44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование "Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Направление: Специальное (дефектологическое) образование .
Шифр направления: 44.03.03.68
Форма обучения | Срок обучения | Учебный план, для поступивших в |
Заочная (базовое образование: высшее) | 2,5 года |
|
Магистерская программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма обучения: заочная.
Срок обучения: 2,5 года (базовое образование: высшее).
Маги́стр (от лат. magister) — академическая степень, квалификация (в большинстве стран — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры. Магистрату́ра — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В России введена в 90-х гг.
Цель магистерской программы - обеспечение фундаментальной подготовки в области проблем психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и профилактической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, культурно-просветительской, а также преподавательской деятельности.
Краткая характеристика программы
Программа ориентирована на подготовку квалификационных кадров, способных к изучению образовательного потенциала лиц с ОВЗ в различных социально-институциональных условиях с целью прогнозирования и проектирования индивидуальных маршрутов развития и образования; проектированию, реализации процессов образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий; решению актуальных коррекционно-педагогических задач при обеспечении взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты; мониторингу, проектированию и организации образовательной среды и методического обеспечения; проектированию инновационного развития коррекционно-педагогических систем и созданию инновационных психолого-педагогических технологий с целью оптимизации образовательно-коррекционного процесса; проектированию и реализации моделей психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ.
Выпускники, прошедшие обучение по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», способны к проектированию, апробации и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии; к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития и организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ; к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности; консультированию педагогов образовательных организаций, в том числе организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. Программа предполагает подготовку педагогов-исследователей в области педагогической инноватики, компетентных в вопросах консультирования по проблемам повышения его качества, проектирования содержания, организации, сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предусматривает формирование у выпускников умений и навыков в области научно-исследовательской деятельности: изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; разработка стратегии, структуры и порядка осуществления научно-исследовательской работы; анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности; проектирование научно обоснованных психолого-педагогических технологий; мониторинг эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях; осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Созданы все условия для формирования у магистрантов умений представлять результаты своих исследований на различных уровнях: международном, Российском, краевом.
В процессе обучения магистранты овладевают основами организационно-управленческой деятельности: организация коррекционно-педагогического процесса в организациях; управление педагогическим процессом с использованием различных способов и средств оценки качества образования; проектирование нормативно-правового поля специального образования.
Подготовка к реализации культурно-просветительской деятельности предполагает формирование готовности к изучению образовательно-культурных потребностей лиц с ОВЗ, проектированию и реализации индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях; а также культурно-просветительских программ работы с населением по проблемам формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ, взаимодействия в процессе их адаптации и интеграции в обществе.
Обучение по программе магистратуры предусматривает формирование готовности выпускников к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий, осуществлению мониторинга и прогнозирования достижений обучающихся с использованием современных средств оценивания результатов обучения и развития; к руководству проектной деятельностью обучающихся.
Аннотация учебного плана
План подготовки по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» составлен с учетом требований ФГОС ВПО и включает ряд модулей:
Базовая часть: Общекультурный модуль (дисциплины: История и философия специальной педагогики и психологии, Современные проблемы науки и специального дефектологического образования); Общепрофессиональный модуль (дисциплины: Деловой иностранный язык, Сравнительная специальная педагогика, Организация инновационной деятельности, Теория клинико-психолого-педагогического сопровождения, Организационные, содержательные , технологические аспекты работы в команде)
Вариативная часть: Модуль "Коррекционно-педагогическая деятельность" (дисциплины: Проектирование коррекционно-образовательного пространства в вариативных моделях специального образования, Технологии моделирования и проектирования образовательных систем сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Проектирование информационно-коммуникационных технологий в системе специального образования), Модуль "Диагностико-консультативная и профилактическая деятельность" (дисциплины: Дифференциальная диагностика, Медико-биологические проблемы дефектологии, Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса), Модуль "Научно-исследовательская деятельность" (дисциплина: Методология психолого-педагогического исследования), Модуль "Преподавательская деятельность" (дисциплины: Преподавание специальной педагогики и психологии в учреждениях профессионального образования, Инновационные технологии в системе профессионального образования), Модуль "Организационно-управленческая деятельность" (дисциплина Менеджмент в системе специального образования), Модуль "Культурно-просветительская деятельность" (дисциплина: Социокультурная интеграция ребенка с ОВЗ).
Программой предусмотрены дисциплины по выбору студентов: Технология построения научного дискурса, Технология формирования навыков работы с научным текстом, Анализ, обработка и интерпретация результатов научного исследования, Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования, Мониторинг качества образования, Нормативно-правовые основы общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования,
Практическая подготовка
В процессе обучения магистранты проходят практику. Программа предусматривает проведение разных видов практик (Педагогическая практика в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, реабилитационных центрах. Педагогическая практика в учреждениях профессионального образования, Преддипломная практика)
Реализация программы предусматривает организацию аудиторной и внеаудиторной деятельности. Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы магистрантов. Программа предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных методов, разнообразных форм работы (дискуссий, анализ ситуаций, деловых игр, тренингов, работы в студенческих исследовательских группах, семинаров в диалоговом режиме, вебинаров и т.д.). В течение всего периода обучения предусмотрено проведение методологического семинара, мастер-классов, круглых столов и т.д., к проведению которых привлекаются ведущие ученые, исследователи в области специального образования, а также практики (педагоги, врачи и т.д.).
Возможные места трудоустройства выпускников
- государственные и негосударственные образовательные, социальные структуры, структуры здравоохранения (реабилитационные центры, центры ранней помощи, центры раннего развития, общеобразовательные и специальные школы, дошкольные образовательные учреждения - общеобразовательные, специальные, центры психолого-медико-социального сопровождения, консультативные центры, поликлиники, стационары и т.д.)
- учреждения дополнительного образования
- учреждения профессионального образования
- научные учреждения различного типа
- органы управления образованием
- научно-образовательные центры подготовки и переподготовки кадров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
- центры инновационного опыта
Выпускник магистратуры подготовлен к работе в качестве: учителя-предметника, учителя-дефектолога, заместителя директора по коррекционно-педагогической работе, методиста, заместителя директора, руководителя подразделений, специалиста управлений образования, специалиста научно-образовательных центров подготовки и переподготовки кадров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; специалиста по инновационной деятельности, руководителя службы сопровождения и т.д., а также преподавателя в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Квалификационная характеристика магистранта по программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает необходимость его подготовки к работе с лицами разного возраста, имеющими различные нарушения и разную степень их выраженности, в том числе с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, слуха, зрения, речи и др.
Уникальность выпускника состоит в том, что он, являясь широким специалистом, способным работать с различными категориями детей в условиях специализированных образовательных учреждений, может также совершенно профессионально сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в условиях образовательного учреждения для типично развивающихся детей, в том числе в инклюзивном учреждении. Очевидно, что такой специалист востребован на рынке труда, особенно в тех территориях Пермского края, где недостаточное количество или отсутствуют специалисты обозначенного профиля.