Образовательные курсы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ


1. 
Культура России и территориальные бренды Перми

Перечень основных тем (разделов):

1. Пермский геологический период.

Геологическое прошлое территории России. Геологическое изучение Урала. Экспедиция Р. Мурчесона. Пермская «очерская» фауна. Раскопки П.Чудинова. Пермские ящеры. Экспозиция Музея Пермских древностей.  

2. Пермский звериный стиль.

Археология как наука о древностях. Понятие «звериный стиль». Скифо-сарматский звериный стиль. Финно-угры Прикамья и их мифологические представления. Клады на территории Прикамья. Образы Пермского звериного стиля. Пермский звериный стиль в коллекциях музеев (Пермский краеведческий, Чердынский краеведческих музей).

3. Пермские деревянные боги.

Межконфессиональный диалог в России. Диалог язычества и православия в Перми. Русские на территории Прикамья. Пермская деревянная скульптуры. Н.Серебрянников. Коллекция «пермских богов» в Пермской художественной галерее.

4. Пермская соль.

Природные богатства России и Урала. Соль «пермянка». Технология производства соли. Соленные династии Урала (Калинниковы, Строгановы). Экспозиция музея соли (г. Соликамск). Проект Усолье Строгановское.

5. Пермский балет.

Русское искусство XX в. Модерн в русской культуре. С. Дягилев и русские сезоны в Париже. Эвакуация в Пермь (Молотов) труппы Мариинского театра (театр им. С.М. Кирова). Галина Уланова, Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев в Перми. Музей театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

6. Пермская культурная революция.

Современное искусство в России. «Пермь – культурная столица Европы». Музей современного искусства Permm. Пермские арт-объекты. Сцена «Молот».

Ожидаемые результаты: Знакомство с культурными и историческими брендами Перми позволит слушателям получить не только представление о локальной истории города, но даст возможность вписать историю г. Перми в общероссийский контекст. Слушатели смогут самостоятельно оценить уникальность пермских брендов и значимость г. Перми в истории и культуре России.

Мотивационная фраза: Удивительное рядом.     

2. Говорю и пишу на русском языке

Аннотация: речевой этикет является важным элементом любой национальной культуры. Именно от уровня освоения речевого этикета во многом зависит эффективность коммуникации студентов в ходе обучения. Иностранные студенты, изучающие русский язык проходят адаптацию не только к новой системе образования, но и к новой социально-культурной среде и новому языку общения. Усвоение речевого этикета народа является важнейшей стороной овладения его языком.

Перечень основных тем (разделов): в структуру программы входит два блока:

1. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практических упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. В структуру программы входит знакомство с коммуникативными ситуациями, демонстрирующими особенности этикетных норм русской культуры (ситуация приветствия, благодарности, приглашения, прощания и др.). Особое внимание уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к незнакомцу, извинение, просьба, выражение сочувствия и пр. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, корректность, деликатность. Обучающиеся познакомятся с речевыми формулами, позволяющими проявлять вежливость в общении.

2. Изучение основ русской графики предполагает первичное знакомство с алфавитом, усвоение начальных навыков звукобуквенного соотношения. Кроме того, для ознакомления будут представлены краткие сведения из истории русской письменности (как менялись начертания букв, какие существовали средства для письма). В завершении предлагается пойти мастер-класс «Что написано пером, не вырубишь топором» («Пиши пером», «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь»), в ходе которого обучающиеся самостоятельно состарят бумагу, напишут собственное имя пером (гусиным или со стальным наконечником), изготовят сургучную печать (с символикой вуза).

Форма занятий, предполагаемых программой, – игровые коммуникативные задания, позволяющие приблизить процесс обучения к условиям естественного речевого общения. Поскольку большая часть заданий выполняется в группе, то увеличивается объем речевой деятельности обучающихся. Кроме того, групповая работа позволяет преодолеть боязнь допустить ошибку.

Ожидаемые результаты:

- сформированные представления об особенностях русского речевого и культурно-социального этикета;

- повышение уровня социальной адаптивности в иноязычном культурном пространстве;

- сформированные представления о графике русского языка; первичные навыки письма;

- позитивное отношение к русскому языку, к стране изучаемого языка, ее истории, культуре, традициям.

3. Тайна слова: основы этимологии

Аннотация: изучение русского языка – достаточно сложная задача не только для иностранцев, но и для носителей языка. Повысить мотивацию к изучению помогут подходы, показывающие увлекательность предмета и вызывающие у слушателей интерес. Таким подходом может стать этимология, открывающая секреты происхождения каждого слова, позволяющая погрузиться в историю языка, понять, «почему мы так говорим»? Кроме того, основы этимологии объясняют некоторые законы орфографии русского языка, делают процесс освоения речевыми нормами более успешным.

Перечень основных тем (разделов):

1. Этимология как наука о происхождении слов. Ее цели и задачи. Основные принципы науки. Рождение слова: принципы словообразования.

2. Виды словарей. Словарное богатство русского языка. Особенности этимологических словарей. Навыки работы со словарями.

3. Происхождение основных пластов лексики современного русского литературного языка. Иноязычные и исконно-русские слова, их отличительные признаки.

4. Общеславянский пласт современной лексики. Древнерусский язык как предок русского языка. Восточнославянские слова и доказательства принадлежности их к данной группе. Собственно-русские слова.

5. Современное состояние русского языка. Новые реалии и новые слова. Неологизмы. Принципы закрепления слов в языке.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к изучению русского языка;

- знакомство с историей русского языка, с принципами номинации;

- выработка орфографических навыков;

-пополнение словарного запаса обучающихся;

-развитие логического и абстрактного мышления.


Яндекс.Метрика