44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Дошкольная дефектология
Федеральный государственный образовательный стандарт стандарт (ФГОС)
Уровень: бакалавриат
Квалификация: академический бакалавр
Форма обучения | Срок обучения | Учебный план, для поступивших в |
Очная (базовое образование: среднее (полное) общее) |
4 года | |
Заочная (базовое образование: среднее (полное) общее) |
5 лет |
Виды профессиональной деятельности:
- коррекционно-педагогическая
- диагностико-консультативная
- исследовательская
- культурно-просветительская
Аннотация учебного плана:
Учебный план имеет модульную структуру.
Базовая часть представлена следующими модулями:
- Общекультурный модуль - включает следующие дисциплины: История, Русский язык и культура речи, Основы медицинских знаний, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности, Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов, Дефектолог в культурологической парадигме образования, Концепции современного естествознания, Культурология, Философия, Социология и политология, Экономика образования, Философские и исторические подходы в развитии специального образования, Тренинг педагогического общения.
- Общепрофессиональный модуль- включает следующие дисциплины: Психология, Возрастная анатомия и физиология, Введение в профессию дефектолога, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, Педагогика, Специальная психология, Клиника интеллектуальных нарушений, Невропатология, Специальная педагогика, Психопатология, Теории и технологии сопровождения, социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ, Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ОВЗ, Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании, Комплексная реабилитация лиц с ОВЗ,
- Физическая культура, Прикладная физическая культура.
Вариативная часть представлена следующими модулями:
- Модуль "Коррекционно-педагогическая деятельность" включает следующие дисциплины: Специальная детская психология, Специальная дошкольная педагогика, Ознакомление с окружающим. Развитие речи, Методика ФЭМП, Теория и методика игры, Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду, Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии, Методика развития слухового восприятия и устной речи детей с нарушениями слуха, Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха, Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, Психокоррекционная работа с детьми.
- Модуль "Диагностико-консультативная деятельность" включает следующие дисциплины: Психолого-педагогическая диагностика, Взаимодействие субъектов в коррекционно-образовательном процессе, Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ОВЗ.
- Модуль "Исследовательская деятельность" включает следующие дисциплины: Методология и методы психолого-педагогических исследований, Основы математической обработки информации, Исследовательский семинар "Актуальные проблемы специальной дошкольной педагогики и психологии".
- Модуль "Культурно-просветительская деятельность" включает следующие дисциплины: Организация и содержание культурно-просветительской деятельности педагога-дефектолога, Интеграция содержательных областей в образовании лиц с ОВЗ, Социальное партнерство в образовании лиц с ОВЗ.
Учебный план включает дисциплины по выбору: Дошкольная логопедия, Дошкольная кинезипедагогика, Вербальные и невербальные средства коммуникации, Дактилология. Жестовая речь, Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи, Технические средства диагностики и коррекции зрения, Сопровождение ребенка дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, Сопровождение ребенка дошкольного возраста в условиях интегрированного образования, Коррекционная ритмика, Сопровождение ребенка дошкольного возраста в условиях интегрированного образования, Коррекционная ритмика, Методика и технология музыкального развития детей с ОВЗ, Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения, Психолого-педагогическая помощь при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях, Информатика, Современное информационное пространство, Организация и содержание ранней помощи детям с ОВЗ, Готовность и подготовка ребенка с ОВЗ к обучению в школе, Социально-эмоциональное развитие детей с ОВЗ, Влияние деструктивного аффекта разлуки на эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ, Риторика, Практикум по речевому мастерству, Разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы для ребенка с ОВЗ, Разработка психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательно-коррекционной программы для ребенка с ОВЗ, Управление образовательными системами, Основы управления в образовании, Внешний и внутренний аудит коррекционно-педагогического процесса, Мониторинг коррекционно-педагогического процесса, Организация и содержание волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ, Организация игровой деятельности детей с ОВЗ,
Учебным планом предусмотрены различные виды производственной практики:
- Педагогическая практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта (5 семестр)
- Педагогическая практика в ДОУ для детей с нарушением зрения (6 семестр)
- Педагогическая практика в ДОУ для детей с нарушением слуха (7 семестр)
- Педагогическая практика в ДОУ для детей с нарушениями речи/опорно-двигательного аппарата (8 семестр)
- Педагогическая практика в качестве педагога- психолога (8 семестр). Предусмотрена также преддипломная практика (7-8 семестры).
Производственную практику студенты проходят в дошкольных образовательных учреждениях г. Перми (ДОУ №№ 55, 103, 137, 373, 161, 397, 50, 196 и другие), комплексах (Начальная школа-детский сад №152 и др.), реабилитационных центрах.
После окончания выпускники получают диплом бакалавра специального (дефектологического) образования. Они имеют возможность продолжить образование в магистратуре по магистерским программам по направлениям: Специальное (дефектологическое) образование, Психолого-педагогическое образование, а также по другим направлениям, входящим в область знаний «Педагогические науки».