Бакалавриат
Стратегической целью развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета является формирование открытого научно-образовательного проектного университета на основе модернизации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности с целью подготовки современных высококвалифицированных педагогов и специалистов других сфер экономики Российской Федерации, способных эффективно решать профессиональные задачи в условиях системной трансформации современного общества, реализации передовых научных исследований по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения стабильного финансового-экономического состояния и опережающего восходящего развития Университета.
Анализ приоритетных направлений развития региона позволяет конкретизировать сильные стороны ПГГПУ, которые связаны с эффективным использованием внешних условий, сильных сторон и преимуществ региональной образовательной среды, таких как:
- наличие разветвленной структуры учреждений общего и профессионального образования, обеспечивающей потребности населения в образовании на протяжении всей жизни, а также высокая интеграция в работу сетевых объединений образовательных организаций на территории региона;
- высокая конкурентоспособность образовательных услуг в крупных вузах Пермского края, включая ПГГПУ, которые зарекомендовали себя в качестве социальных институтов, обеспечивающих качественное образование по профильным и непрофильным направлениям подготовки всех уровней высшего образования;
- достаточно выраженный уровень мотивации всех групп населения (молодежи и взрослых) на получение современного, модернизированного в соответствии с европейскими и мировыми стандартами высшего образования;
- высокая степень доверия и имиджа ПГГПУ в общественном мнении региона;
- поддержка Программы Министерством образования и науки Пермского края, губернатором Пермского края, ведущими российскими компаниями, заинтересованными в преобразовании Университета и готовых участвовать в создании необходимых условий и финансировании реализации ее отдельных мероприятий.
Системная трансформация образовательной деятельности ПГГПУ позволит преодолеть вызовы, связанные с необходимостью гибкого реагирования на запросы к компетенциям современного специалиста, способного эффективно решать задачи профессиональной деятельности в изменяющихся условиях системной трансформации общества, необходимостью усиления практической подготовки, получения дополнительных квалификаций в ходе обучения, реализации продуктового подхода и трансфера результатов деятельности в практику.
Определяющим инструментом трансформации является проектный подход, основанный на востребованности и экономической целесообразности. Образовательная программа как проект будет разрабатываться и открываться в ответ на внешние запросы, по ходу жизненного цикла адаптироваться к изменениям запросов, закрываться при отсутствии запросов, управляться советом образовательных программ и руководителем программы в части содержания, кадрового наполнения, учебно-методического и информационного обеспечения.
Главными факторами развития содержания образования являются вызовы рынка труда и возникновение новых профессий, определяемые новыми технологиями, изменения профессиональных стандартов и рекомендации сообществ работодателей, кадровые запросы федерального и регионального уровней.
Определяющими особенностями образовательных программ ПГГПУ являются индивидуализация, практическая ориентированность, развитие сетевого сотрудничества.
Перспективной целью системной трансформации образовательной деятельности является Университет -
- Центр подготовки профессионалов высокого уровня, способных эффективно работать в традиционных и изменяющихся условиях, готовых к профессиональному развитию;
- Комфортный и притягательный центр современного обучения для детей и молодежи, а затем и в течение всей жизни;
- Центр проектной деятельности, в том числе в сфере образования.
Ключевыми приоритетами системной трансформации образовательной деятельности являются:
- повышение гибкости и практико-ориентированности образовательных программ на основе модульного подхода;
- индивидуализация профессионально-образовательных траекторий;
- использование онлайн-курсов, других современных инструментов и технологий адаптивного обучения (тренажеров, виртуальных лабораторий и др.);
- вовлечение профессионально-общественных объединений и партнеров из реального сектора экономики в образовательный процесс;
- использование механизмов внешней независимой оценки как показателя качества образования.
Ключевые показатели системной трансформации образовательной деятельности:
- Формирование кластера образовательных программ (бакалавриат, магистратура), обеспечивающих внедрение новых технологий образования (технологии проблемно-ориентированного и проектного обучения) и новых моделей построения образовательных программ (модульный формат, профиль по выбору, предметный модуль по выбору, индивидуализация профессионально-образовательной траектории с использованием механизма социального партнерства, практико-ориентированное обучение под запрос целевых групп, элективные модули, позволяющие осваивать дополнительные специальности в процессе обучения).
- Диверсификация образовательных программ уровня магистратуры через формирование вариативных треков академической и прикладной магистратуры для абитуриентов, имеющих профильное образование уровня бакалавриата, а также прикладной (практико-ориентированной) магистратуры для абитуриентов, не имеющих профильного образования, ориентированных на расширение сферы профессиональной деятельности.
- Внедрение вариативных моделей практической подготовки обучающихся, включающих реализацию сетевых проектов с организациями-партнерами, в том числе совместных образовательных и исследовательских проектов со школьниками, обучающимися системы СПО, прохождение профессиональных проб, раннее погружение обучающихся в профессию, профессиональные стажировки, формирование цифрового профиля обучающегося, систему наставничества и постдипломного профессионального сопровождения.
- Включение в систему промежуточной и итоговой аттестации обучающихся механизмов добровольной объективной оценки профессиональных компетенций обучающихся, в том числе динамическая оценка на основе цифрового профиля, прохождение общепрофессиональной квалификации с целью допуска к профессии, профессиональной квалификации в форме демонстрационного экзамена.
- Разработка модели организации целевого обучения на основе разработки и внедрения цифрового модуля, позволяющего аккумулировать информацию о заявках потенциальных заказчиков и абитуриентов на целевое обучение, количестве и условиях заключенных договоров целевого обучения, результатах освоения обучающимися основной образовательной программы, трудоустройстве выпускников.
- Развитие системы содействия трудоустройству выпускников гуманитарно-педагогических направлений подготовки на основе реализации проектов, направленных на привлечение и закрепление в педагогической профессии, постдипломное сопровождение по модели педагогической интернатуры.
- Увеличение количества УГСН, по которым осуществляется образовательная деятельность по основным профессиональным образовательным программам уровня бакалавриата и магистратуры, среднего профессионального образования.
- Формирование кластера сопряженных основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих непрерывность педагогического образования в системе "СПО-Университет".
- Развитие системы дополнительного образования для детей и молодежи на основе опережающего развития программ научно-технической и естественнонаучной направленности, проектного подхода, внедрения механизмов сетевого взаимодействия с организациями-партнерами и привлечения обучающихся.
- 10. Развитие системы непрерывного профессионального роста, в том числе через интеграцию практик профессионального мастерства, формирования гибких программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на основе модульного принципа.