ Рег. №0321903300 от 06.11.2019.
  • Захарова В.А., Скрипова Ю.Ю., Сурдуковская С.В., Шабалина О.В. Формирование познавательных УУД средствами учебных предметов: рабоя тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2018.- 50 с.;

  • Шабалина О.В., Худякова М.А., Иванова Е.В. Формирование познавательных УУД средствами учебных предметов: рабочая тетрадь. - Пермь, ПГГПУ, 2018. - 50 с.;

  • Шабалина О.В., Худякова М.А., Косикова С.В. Конструирование учебных заданий с метапредметным компонентом (практикум): рабочая тетрадь. - Пермь, ПГГПУ, 2018. - 65 с.;

  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю., Зверева Ю.В. Анализ художественного текста как основа формирования читательского интереса и эстетического вкуса младших школьников: рабочая тетрадь. - Пермь, ПГГГПУ, 2018. - 70 с.;

  • Шабалина О.В., Худякова М.А., Иванова Е.В. Механизмы достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Худякова М.А.,. Иванова Е.В. Проектирование, анализ и самоанализ современного урока в соответствии с требованиями: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Скрипова Ю.Ю. Шабалина О.В., Линк Н.А., Зверева Ю.В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников (практикум): рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Шабалина О.В., Худякова М.А., Иванова Е.В.Формирование и диагностика универсальных учебных действий в начальном общем образовании: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Шабалина О.В., Худякова М.А. Современные технологии оценивания учебных достижений младших школьников: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Шабалина О.В., Худякова М.А.  Система оценивания метапредметных результатов в  начальной школе УДК: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. 200 заданий по русскому языку для тематического контроля: звуки и буквы: 1 класс (Планета знаний): Учебное пособие для нач.школы. – М.: АСТ: Астрель. 2015.
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. 200 заданий по русскому языку для тематического контроля: звуки гласные и согласные: 1 класс (Планета знаний): Учебное пособие для нач. школы. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
  • Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. 200 заданий по русскому языку для тематического контроля: Заглавная буква: 1 класс (Планета знаний): Учебное пособие для нач. школы. –М.: АСТ: Астрель, 2015.
  • Скрипова Ю.Ю., Шабалина О. В. Литературное чтение. Итоговая аттестация: 1-4 кл. Учебное пособие для нач. школы. – В 4-х ч., М.: Дрофа, 2014.
  • Худякова М.А., Шабалина О.В. Организация и проведение внутреннего мониторинга качества образования (опыт работы учителей Краснокамского муниципального района): методические рекомендации.– Пермь, 2014. 
  • Наш Пермский край: сборник интегрированных заданий. Учебное пособие для нач. школы. – Пермь, 2012. – 129 с. (Допущено МО Пермского края.)
  • Шабалина О.В. Формирование орфографической грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие. –  Пермь: ПКИПКРО, –  2010. – 80 с.

 

Скрипова Ю.Ю., Шабалина О.В.

Особенности применения формирующего оценивания в коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов

2020

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – №3. – 2020. - С. 36-49.

 

 

Пермь

 

Назад

Яндекс.Метрика