Лаборатория психологии образования и медиапсихологии
Лаборатория психологии образования и медиапсихологии» была создана в структуре Института психологии университета путем реорганизации лаборатории «Психологии образования» в сентябре 2008 года.
Целью деятельности лаборатории является: развитие инновационных технологий образования и психологической практики, направленных на актуализацию личностного потенциала человека и гармонизацию его отношений с окружающими.
Для выполнения этой цели лаборатория интегрирует научно- исследовательскую деятельность и обобщает опыт психологической практики сотрудников, аспирантов и преподавателей Института психологии, а также специалистов других учреждений. В деятельность лаборатории активно вовлекаются студенты и выпускники факультета.
В лаборатории осуществляется:
1) разработка инновационных психолого-педагогических технологий:
- психотерапевтических практик, направленных на раскрытие личностного потенциала и актуализацию значимых смысло-жизненных ориентиров;
- методов активного социально-психологического обучения: ролевые, деловые игры, тренинги личностного роста в больших группах;
2) развитие «Медиапсихологии» как нового авторского направления психологичной теории и практики.
3) поддержка профессионализации молодых психологов: супервизия, образовательные проекты.
4) проводится просветительская деятельность в образовательных учреждениях г. Перми и пермского Края силами «Студенческого психолого-педагогического отряда»
Направления деятельности лаборатории:
- Методологическое – разработка психологической теории:
1) теории, которая раскрывает содержание психологических феноменов, возникающих в результате контактированя реципиента с медиапространством,
2) теории, которая определяет систему ключевых категорий медиапсихологии («медиаппространство», «медиаобъект», «медиаобраз» и др.)
3) теории, которая способна обосновать методические подходы к организации медиапсихолого-педагогической практики.
- Научно-исследовательское – 1) разработка стандартизированных психометрических методик, изучающих медиа-эффекты;
2) проведение экспериментальных исследований, устанавливающих объективные закономерности медиапространства. Так нами были проведены несколько эмпирических исследований посвященных изучению эффективности рекламных сообщений, а также особенностям Интернет-коммуникации.
- Медиаобразование - разработка активных социально-психологических методов организации групповой работы с медиаматериалом с целью создания обучающей среды, позволяющей участникам самостоятельно «читать» информационное послания медиасюжета. Описаны: базовый алгоритм построения дискуссионной работы в малой и большой группе, а также принципы осуществления психологического анализа медиатекста.
- Медиапсихотерапия - поиск методов самоизменения (личностного роста и психологической помощи) посредством медиаматериала. Разработаны следующие психотерапевтические методы: проективный, ассоциативный, медиа-драматический, медиа-символдрама, системная медиа-расстановка. Создано несколько психотерапевтических проективных методик: «методика развития толерантных отношений», «образ учителя в кино и во мне», «раскрытие профессионального образа психолога», «Я – лидер жизни», «практика раскрытия мечты» и др.
- Медиатворчество – по своей сути является формой арт-психотерапии, только помимо красок, глины и танцевальных движений, здесь используются видеокамера, фотоаппарат, компьютер. Целью данного направления является психологическая поддержка процесса творческой деятельности направленного на создание нового медиаобъекта.
- Медиапросвещение– выражается в проведение публичных мероприятий, направленных на ознакомление различных слоев населения, с одной стороны, с психологическим знанием, с другой стороны, с малоизвестными произведениями кинематографа. В качестве целевых аудиторий выступают школы, детские дома, центры реабилитации, сельские поселения и др..
Положение о Лаборатории психологии образования и медиапсихологии