Публикации кафедры

Исследовательская деятельность преподавателей проводится в русле научного направления кафедры «Музыкальное искусство и образование: проблемы исторического развития», а так же по отдельным проблемам музыкальной педагогики, психологии, искусствознания.

Диссертации:

Жарова А.С. Уральский город в программных сочинениях композиторов второй половины ХХ века: дисс…канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2009. (Магнит. гос. консерватория им. М.И. Глинки, защищена 23.12.2009 г.).

Пылаева Л.Д. Музыка сценических танцев французских композиторов XVII - начала  XVIII   вв. в контексте риторической эпохи: дисс…д-ра искусствоведения. М., 2012. (РАМ им. Гнесиных, защищена 22.05.2012 г.).

Царева Н.А. Знаково-символический способ освоения младшими школьниками музыкально-языкового знания: дисс… канд. пед. наук. Ижевск, 2012). (Удмурт. гос. ун-т, защищена 15.09.2012 г.).

Лысцова Л.А. Деятельность концертмейстера балета: исполнительский и педагогический аспекты: дис. … канд. искусствоведения (Казанская государственная консерватория им Н.Г. Жиганова, защищена 18.11. 2015 г.).

Пылаев М.Е. Проблемы теории и истории европейской музыки в научном наследии Карла Дальхауза: дис…. доктора искусствоведения (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, защищена 22.12.2016 г.).

Мамаева Н.П. Музыкальное образование детей в школах и внешкольных учреждениях Русского зарубежья (1920 – 1930-е годы): дисс. … канд. пед. наук (Тверской государственный университет, защищена 03.04.2019 г.).

Шестакова О.В. Становление и развитие отечественных средних специальных музыкальных школ для одаренных детей (1930 – 1980-е годы): дисс. … канд. пед. наук. М., 2019. (Институт стратегии развития образования Российской академии образования наук, защищена 23.05.2019 г.).

Мусеев Н.А. Событийная антропология поэтического бытия: дисс. … канд. философских наук. Нижний Новгород, 2019 (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», защищена 27.06.2019 г.).

Монографии:

1. Пылаева Л.Д. Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики». Пермь, 2010. – 230 с.

2. Жарова А.С. Симфония заводов и улиц. Концепт «уральский город» в программной музыке второй пол. ХХ - начала ХХI вв. Пермь, 2011. – 172 с.

3. Царева Н.А. Знак, символ в обучении детей музыке: теория и практика. Saarbrucken, 2011. – 169 с. (издано за рубежом).

4. Пылаев М.Е. Проблемы анализа музыки в трудах Карла Дальхауза. Пермь, 2012. – 184 с.

5. Зубарева Н.Б., Петрусева Н.А., Баталина-Корнева Е.В., Пылаев М.Е. Музыкальная наука и образование: современные тренды. Пермь, ПГИИК, 2018. Глава Музыка и литература: о возможностях синтеза искусств и интеграции учебных дисциплин. С. 117-152.

Сборники научных трудов и материалов научных конференций:

Автор(ы)-составители

                         Название сборников

Адищев В.И.

Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 6. Пермь: ПГПУ, 2009. –101 с.

Морозова Н.В.

Современная музыка: вопросы теории, исполнения, преподавания: сб. материалов в научно-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2009. – 196 с.

Адищев В.И.,

Морозова Н.В.

Историко-теоретические и психолого-педагогические проблемы музыкального искусства и музыкального образования: межвуз. сб. студенческих науч. и творческих работ. Пермь, 2010. – 92 с.

Адищев В.И.

Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 7. Пермь: ПГПУ, 2010. – 106 с.

Адищев В.И.

История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития: мат-лы I  сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Пермь: ПГПУ, 2010. – 169 с.  

Морозова Н.В.

Историко-теоретические и психолого-педагогические проблемы музыкального искусства и музыкального образования: межвуз. сб. научн. и творческих студенческих работ. Пермь, 2010. – 92 с.

Адищев В.И.

Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 8. Пермь: ПГПУ, 2011. - 113 с.

Адищев В.И.

История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы II сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Екатеринбург; Пермь, 2011. – 240 с.

Морозова Н.В.

 Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: сб. материалов научно-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2011. – 235 с.

Адищев В.И.

Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: междисциплинарный подход: материалы  межд. симпозиума III сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Великий Новгород; Пермь.  2012. – 216 с.

Адищев В.И.

Музыкальное образование: новые исследования: материалы  межд. семинара III сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Великий Новгород; Пермь. 2012. – 216 с.

Морозова Н.В. Проблемы современной музыки: сб. материалов V межд. науч.-практ. конференции. Пермь, 2012. – 271 с.

Морозова Н.В.

Проблемы современной музыки: сборник материалов VI межд. науч.-практ. конференции.Пермь, 2013. - 364 с.

Морозова Н.В.

Проблемы современной музыки: сборник материалов VII межд. науч.-практ. конференции.Пермь, 2014. - 304 с.

Морозова Н.В.

Проблемы  современной музыки: композитор и фольклор: сборник материалов VIII межд. науч.-практ. конференции. Пермь, 2015. - 353 с.

Морозова Н.В., Баталина-Корнева Е.В. 

Проблемы современной музыки: композитор и фольклор: сборник материалов IX межд. науч.-практ. конференции. Пермь, 2016. - 189 с.

Морозова Н.В., Баталина-Корнева Е.В. 

Музыка, XXI  век. Проблемы творчества, исполнительства, преподавания. Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 23 - 24 ноября 2018 года). - Пермь, 2018. - 268 с.

 Адищев В.И., Долгушина М.Г.  История музыкального образования: новые исследования: материалы всероссийского научного семинара и симпозиума седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. - Вологда-Пермь: ВоГУ, ПГГПУ, 2019. - 336 с.
 Адищев В.И.. Зенкин К.В.  Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научной конференции седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. - Москва, Пермь: МГК, ПГГПУ, 2019. - 231 с.

Морозова Н.В., Пылаев М.Е.,Пылаева Л.Д.

Уроки Д.Б. Кабалевского - музыкальному образованию и культуре XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 115-летию со дня рождения выдающегося музыканта, педагога, ученого (17-18 марта 2020 г.. г. Пермь) [электронный ресурс]. - Пермь, ПГГПУ, 2020. В 2-х тт. - Том 1 - 254 с.;  Том 2- 144 с. 

Морозова Н.В. 

Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 100-летию  Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (25 - 26 марта 2021 года, г. Пермь) [электронный ресурс]. - Пермь, ПГГПУ, 2021. В 3- тт. - Том 1 - 439 с.; Том 2 - 283 с.; Том 3 - 159 с.

 






















 








Учебно-методические работы:

Автор (ы), составители

Название работы, выходные данные

Адищев В.И.

Теоретические основы музыкального образования в школе (истор. аспект): учеб. пособие. 2-е изд. Пермь: ПГПУ, 2009. – 134 с.

Царева Н.А.

Методология музыкально-педагогического исследования: метод. материалы к учебному курсу. Пермь: ПГПУ, 2009. – 44 с.

Царева Н.А.

Организация слушания музыки на уроке в общеобразовательной школе: метод. материалы к практикуму. Пермь: ПГПУ, 2009. – 36 с.

Адищев В.И.

Факультет музыки ПГПУ. 1990-2010: памятная книжка. Пермь: ПГПУ, 2010. – 56 с.

Пылаева Л.Д.

Полифонический анализ: метод. пособие к курсу полифонии. Пермь: ПГПУ, 2010.

Адищев В.И.

Авторефераты диссертаций по истории музыкального образования. 1990-2009 гг.: библиографический указатель. Пермь: ПГПУ, 2011. – 24 с.

 Адищев В.И.  История отечественного музыкального образования в документах и материалах: учебное пособие. 2-е изд. - С.-Пб.: Лань, Планета музыки, 2019. - 224 с.
 Игнатьева О.В., Кимерлинг А.С., Лысенко О.В., Титов К.В.   Рабочая тетрадь для путешественников и первооткрывателей: учебное пособие для 1 - 4 классов общеобразовательных школ Пермского края. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. - 96 с.
 Игнатьева О.В., Кимерлинг А.С., Лысенко О.В., Титов К.В.   Рабочая тетрадь для знатоков Пермского края: учебное пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных школ Пермского края. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. - 122 с.
 Игнатьева О.В., Кимерлинг А.С., Лысенко О.В., Титов К.В.   Рабочая тетрадь по экскурсионно-образовательному туризму: учебное пособие для 10 - 11 классов общеобразовательных школ Пермского края. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. - 44 с.

Статьи:

2008 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Пылаева Л. Д. Танец эпохи французского абсолютизма как отражение эстетики барокко // Вестник Челябинского государственного университета № 21/2008. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 23 — Челябинск, ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2008. С. 187-193.

Пылаева Л. Д. О влиянии закономерностей французской просодии на фразировку французских danses chantees // Музыковедение. 2008. № 3. С. 6-15.

Пылаева Л. Д. Танцы французского барокко в контексте риторической эпохи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 7 (63). — Тамбов, 2008. С. 423-425.

Пылаева Л. Д. О методике анализа периода в танцах французского барокко // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XX. — Москва — Магнитогорск - Новосибирск: Магнитогорский государственный университет, 2008. С. 83-87.

Пылаева Л. Д. Французская куранта XVII века: к истории танца барокко // Старинная музыка. М., 2008. С. 11-18.

Пылаев М. Е. Карл Дальхауз о значении термина «период»: к вопросу о соотношении музыкально-теоретических и риторических категорий и представлений французского барокко и венского классицизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 10 (57). СПб., 2008. С. 249-252.

Пылаев М. Е. К характеристике метода музыкального анализа Карла Дальхауза // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XX. — Магнитогорск; Магнитогорский гос. ун-т, 2008. С. 380-382.

б) статьи, тезисы докладов:

Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах Петербурга (конец XIX - начало XX века) // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: VIII Международные Лихаческие научные чтения, 22-23 мая 2008 г. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. С. 348- 350.

Адищев В. И. Музыкальное образование в российской школе: 1918- 1920-е годы. (Некоторые результаты исследования) // Музыкальное образование в России — 1918-2008: тезисы межвузовской науч.-практ. конференции, посвящённой 90-летию учебного заведения, 11 апреля 2008 г. / ред.-сост. П. П. Хазанов; Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. — М., 2008. С. 6-8.

Адищев В. И. Выдающийся музыкальный просветитель Пермского края (к 150-летию со дня рождения А. Д. Городцова) // III Русановские чтения: Всероссийские общественно-исторические чтения им. В. Н. Русанова (22 августа 2008 г. г. Оса). Вып. 3/ под общ. ред. Т. В. Сапожниковой; науч. ред. А. М. Белавин; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. С. 39-40.

Адищев В. И. Музыкальное образование в российских школах закрытого типа (научные предпосылки и основные результаты исследования) // Музыкальное искусство и музыкальное образование: сб. науч. трудов. Вып. 5 / отв. ред. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т — Пермь, 2008. С. 71-76.

Пылаева Л. Д. Своеобразие метроритмической организации во французской куранте XVII века // Там же. С. 3-21.

Качалина О. Г. О некоторых аспектах симфонической парадигмы хорео-симфонической циклиады Б. И. Тищенко «Беатриче» // Там же. С. 32-37.

Пылаев М. Е. О методологии музыковедческого анализа К. Даль- хауза (на примере произведений А. Шёнберга) // Там же. С. 38-58.

Морозова Н. В. Оптимизация концертного волнения у юных музыкантов // Там же. С. 59-70.

Пылаева Л. Д. О понимании периода в танцевальной музыке французского барокко в его связях с риторикой // Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы Международной научно-практической конференции, 5-6 марта 2008. Т. 1. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. С. 73-77.

Пылаева Л. Д. Облик темы и его связь с синтаксическими процессами в форме инструментальных пьес Ф. Куперена // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24-25 апреля 2008. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. С. 166-170.

Пылаев М. Е. Русский эпос в музыке // Гуманитарная культура: сб. уч.-метод. мат-лов. Ч. 3. — Пермь: ПКИПКРО, 2008. С. 71-75.

Пылаев М. Е. Музыка JI. Бетховена в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» // Гуманитарная культура. Ч. 4. — Пермь: ПКИПКРО, 2008. С. 63-67.

Качалина О. Г. Структура мотета как художественная действительность в 1-й части Данте-симфонии № 2 хоре-оциклиады «Беатриче» Б. И. Тищенко // Вестник ПГИИК. № 6 / 2008. — Пермь, 2008. С. 153-162.

Качалина О. Г. «Чайковскому посвящается (о П-м Всероссийском конкурсе молодых композиторов в г. Чайковском)» // Социальнокультурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: ПГИИК, 2008. С. 285-289.

Морозова Н. В. Оптимизация концертного волнения в работе с юными музыкантами // Материалы первой Всероссийской конференции по психологии состояний. — Казань: Изд-во КГУ, 2008. С. 153-156.

Мартынов И. Н. От живого общения к интерактивной игре // XII ежегодная Международная конференция АДИТ — 2008. «Культурное наследие регионов России в мировом информационном пространстве», 2-7 июня 2008 г.: тезисы. — Пермь, 2008. С. 34.

в) учебно-методические материалы:

История музыкального образования: учебно-методический комплекс курса / автор-сост. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь. 2008, —21 с.

Историография музыкального образования: учебно-методический комплекс курса / автор-сост. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь. 2008. — 18 с.

Музыкальное образование за рубежом: учебно-методический комплекс курса/ автор-сост. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь. 2008, —22 с.

2009 год

Адищев В.И. Международная научно-практическая конференция «Народная традиционная культура в системе современного образования: взгляд участников//Музыковедение. 2009 № 11. С. 54-55

Адищев В.И. Источниковедение истории музыкального образования (опыт разработки учебного курса)//Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6.; Перм. гос. пед. ун- т. — Пермь, 2009. С. 68-72

Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. Барочная риторика музыки в оценке современных зарубежных музыковедов: к вопросу о взаимодействии традиций Франции и Германии//Там же. С. 3-10.

Морозова Н.В. Диагностика и развитие музыкальности и музыкальных способностей в условиях коллективных занятий в общеобразовательной школе//Там же. С. 79-89.

Царева Н.А. Теоретические и методические основы учебной дисциплины «Музыкально-педагогический практикум»//Там же. С. 73-79.

Качалина О.Г. Понятие «музыкальный стиль» в отечественном музыкознании//Там же. С. 16-31.

Жарова А.С. Уральский город как объект лирического переживания автора (по произведениям екатеринбургских композиторов)//Там же. С. 32-41.

Юкаева С.Ю. Полифункциональность как свойство свадебных напевов в Прикамском свадебном обряде (на примере экспедиционных материалов Оханского района)//Там же. С. 59-62.

Пылаева Л.Д. О преемственности национальных традиций в области барочной риторики музыки//Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теоретические и практические аспекты: межвуз. сб. науч. трудов; Урал. гос. пед. ун-т,- Екатеринбург, 2009. С. 103-107.

Пылаева Л.Д. О проявлении формообразующей роли ритурнеля в малых формах барокко//Известия Волгоград. Г ос. пед. ун-та. Серия: Соц.-экон. Науки и искусство. № 3 (37) - Волгоград: Перемена, 2009. С. 130-135.

Пылаева Л.Д. «Страстные ритмы» во французской danses chantees (к проблеме соотношения слова и музыки)//Проблема музыкальной науки. 2009. № 2. С. 132-134.

Царева Н.А. Диалог театра и школы//Искусство в школе. 2009. № 4

Морозова Н.В. Парадоксы восприятия новой и новейшей музыки как проблема современного музыкального образования//Современная музыка: вопросы теории, исполнения, преподавания: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф.; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь, 2009. С. 149-155.

Пылаев М.Е. О методологии музыковедческого анализа Карла Дальхауза//Там же. С. 56-61.

Качалина О.Г. О роли шубертовской цитаты в музыке Третьей симфонии Б.И. Тищенко/ЛГам же. С. 62-66.

Жарова А.С. Город на Урале как техногенная среда (на примере музыки региональных композиторов)//Там же. С. 101 -106.

Машуков И.Е. Методы и формы преподавания музыкальной композиции (тезисы доклада)//Там же. С. 160-161.

Адищев В.И. Российские школы закрытого типа и музыкальное образование в них: историография вопроса (90-е гг.ХХ века)//Развитие основных направлений педагогической науки XX века: материалы XXVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. Часть 1./под ред. М.В. Богуславского: ИТИП РАО. — М.; Тверь 2009. С. 232-237

Адищев В.И. Концептуальные основы музыкального образования в школе (из истории вопроса)//Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: материалы междун. науч.-практ. конф. /ред.-сост. М.В. Воротной; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. С. 15- 19.

Адищев В.И. Проблемы школьного музыкального образования на страницах русской периодической печати (конец XIX- начало XX века)//Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: материалы междун. научно-практ. Конференции; Даг. гос. пед. ун-т. — Махачкала, 2009. С. 30-31.

2010 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Адищев В. И. История музыкального образования как область научного знания: состояние, перспективы // Музыковедение. 2010. № 11. С. 45-47.

б) статьи, тезисы докладов:

Адищев В. И. Высшее музыкальное образование в России и Европе: развитие в условиях глобализации // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачё- ские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. - СПб.: СПбГУП, 2010. С. 484-485. (0,2 п. л.).

Адищев В. И. [Выступление на заседании секции «Глобализация образования в контексте мирового культурного развития»] // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачёвские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Т. 2. Материалы. -СПб.: СПбГУП, 2010. С. 191-192.

Адищев В. И. В. Я. Стоюнин: вклад в теорию школьного музыкального образования // Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы IX научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Граф-Пресс, 2010. С. 413-416 (0,2 п. л.).

Адищев В. И. Музыкально образование в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР: 1919-1920 гг. // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества: материалы VI национальной научной конференции, г. Москва, 11 ноября 2010 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2010. С. 13-15.

Адищев В. И. Культурологический и антропологический подходы к изучению истории общего музыкального образования // История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития: материалы первой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. B.И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. С. 72-76 (0,3 п. л.).

Адищев В. И. О Научном совете по проблемам истории музыкального образования // Там же. С. 3-5 (0,2 п. л.)

Адищев В. И. Факультет музыки: 20 лет развития // Факультет музыки Пермского государственного педагогического университета. 1990-2010: Памятная книжка / сост. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, С. 3-11 (0,7 п. л.).

Адищев В. И. Развитие музыкального образования на Западном Урале (к 20-летию факультета музыки Пермского госпедуниверситета // Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 7 / отв. ред. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. C. 3-14(0,7 п. л.).

Морозова Н. В. Современные проблемы музыкального образования и региональный опыт их решения // Там же. С. 14-21.

Пылаев М. Е. О русской прозе и поэзии в музыке Георгия Свиридова // Там же. С. 79-91.

Пылаева Л. Д. Об одном риторическом аспекте в композиции сценических danses chantees: к постановке вопроса // Там. же. С. 96-104.

Жарова А. С. Пространство уральского города (музыка в техногенной среде и урбанизм в музыке) // Там же. С. 91 -95.

Морозова Н. В. Внедрение методов музыкальной коррекции и терапии в образовательный процесс школы-интерната VIII вида // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: материалы VII международной научно-практической конференции. - Владимир, 2010. С. 154-159 (в соавторстве с К. П. Назаровой).

Морозова Н. В. Полимодальные музыкально-образные представления и их развитие // Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина: коллективная монография. - М., 2010. С. 153-165.

Морозова Н. В. Компетентностный подход как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей // Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010. С. 248-252.

Пылаева Л. Д. О содержательном аспекте танцев французского барокко // Искусство в прошлом и настоящем: материалы международной научной конференции, 9-10 апреля 2010 г.; Красноярская гос. академия музыки и танцев. — Красноярск, 2010. С. 161-165 (0,3 п. л.).

Пылаева Л. Д. О понятии «характера» в музыке французского Grand siele //- Музыковедческий форум - 2010: материалы международной науч. конференции; РГИИ, РАМ им. Гнесиных. - М., 2010. С. 71-76 (0,2 п. л.).

Пылаев М. Е. Об одном из методов анализа Новой музыки (на примере пьес Берга для кларнета и фортепиано ор. 5 № 1) // Там же. С. 77-85 (0,35 п. л.).

Русские народные песни Пермского края: хрестоматия. Вып. 1. Хороводы / сост. С. Ю. Юкаева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - 23 с. (с аудиоприложением).

2011 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Адищев В.И. Научный совет по проблемам истории музыкального образования//Музыкальная академия. 2011. №2. С. 170-171.

Пылаева Л.Д. Запечатленное движение // Там же. С. 167-169.

Пылаева Л Д. О феномене периода в музыке и хореографии сценических танцев французского барокко // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2011. № 2 (26). С. 161-173.

Пылаева Л.Д. Композиция пассакалий и чакон французского Grand siecle: взгляд сквозь призму риторики // Там же. 2011.№1 (25). С. 171-179.

Пылаев М.Е. О концепции Августа Хальма. К проблеме энергетической трактовки музыкальной формы // Музыка и время. 2011. № 10. С. 8-10.

Пылаев М.Е. Карл Дальхауз о судьбах анализа музыки в XIX-XX веках // Музыковедение. 2011.№8. С. 2-6.

Пылаев М.Е. Иоганн Стамиц глазами Карла Дальхауза: несовершенство формы или маньеризм? // Старинная музыка. 2011. №3-4. С. 53-63.

Царева Н.А. Знаково-символическая деятельность как путь вхождения ребенка в языковое пространство музыкальной культуры // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2011. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2011/tsareva-07-06-2011.pdf

Царева Н.А. Познавательная функция знаково-симоволических средств и ее дефиниции в плане освоения школьниками музыкально-языкового знания // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. №3. URL: http://teoria-practica.ru/-3-2011/pedagokika/tsareva.pdf

Царева Н.А. Категория «музыкально-языковое знание» в аспекте педагогических задач // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011.№6. URL: http://www.teoria-practica/ru/-6-2011/pedagogics/tsareva/pdf

б) статьи в других изданиях:

Пылаев М.Е. О методологии музыковедческого анализа Карла Дальхауза (на примере произведений А. Шенберга) // Памяти Евгения Владимировича Назайкинского: интервью, статьи, воспоминания. — М.: Моск. консерватория, 2011. С. 159-181.

Адищев В.И. О музыкальном образовании в Пермском крае // Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвузовском сб. науч. трудов. Вып. 8 / отв. ред. В.И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. С. 3-9.

Царева Н.А. К проблеме анализа и интерпретации продуктов знаково-символической деятельности учащихся // Там же. С. 48-60.

Пылаева Л.Д. О понятии «характера» в музыке французского Grand siecle // Там же. С. 67-72.

Пылаев М.Е. Пьеса А. Берга для кларнета и фортепиано ор.5 №1 (к вопросу о методах анализа новой музыки) // Там же. С. 72-82.

Жарова А. С. Уральский город: мифология в музыке // Там же. С. 83-90.

в) тезисы докладов и материалы конференций:

Адищев В.И. Музыкальное образование в современном мире: диалог, взаимодействие // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. T.I: Доклады. - СПб: СПбГУП. С. 533-535.

Адищев В.И. [Выступление на секции «Образование и диалог культур»] // Диалог культур в условиях глобализации... Т.2: Материалы. - СПб.: СПбГУП, 2011. С. 153-154.

Адищев В.И. Модернизация высшего музыкального образования и историческое знание // Материалы IV Международной конференции «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы. 26-28 сентября 2010 г. / ред.-сост. Д.Н. Часовитин, А.А. Штром; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. - СПб., 2011. С. 24-27.

Адищев В.И. О сборниках для общеобразовательной школы (публикации 1919-1921 годов) // Отечественная эт- номузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития: материалы Междун.научн. конференции, 30 сент.-З окт. 2010 г. / научн. ред. Г.В. Лобкова; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. — СПб.: У нив. образов, округ С.-Петербурга и Ленингр. обл., 2011. Т. 1. С. 227-232.

Адищев В.И. Взгляды П.Ф. Каптерева на эстетическое развитие и воспитание // Историко-педагогическое знание в начало III тысячелетия: традиции и новации в истории педагогической культуры: материалы VII Национальной науч. конференции. Москва, 17 ноября 2011 г. // ред.-сост. Г.Б. Корнетов; Академия социального управления. - М., 2011. С. 12-13.

Адищев В.И. Церковное пение в духовно-нравственном воспитании кадетов (из истории вопроса) // Психология нраственности и религия: XXI век: материалы Международной конференции (16-17 ноября 2011 года); Моск. городск. пед. ун-т; Гос. класс, академия им. Маймонида. - М., 2011. С. 14-21.

Адищев В.И. Музыкальное просветительство в Пермской губернии (1900-1910-е годы) // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научн.-практ. конференции / гл. ред. М.Л. Космовская. - Курс: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2011. С. 211-215.

Пылаев М.Е. О методе сравнения на уроках музыки // Там же. С. 194-198.

Адищев В.И. Реформирование школьного музыкального образования: уроки прошлого // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев; Науч. совет по пробл. ист. муз. образ.; Перм. гос. пед. ун-т; Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург; Пермь, 2011. С. 117-121.

Зенкин К.В. О русских теоретических концепциях истории музыки //Там же. С. 4-12.

Жарова А.С. Урбанизм в музыке: исторический экскурс и уральский контекст // Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: сб. материалов IV Междун. научн.-практ. конференции, (г. Пермь, 10-11 сент. 2011 г.) / под ред. Н.В. Морозовой; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. С. 185-188.

2012 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Адищев В.И. История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты // Музыковедение. 2012. №2. С. 49-50.

Пылаев М.Е. Карл Дальхауз об аналитических критериях эстетической оценки музыки (по книге «Анализ и ценностное суждение») // Вестник Томского гос. университета. № 354 (январь 2012). — Томск: ТГУ. С. 66-70.

Пылаев М.Е. К. Дальхауз и Э.Т.А. Гофман: герменевтическая модель «абсолютной музыки» //Музыкальная академия. 2012. № 1 С. 158-160;

б) тезисы докладов и материалы конференций:

Адищев В.И. О некоторых тенденциях развития научного знания в области истории музыкального образования (конец XX - начало XXI веков) // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Ритм, 2012. С. 150- 155.

Адищев В.И. О методологических подходах к изучению истории музыкального образования // Искусствоведение и гуманитарные науки современной России: параллели и взаимодействия: сб. статей по материалам международной научной конференции 9-12 апреля 2012 г. / под общ. ред. Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р. Консона; Гос. классич. академия им. Маймонида- М.: Книга по требованию, 2012. С. 330-334.

Адищев В.П. Академик Д.С. Лихачев о древней русской культуре // Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: междисциплинарный подход: материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев; Науч. совет по проблемам истории музыкального образования; Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Великий Новгород; Пермь, 2012. С. 59-63.

Адищев В.И. Музыкальное образование: диалог прошлого и настоящего // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Новгород гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Великий Новгород; Пермь, 2012 С. 12-16.

Адищев В.И. Музыкальное просветительство в Пермской губернии (1900-1910-е годы) // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной науч.-практ. конференции / гл. ред. M.JI. Космовская - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2012. С. 211-214.

Адищев В.И. А.Д. Городцов и музыкальный фольклор (малоизвестная страница отечественной этномузыкологии: история формирования научных школ и образовательных центров: программа и тезисы докладов международной научной конференции / сост. Г.Н. Щупак; ред. Г.В. Лобкова и др.; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского- Корсакова. - СПб., 2012. С. 85-86.

Морозова И.В. Инновации в музыкальном образовании // Инновации в художественном образовании: материалы краевой научно-практической конференции с международным участием (28-29 ноября 2011 г.), г. Пермь / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; Краевой центр худ. тв-ва учащихся «Росток». - Пермь, 2012. С. 16-19.

Морозова И.В. Развитие внимания на начальном этапе обучения музыке // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X Международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Ритм, 2012. С. 239-248.

Пылаев М.Е. Карл Дальхауз об анализе музыки на современном этапе // Проблемы современной музыки: сб. материалов V Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15-16 сент. 2012 г.) / под общ. ред. Н.В. Морозовой; Перм. гос. гуман.-пед. ун-т. - Пермь, 2012. С. 10-22.

Пылаева Л.Д. Танцы барокко на современной сцене // Там же. С. 134-142.

Пылаев М.Е., Пылаева Л.Д. Сочинения русских композиторов-классиков для детей в учебных курсах музыкально-педагогических вузов // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара III сессии Научного совепа по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адишев; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; Перм. гос. гуман.-пед. ун-т. - Великий Новгород; Пермь, 2012. С. 180-185.

Зенкин К.В. Традиции в образовании: наследие и опьп Московской консерватории // Там же. С. 16-21.

Пылаева Л.Д. Преломление закономерностей риторической диспозиции в хореографии сценических пассакалий и чакон эпохи барокко // Сборник материалов пятой науч.-практ. конференции, посвященной вопросам реконструкции и развития исторического бытового танца. - СПб.: Академия русского балета им. А .Я. Вагановой, 2012. С. 128-140.

2013 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Морозова Н.В. Повышенная тревожность юных музыкантов: причины и пути оптимизации //Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - №3. - 2-13. - С. 56 - 61.

Морозова Н.В. Оптимизация концертного волнения юных музыкантов средствами учебной деятельности // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - № 4. - 2013. - С. 64 - 76.

Пылаев М.Е. О феномене "структрурного слушания" в музыкально-социологической концепции Т.Адорно // Вестник СПбГУ, серия 15. Вып. 2. - 2013.  - С. 24 - 35.

Пылаев М.Е. Мир детства глазами композиторов // Музыка и время. - 2013. - № 2. - С. 23 - 25.

Пылаева Л.Д. К вопросу о соотношении и взаимодействии французских и немецких традиций риторики музыки в эпоху Барокко // Старинная музыка. - № 3. - 2013. - С. 10 - 14.

Пылаева Л.Д. Французский danse chantee и понятие "характер" в музыке эпохи Людовика XIV // Вестник Томского гос. ун-та. - № 374. - 2013. - С. 76 - 78.

б) статьи в других изданиях:

Pylaeva L.D. Rhetoric and Baroque Music: Certain Aspects of Interaction // Middle-East Journal of Scientific Research. – №16 (7): 2013. – Р. 985-989. Pdf SCOPUS http://www.idosi.org/mejsr/mejsr16(7)13/16 

в) тезисы докладов, материалы конференций:

2014 год

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Мочалова Е.А., Морозова Н.В. Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11 - 14 лет на уроках музыки с применением квест-технологий // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - № 3 (7). - 2014. - С. 69 - 79.

Пылаев М.Е. К вопросу о методологическом плюрализме в трудах К. Дальхауза // Известия Волгоградского гос.пед. ун-та. Серия "Социально-экономические науки и искусство". - № 3 (88). - 2014. - С. 20 - 26.

Пылаев М.Е. К. Дальхауз о третьем квартете А. Шёнберга // Музыка и время. - № 11. - 2014. - С. 67-72.

Пылаев М.Е. О герменевтике как методе анализа музыки // Вестник казанского университета культуры и искусства. - № 1. - 2014. - С. 55 - 59.

Пылаев М.Е. О методе "структурной истории" и его применении в музыкознании (на примере работ К.Дальхауза) // Музыка и время. - 2014. - № 5. - С. 21 - 26.Пылаев М.Е. Некоторые вопросы периодизации истории европейской музыки в немецком музыкознании // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 289 - 293.

Пылаева Л.Д. О понятии danse de caractere во французской музыке XVII - первой половины XVIII вв.//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - № 2 (28), 2014. - С. 133 - 142.

б) статьи в других изданиях:

Пылаев М.Е. О фортепианной музыке для левой руки (перевод с немецкого языка статьи А. Зассмана) // Образование в сфере искусства. – Июнь. – 2014. – № 1  (2). – С. 61-65. РИНЦ

Пылаева Л.Д. Танец французского барокко как зеркало эпохи // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (49), 2014. - С. 461 - 465.

в) тезисы докладов, материалы конференций:

Морозова Н.В. Знакомство с современной музыкой как один из важных этапов развития музыкального сознания // Проблемы современной музыки: сб. материалов VII Международной науч.-практ. конференции / Отв. ред. Н.В. Морозова. - Пермь, 2014. - С. 213 - 223.

Пылаев М.Е. О методе структурной истории и его применении в музыкознании (на примере работ К. Дальхауза) //Там же. С. 35 - 47.

Пылаев М.Е., Пылаева Л.Д. Об изучении современной музыки в условиях художественного пространства наших дней // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы). Материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Курск–Пермь: КГУ – ПГГПУ, 2014. – С. 209-219.

Пылаев М.Е., Пылаева Л.Д.  Современная музыковедческая мысль о риторике и музыкальной форме в трудах представителей французского и немецкого барокко // XVI международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук: искусствоведение, социологические науки, политологические науки. – М., Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. – С. 151-153. РИНЦ. 

Пылаева Л.Д. Танцы французского барокко в контексте риторической эпохи // Материалы Международного электронного Симпозиума «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества» (Махачкала, 28 ноября 2014 г.). – Махачкала, 2014. – С. 6–12. РИНЦ.

Царёва Н.А. Коллизии времени: к вопросу  переходе российского школьного музыкального образования на новые образовательные стандарты // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы): материалы международного симпозиума четвёртой сессии Научного совета по проблемам истории муз. образования / ред.-сост. В.И. Адищев; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Курск. гос. ун-т; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Курск; Пермь, 2014. – С. 24-32.

Царева, Н.А. 1. Поиск компромисса: к вопросу о переходе школьного музыкального образования на новые образовательные стандарты // Кабалевский Д. Б. – композитор, ученый, педагог: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского, 5-6 дек. 2014 г., г. Пермь. Перм. гос. акад. искусства и культуры, Перм. гос. гуманитарно-педагогический ун-т, Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток»; отв. ред. Н.Б. Зубарева. – Пермь, 2014. – С. 89-93.

2015

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Морозова Н.В., Швецова Ю.С. Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - № 3. - 2015. - С. 86 - 93.

б) материалы конференций:

Адищев В.И. Школьное и музыкальное образование: основное и дополнительное (из истории вопроса) // Музыкальное образование в современном культурном пространстве:
сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог" (Пермь - Москва). - М., 2015. - С. 180 - 182.

Морозова Н.В. Онтогенез музыкального сознания в контексте идей Д.Б. Кабалевского // Музыкальное образование в современном культурном пространстве:
сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог" (Пермь - Москва). - М., 2015. - С. 77 - 82.

2016

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Морозова Н.В. Возможности психологического влияния учителя музыки на учащихся как основа его коммуникативной деятельности // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - 2016. - № 4. - С. 57 - 67.

Пылаева Л.Д. О роли семантики тональностей в музыке французских сценических танцев XVII – первой половины XVIII века // Старинная музыка. – № 2 (72), 2016. С. 11-17.

Пылаева Л.Д. Танец французского барокко как историко-культурный феномен // Декабрь, № 12, 2016. http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyy-zhurnal-12-2016/ (РИНЦ).

Шестакова О.В. Учащиеся средних специальных музыкальных школ: особо одаренные дети // Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал. – 2016. – № 4. – С. 40-44.

Шестакова О.В. Из истории возникновения музыкальных школ-десятилеток для одаренных детей // Музыка и время. – 2016. – №1. – С. 9-13.

Пылаев М.Е. Проблемы теории и истории европейской музыки в научном наследии Карла Дальхауза. Автореферат дис. … доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство». Москва, 2016. 48 с.

Адищев В.И. С.Т. Шацкий – директор Московской консерватории // Московская консерватория в ее историческом развитии (к 150-летию со дня основания): материалы всероссийской научной конференции пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев, К.В. Зенкин. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. – С. 155-171. (РИНЦ).

б) материалы конференций:

Морозова Н.В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пермь, ПГИК, 2016. - С. 15 - 23.

Морозова Н.В. Маркетинговый анализ деятельности современных детских музыкальных школ и школ искусств: вопросы в перспективу // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI всероссийской конференции с международным участием. - Пермь, ПГИК, 26-27.10.2016. - С. 31 - 38.

Пылаев М.Е. Наследие Карла Дальхауза в современном вузовском образовании // История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара Пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. Москва, Пермь, 2016. С. 206-213.

Шестакова О.В. Средние специальные музыкальные школы: эволюция учебных планов (1930-1980 гг.) // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. К.В. Зенкин, В.И. Адищев; Науч. совет по проблемам истории музыкального образования; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – М.; Пермь, 2016. – С. 35-39.

2017

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Морозова Н.В. О развитии образного мышления школьников в процессе музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - 2017. - № 4 (20). - С. 28 - 44.

Пылаев М.Е. Принцип контраста в «Арагонской хоте» М.И. Глинки (об использовании метода сравнения на уроках музыки) // Педагогика и психология (Казахстан). № 2. 2017. С. 98-105.

Пылаева Л.Д. Поэтические ритмы как фактор выразительности в сарабандах французских композиторов XVII -  начала XVIII века // Музыка. Искусство, наука. практика. – № 2 (18), 2017. – С. 11-19.

Pylaeva L.D., Pylaev M.E. On the Evolution of the Methodology of Musical Analysis in the System of Scientific Views by C. Dahlhaus // Man in India No.97 (2017) Issue No.: 25 (2017)/ P. 97-106. (SCOPUS).

Пылаев М.Е. Эпос в сочинениях русских композиторов XIX века: к проблеме интеграции музыки и литературы на уроках в общеобразовательной школе // Colloquium-journal. № 4. 2017. URL:  http://www.colloquium-journal.org/wp-content/uploads/2017/05/Solloquium-journal----4.pdf  С. 12–15

б) материалы конференций: 

Морозова Н.В. Современная практика дополнительного музыкального образования: в поисках смыслов // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пермь, ПГИК, 2017. - С. 4 - 16.

Морозова Н.В. Музыкальная память и ее развитие //Вопросы фортепианной подготовки учащихся ДМШ и ДШИ, студентов профессиональных учреждений разных специальностей на современном этапе: сб. статей / под ред. А.М. Гостевой / Пермь, ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", 2017. - С. 4 - 11.

Пылаев М.Е. О методе структурной истории и его применении в музыкальном образовании (на примере работ К. Дальхауза) // История музыкального образования Новые исследования. Материалы Всероссийского симпозиума Шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Москва-Пермь, 2017. С. С. 144-151. 

Пылаева Л.Д. Тональность как выразительный и формоообразующий фактор в музыке танцев французского барокко // Материалы IX конференции по вопросам реконструкции европейских исторических танцев XIII – XX веков. – СПб.: Культ Информ Пресс, 2017. – С. 54-67.

Пылаева Л.Д., Болотова И.А. «Воткинский альбом» И.А. Парфенова (из впечатлений о родных местах П.И. Чайковского) // Детство музыкантов: история и современность. Материалы Всероссийского симпозиума Шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Москва-Пермь, 2017. –  С. 264-270.

Царева, Н.А. Выбор образовательной традиции как вопрос экологии культуры (о ситуации в школьном музыкальном образовании) // Гуманитарное пространство: международных альманах. – 2017. – Том 6. – № 4. – С. 800–805.

 2018 

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Морозова Н.В. Онтогенез музыкального сознания как процесс развития высших психических функций // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - 2018. - № 3 (23). С. 30 - 46. 

Пылаев М.Е. Из истории процессуально-динамической трактовки музыкальной формы в ХХ веке // Colloquium-journal, 2018, № 7 (18), часть 5. C. 7-9. (РИНЦ). 

Пылаев М.Е. Из О некоторых аспектах анализа музыки // Colloquium-journal, 2018, № 10 (21), часть 8. – C. 16-19. (РИНЦ).

Пылаев М.Е. О некоторых возможных изменениях в содержании курса современной отечественной музыкальной литературы // Современные научные исследования и разработки, 10 (27), 2018. ISSN 2415-8402. С. 750-752. (РИНЦ). 

Пылаев М.Е. О некоторых закономерностях тематизма и драматургии в сочинениях центрального периода творчества Д. Шостаковича // Colloquium-journal, 2018, № 11 (22), часть 4. – C. 19-22. (РИНЦ)

Пылаева Л.Д. Об эмоционально-содержательном компоненте танцев французского барокко // Scitechnology. – Ежемесячный международный научный журнал. – 2018. – № 11. – С. 7-11. (РИНЦ).

Пылаева Л.Д. Танец французского барокко в социокультурном пространстве эпохи // Colloquium-journal –  2018. – № 7 (18). – Часть 5. – C. 10-12. Научная статья. (РИНЦ).

 б) материалы конференций:

Морозова Н.В. Интерес, увлеченность, со-творчество - три кита успешности дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Песрь, ПГИК, 2018. - С. 6 - 18. 

Морозова Н.В., Носкова А.А. Полимодальные средства постановки голоса в классе вокальной подготовки // Вопросы психологии и педагогики в культурном воспитании современного человека: сборник материалов LXXII Международной научно-практической конференции. - Казань, 2018.

2019

а) статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Адищев В.И. Отечественное музыкально-педагогическое образование в историческом измерении // Искусство и образование. – 2019. – №6. – С.175-184.

Адищев В.И. Русские народные песни в переложении Н.А. Римского-Корсакова. (Из истории бытования в Пермской губернии начала XX века) //Музыка и время. – 2019. – №12. – С.16-20.

Адищев В.И., Дорошенко С.И. Деятельность Научного совета по проблемам истории музыкального образования: междисциплинарный и проблемный подходы // Музыковедение. – 2019. – №12. – С.28-34.

Адищев В.И. Формирование трехступенчатой структуры отечественного музыкального образования (1920-е годы) //Музыковедение. – 2019. – №10. – С.3-11.

Адищев В.И. Музыкальное просвещение школьников (из истории вопроса) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 4. –  С. 90-100.

Лысенко О.В., Ковин Е.А. Теория поколений в контексте социологии управления // Научный результат. Социология и управление. – 2019. – Том 5, Выпуск № 4. – С. 151-162.

Морозова Н.В., Растопина И.А. Изучение и развитие музыкально-образовательных потребностей участников педагогического процесса в детской школе искусств // Вестник кафедры ЮНЭСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни». – 2019. – № 2 (26). – С. 161-185.

Мусеев Н.А. Принцип событийной «захваченности» в философско-антропологическом исследовании: междисциплинарный подход // «Общество: философия, история, культура». – 2019. – Вып. 6. – С. 24-28.

Сидорчукова Л.Г. Художественный символ как носитель культурной памяти в творчестве современных художников // Технологос (Вестник ПНИПУ). «Культура, история, философия». –  2019. – № 3. – С. 129-140. 

Шестакова О.В. Элементы традиции школы-мастерской в образовательном процессе отечественных специальных музыкальных школ // Искусство и образование. – 2019. – №1 (117). – С. 170-176.

Статьи в изданиях РИНЦ

Адищев В.И. О некоторых теоретических и практических аспектах отечественного школьного музыкального образования (ретроспективный взгляд) // Bulletin of The International Centre of Art And Education. Бюллетень Международного центра «Искусство и образование». – 2019. – №4. – С. 1-16. (РИНЦ).

Адищев В.И. «Школа должна дать учащимся умение сознательно слушать и понимать музыку…» (К истории создания программы по музыке для единой трудовой школы) // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. – 2019. – Вып.18. – С. 133-141 (РИНЦ).

Адищев В.И. Музыка в школе: учебно-методическое обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет) // Историко-педагогический журнал. – 2019. – №4.

Ковин Е.А. (аспирант) Современная теория поколений в сфере образования // Научный электронный журнал «Meridian» – 2019. – Вып. № 12 (30). – С. 216-221.

Пылаев М.Е. «Музыка в литературе» и «литература в музыке»: о возможностях синтеза искусств // Colloquium-journal, 2019, № 24-6 (48). – С. 16-19.

Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. Киноверсии оперной классики в музыкально-исторических курсах ВУЗов // Культурный код. Журнал Пермского государственного института культуры. – 2019. – № 1. – С. 43-52. (РИНЦ).

Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. Произведения русских и зарубежных композиторов для детей в музыкально-педагогических ВУЗах // Colloquium-journal. – 2019. – № 24 (48). – Часть 6. – C. 11-14. (РИНЦ).

Чудинов И.М. (аспирант) Концептуальные основы формирования категории «Имидж» // Агентство международных исследований. Социологические науки – Т.1 Часть 2. – Стерлитамак, 2019. – С. 113-117.

Чудинов И.М. (аспирант) Современные интерпретации термина «Имидж» в дискурсе гуманитарного знания // Наука и просвещение. Социологические науки. – Т.3. – Пенза, 2019. – С.171-174.

б) материалы конференций:

Адищев В.И. «…Передаются в ведение Наркомпроса…»: к столетию «Декрета о Московской и Петроградской консерваториях //Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып.17. Императорское Русское музыкальное общество: на переломах истории: материалы Международной научной конференции /отв. ред. Е.Е. Полоцкая; Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2019. – С.212-216.

Адищев В.И. Подготовка музыканта-педагога: поиск новых подходов (из практики Пермского педагогического университета) //Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научной конференции седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования; Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; Вологодский государственный университет; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – М., 2019. – С.43-54.

Ковин Е.А. (аспирант) Теория поколений в контексте современной культурной антропологии. // «Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике»: электронный сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. – М.: НИЦ МИСИ. – 2019. – С. 315-326.

Кравчик Е. Мандора: новое – абсолютно забытое старое? Опыт знакомства // Музыка, XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, преподавания: Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 23–24 сентября 2018 г.) / Под редакцией Н.В. Морозовой, Е.В. Баталиной-Корневой. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Пермский государственный институт культуры – Пермь, 2019. – С. 133–141.

Лысенко О.В., Красноборов М.А. Исторические травмы «второго порядка»: конфликт семейной и официальной исторической памяти современной молодежи (по материалам социологических исследований) // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – С. 327.

Лысенко О.В. Динамика соотношений общегражданской, региональной, этнонациональной и локальной идентичностей в российском обществе 2012–2018 гг.  // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. –  С. 431.

Морозова Н.В. Полимодальные средства постановки голоса (в соавторстве с А.А. Носковой) // Вопросы психологии и педагогики в культурном воспитании современного человека: сборник материалов LXXII Международной научно-практической конференции. Казань, 2019. 

Морозова Н.В. Поправьте пюпитры, закончен антракт (о А.Н. Фарносове) // Прошлое, настоящее, будущее: вектор развития (к 95-летию Пермского музыкального колледжа: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции) / под ред. А.М. Гостевой. - Пермь, 2019. - С. 34 - 41.

Мусеев Н.А. Темпоральная структура поэтической метафоры. «L’Avenir» и «Le Futur» // Междисциплинарность в науке и искусстве: вызовы будущего: ма­териалы конференции VII Студенческие смольные чтения — 2018 [19–21 апреля] / Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.: Астерион, 2019. – С. 122.

Пылаев М.Е. Об истоках музыковедческого терминологического аппарата в русской музыкальной критике, педагогике и лексикографии XIX века // Термины, понятия и категории в музыковедении. Четвертый Международный конгресс Общества теории музыки. Казань, 2-5 октября 2019 г. Тезисы докладов. – Казань, Казанская гос. консерватория, Московская гос. консерватория, 2019. – С. 62-64.

Пылаев М.Е. Карл Дальхауз о русской классической опере в контексте музыкального искусства XIX века// Опера в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г.  – Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. – С. 154-155.

Пылаева Л.Д. Терминологические соотношения музыкального, поэтического и хореографического синтаксиса в сценических танцах французского барокко // Термины, понятия и категории в музыковедении. Четвертый Международный конгресс Общества теории музыки. Казань, 2-5 октября 2019 г. Тезисы докладов. – Казань, Казанская гос. консерватория, Московская гос. консерватория, 2019. – С. 45-46.

Пылаева Л.Д.  «Danse chantée в спектаклях французского музыкального театра XVII – начала XVIII века» // Опера в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г.  – Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. – С. 155-156.

Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. Курс «Шедевры исполнительского искусства» в подготовке будущих учителей музыки // Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научной конференции Седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Москва-Пермь, 2019. – С. 138-144.

Шестакова О.В. Особенности воспитательной работы в отечественных средних специальных музыкальных школах (1930-1980-е годы) // История музыкального образования: новые исследования: материалы всероссийского научного семинара и симпозиума седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования/ ред.-сост. В.И. Адищев, М.Г. Долгушина. – Вологда; Пермь, 2019. – С. 186-191.

2020

Материалы конференций:  

Кравчик Е.В. Мандора: новое - абсолютно забытое старое? // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Часть 2 / Отв. ред. Е.В. Баталина-Корнева. - Пермь, 2020. - С. 120 - 126. 

Морозова Н.В. Внимание музыканта и его развитие в процессе музыкального образования // Вопросы фортепианной подготовки учащихся детских музыкалных школ, студентов профессиональных образовательных учреждений разных специальностей на современном этапе: сборник статей / под ред. А.М. Гостевой. - Пермь, 2020. - С. 45 - 56.

Морозова Н.В., Торгони Г.А. Проблемы музыкальной памяти и возможности её развития в процессе обучения в классе фортепиано // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Часть 2 / Отв. ред. Е.В. Баталина-Корнева. - Пермь, 2020. - С. 239 - 245. 

Кравчик Е.В. Старинная музыка в школе // Уроки Д.Б.Кабалевского - музыкальному образованию и культуре XXI века: сборник материалов  Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (17-18 марта 2020). [Электронный ресурс] / Ред. кол. Н.В.Морозова, М.Е. Пылаев, Д.Д. Пылаева. - Пермь, ПГГПУ, 2020. - Т. 1. С. 114 - 125. 

Морозова Н.В. Интерес и мотивация к занятиям музыкой: феноменология и развитие (там же) С. 135 - 148. 

Пылаев М.Е. , Пылаева Л.Д. Д.Б. Кабалевский - теоретик музыки (там же). С. 3 - 11. 

2021

Материалы конференций: 

Кравчик Е.В. Произведения И.С. Баха для клавесина в концертной и педагогической практике  XIX - XXI веков // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25-26 марта 2021года, г. Пермь) [Электронный ресурс] / Науч. ред. Н.В. Морозова, ред. кол. Н. А. Егошин, П. П. Останин, М.Е. Пылаев и др. - Пермь, 2021. С. 179 - 188. 

Кравчик Е. В. Использование исторических исполнительских техник на занятиях в классе ансамбля (там же). С 189 - 195.

Морозова Н.В. К психолого-педагогическому анализу музыкальной деятельности - профессиональной и учебной (там же). С. 328 - 341.

Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. Реквием А. Караманова: в диалоге с музыкой прошлого ( там же). С. 114 - 120. 

Царева Н.А. Музыкальное образование после пандемии: векторы движения (там же). С. 418 - 423. 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика