Быть родителем в эпоху цифровой трансформации личности и мышления
В целом можно говорить, что современный ребенок живет и развивается в двух мирах – реальном и виртуальном. Причем мир виртуальный для детей зачастую становится более значимым и влиятельным, чем мир реального общения и взаимодействия с людьми. Ребенок проходит не только традиционную социализацию в обществе, но и цифровую социализацию в сети. В настоящее время дети и подростки рассматривают Интернет не как технологию или инструмент для достижения определенных целей, а как полноценную «среду обитания». Интернет меняет нашу личность и мышление. Особая роль в гармоничном и безопасном освоении этой среды ребенком принадлежит его родителю. Родитель должен быть компетентным и благополучным. Компетентным в чем? Существует такое важное понятие – родительская компетентность. Об этом качестве вы узнаете в нашей научно-популярной публикации в рамках проекта «Цифровая социализация детей в контексте их когнитивного развития: роль родителя».
Родительская компетентность - это развиваемая личностная характеристика, которая проявляется как готовность и способность человека эффективно выполнять функции родителя по отношению к ребенку как в обычной жизни, так и в пространстве Интернета. Важно осознавать тот факт, что компетентность хоть и включает в себя соответствующие ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ и НАВЫКИ, однако при этом не сводится к ним. Знания являются лишь периферической зоной этого сложного образования, состоящего из 7 концентрических взаимнопронизывающих психологических сфер:
1) Самоидентичность - это стержень родительской компетентности, выраженный особым осознаваемым переживанием себя самого, как родителя. Это тождественность самому себе, как результат принятия своих родительских индивидуальных особенностей. На практике определяется ответом на вопрос: «Кто я, как родитель?». Именно самоидентичность или «Я» является основой всех саморегулятивных процессов, источником любой активности, всех наших родительских успехов и неудач, проблем отношений с детьми и их решений.
2) Мировоззрение родителя - это целостное представление о семье, детско-родительских отношениях, себе как родителе и своем месте, и роли в жизни ребенка. Это система взглядов, оценок, установок, убеждений и идеалов, ожиданий, педагогических принципов и позиций, родовых традиций и ценностей. В этом складе или музеи функции ревизора и хранителя выполняет жизненный опыт, который скрупулезно создает и в тоже время безжалостно сносит целые павильоны нашего сознания. Чтобы ощутить действенность мировоззренческой сферы стоит задать себе серию вопросов: «Каковы мои родительские убеждения, взгляды, ценности, принципы идеалы? Как они были сформированы? Как они влияют на мои отношения с ребенком?»
3) Направленность – это система устойчивых мотивов, определяющая характер деятельности личности. При этом мотивация представляет собой внутренние побуждения. Мотив опирается на потребность - актуальную нужду, будь то голод – потребность в пище или самоауктуализация – потребность в осуществление своего личностного потенциала. Когда мы говорим о направленности, то подразумеваем специфическую группу мотивов, представленную ядром ценностно-смысловых ориентиров, лежащим в основе осознанных и неосознанных поступков родителя. Вопрос, позволяющий разобраться в собственных родительских мотивах «Чего как родитель я на самом деле хочу, к чему стремлюсь?».
4) Характер (от др.-греч. «примета, отличительная черта, знак») — структура устойчивых, относительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Следует правильно понимать, что черты характер приобретаются, вырабатываются и хоть не быстро, но изменяются. Потому отговорки на счет того, что у меня такой характер и с этим ничего поделать нельзя не принимаются. Работа над своими чертами эта – довольно тяжелый ежедневный труд родителей. Для понимания своего характера задайте себе вопрос: «Какой я родитель? Какой я в отношениях с ребенком?».
5) Аффективная сфера совокупность переживаний (эмоций, чувств, состояний) родителя в отношении к своим детям, себе как родителю, другому родителю (супругу), семье и своему роду в целом. Чувства, которые испытывает родитель являются живой тканью воспитания и средой развития ребенка. Ребенок не против того, что говорит ему родитель, прежде всего ребенок сопротивляется негативному эмоциональному посылу, с которым к нему обращаются. В этой связи осознание и регуляция собственных эмоциональных состояний является важнейшим психологическим ключом к установлению гармоничных детско-родительских отношений. Поэтому вопрос «Что я чувствую?» - является одним из ключевых в списке вопросов саморефлексии.
6) Поведение родителя - это вся совокупность действий, поступков, отдельных реакций, жестов, мимических проявлений, поз, словесных обращений и в цифровом плане текстовых (видео, аудио, печатных и т.п.) обращений. Это орудие взаимно-воспитательного воздействие, инструмент общения и взаимодействия, средство установления отношений и канал обмена личностно-значимым содержанием. Отслеживание своего родительского поведения начинается с задавание себе вопросов: «Что я делаю? Что совершил? Каковы мои реакции?».
7) Метаиндивилдуальность - это как целостное отражение родителя в ребенке, так и его отдельных черт. Это не просто то, как видит родителя ребенок. На внешнем уровне это отдельные фразы, жесты и действия ребенка, которые он усвоил от родителя. На внутреннем уровне это ценности, идеалы, черты характера. Потому, включая процесс отстраненного самовосприятия, бывает полезно задать спросить себя: «Как меня видит ребенок?», Какой пример я подаю своему ребенку? Какие мои черты проявляются в его характере?
ПРАКТИКА
Инструкция: Разрешите себе почувствовать себя компетентным…, нет просто САМЫМ ЛУЧШИМ РОДИТЕЛЕМ. А теперь ответьте на 7 вопросов. Долго не думайте отвечайте то, что приходит в голову, для более яркого описания можно использовать метафоры и ассоциации, будьте искренне прежде всего перед самим собой.
Итоги: Обсудите результаты с близкими людьми. Отметьте свои ясные/туманные, сильные/слабые стороны родительской компетентности.
Смирнов Д.О. декан факультета психологии ПГГПУ
Вихман А.А. заведующий кафедрой практической психологии ПГГПУ