Управление конфликтами и медиация в образовании
С целью формирования у педагогов профессиональной компетентности в понимании и объяснении конфликтологических проблем в сфере образования, системе знаний о конфликтах и способах их урегулирования, умения анализировать причины, закономерности и механизмы формирования и развития межличностных конфликтов, формирования навыков владения современными технологиями выявления, предупреждения и урегулирования конфликтов Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет организует профессионально-образовательную сетевую площадку «Управление конфликтами и медиация в образовании».
Задачи:
1. освоение базовых принципов и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для ведения деятельности по управлению конфликтами в образовательной организации;
2. формирование навыков управления конфликтами;
3. определения потенциала использования медиации и медиативного подхода в урегулировании и превенции конфликтов в образовательной организации.
Категория слушателей: педагоги центров инновационного опыта и организаций сетевых партнёров.
Руководитель площадки: Таллибулина Марина Тимергалиевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ПГГПУ.
Формы работы: интерактивные проблемные лекции, дискуссии, игровое моделирование, практикумы, тренинги.
Рассматриваемые вопросы:
1. Конфликтный потенциал организации
Понятие конфликта. Функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Типология конфликтов. Классификация социальных конфликтов. Формулы конфликтов. Значение социальной напряжѐнности и конфликтов в профессиональной деятельности. Факторы, способствующие конфликту в организации. Участники конфликта. Виды и типы конфликтов. Организационный конфликт и его причины.
2. Технологии управления конфликтами
Управление конфликтом. Конструктивные и деструктивные последствия конфликта. Урегулирование и разрешение конфликта. Подходы к управлению развитием конфликтов. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны). Факторы возникновения конфликтов. Субъективные (личностные) факторы возникновения конфликтов. Типы конфликтных личностей. Социально-психологические факторы: межличностное и межгрупповое взаимодействие, культурные и возрастные факторы конфликта.
3. Медиация конфликтов в образовании
Медиация (посредничество): процесс и стадии. Разновидности ролей посредников. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества. Первоначальный контакт с конфликтующими сторонами и выбор стратегии медиации. Отношения между посредником и субъектами конфликта и их влияние на принятие решения. Методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации. Ведение переговоров. Сферы разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.