Моделирование и конструирование метапредметных заданий в школе
С целью овладения педагогами основной школы технологиями конструирования заданий метапредметного типа и моделирования ситуационных задач Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет организует профессионально-образовательную сетевую площадку «Моделирование и конструирование метапредметных заданий в школе».
Задачи:
1. рассмотреть сущность ситуационных задач и метапредметных заданий как средства формирования ключевых метакомпетенций обучающихся:
2. изучить методику разработки ситуационных задач и способы их моделирования;
3. проанализировать подходы к оцениванию заданий метапредметного типа и ситуационных задач исходя из критериев сформированности «компетентностного поля» обучающихся;
4. освоить способы конструирования ситуационных задач различного типа;
5. продемонстрировать приёмы конструирования метапредметных заданий и моделирования ситуационных задач в аспекте преподаваемого предмета;
6. провести рефлексию полученного опыта;
7. выработать методические рекомендации по освоению технологии конструирования заданий метапредметного типа и моделирования ситуационных задач для учителей-предметников.
Категория слушателей: учителя основной школы, завучи по учебной и воспитательной работе, тьюторы центров инновационного опыта и организаций сетевых партнёров.
Руководитель площадки: Гангнус Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ.
Формы работы: интерактивные проблемные лекции, дискуссии, практикумы, тренинги в очно-заочной, дистанционнойформах.
Рассматриваемые вопросы:
1.Ситуационная задача как средство формирования ключевых компетенций у обучающихся. Модель ситуационной задачи. Методика разработки. Освоение способов моделирования СЗ. Место СЗ в предмете школьной программы
Актуализация знаний и практического опыта по проблеме «метапредметности»: суть, содержание, возможности достижения МПР и особенности их оценивания. Современные подходы к конструированию содержания образования посредством освоения различных способов деятельности. Учебная проблема, её суть (УП – задача, решение которой нельзя получить «по готовому образцу», на основе уже известных обучающимся способов). Необходимость переосмысления содержания образования в аспекте формирования востребованных метакомпетенций.
2. Разнообразие подходов к конструированию ситуационных задач. Освоение приёмов конструирования на основе вопросов учебника; в соответствии с типами практико-ориентированных задач; на основе отработки знаний и умений на значимом для обучающихся материале
Ситуационная задача как способ повышения компетентности учащихся, как возможность формирования универсальных способов работы с информацией.
Таксономия целей полного усвоения знаний Б. Блума как универсальная система, лежащая в основе учебно-познавательного процесса. Действия учителя и ученика. Взаимообусловленность целей и задач субъектов образовательного процесса.
Ситуационная задача как реально или искусственно моделируемая под учебные цели ситуация-кейс. Специфика ситуационных задач: межпредметность, интегративность; деятельностная, практико-ориентированная основа; выход на метапредметные результаты. Взаимосвязь с кейс-технологиями. Модель ситуационной задачи. Этапы моделирования. Требования к этапам. Источники информации для СЗ. Конструктор Л.С. Илюшина как средство моделирования ситуационных задач. Методика разработки ситуационных задач.
3. Оценка решения ситуационных задач: разнообразие подходов. Критерии сформированности «компетентностного поля» обучающихся в аспекте их готовности и способности к самостоятельному решению проблем, умению сотрудничать и взаимодействовать
Множественность допустимых решений как специфика в оценивании ситуационных задач. Основополагающий критерий, глобальная цель. Разнообразие подходов к оцениванию решения ситуационных задач. Варианты матриц оценивания. Взаимосвязь с таксономией целей полного усвоения знаний Б. Блума. Количественная и качественная характеристики. Специфика и значение матричного представления результатов.