Преподаватели и сотрудники

Морозова Нина Виссарионовна

Морозова Нина Виссарионовна

зам. декана по научной работе, доцент

кандидат педагогических наук

Контактная информация

ул. Пермская, 65, каб. 31

+7 922-382-6470

Присутственные часы на кафедре

Пнд: 13.00 - 18.00 Втрн: 15.00 - 17.00

Образование: окончила факультет народных инструментов Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (квалификация – концертный исполнитель, дирижер оркестра, преподаватель), факультет психологии Московского государственного открытого университета им. М. А. Шолохова (с отличием), аспирантуру Московского педагогического государственного университета. Защитила кандидатскую диссертацию по спец. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования; 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология на тему "Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения: на материале вузовской подготовки учителя музыки" (2005 г., науч. рук. - доктор пед. наук, доктор псих. наук, проф. А.В. Торопова).

Научные интересы: онтогенез музыкального сознания и профессионального самосознания, психология восприятия современного искусства, музыкально-педагогическая психология.

Профессиональные интересы: музыкальная психология и психология музыкального образования.

Учебные курсы:

Бакалавриат: профили  
"Музыкальное образование и дополнительное образование",
"Музыкальное образование" (заочное обучение)
музыкальная психология и психология музыкального образования,
специальная педагогика и психология,
маркетинг в музыкальном искусстве и образовании,
менеджмент в музыкальном искусстве и образовании,
работа с одаренными детьми,
практикум по Орф-педагогике,
основы научно-исследовательской работы,
 

Магистратура:  программы
"Педагогика и менеджмент дополнительного музыкального образования", 
 "Музыкальное исполнительство и педагогика"
"Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации"
менеджмент музыкального искусства и дополнительного музыкального образования,
практическая психология в дополнительном музыкальном образовании,
музыкальная психология,
передовой опыт руководства организациями дополнительного музыкального образования (российский и региональный аспект),
социально-культурное проектирование,
культурно-просветительская деятельность организаций дополнительного музыкального образования: современные подходы,
управление развитием и методическое сопровождение организации дополнительного музыкального образования,
профессиональное развитие педагога в области музыкального искусства 

Дополнительные сведения. 

Член российского отделения ИСМЭ - Международного общества по музыкальному образованию.

Председатель экспертной комиссии регионального конкурса культурно-образовательных проектов ВУЗов и ССУЗов Пермского края c 2015 г.

Эксперт, член экспертной комиссии по рассмотрению работ, представленных на соискание премий Пермского края в сфере культуры и искусства за 2021 год.

Председатель наблюдательного совета МАОУДО "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми.

Организатор 14-ти всероссийских и международных научно-практических конференций (2005 - 2022 гг.), редактор 14-ти сборников материалов научных конференций. Проводит семинары и тренинги  для педагогов учебных заведений среднего профессионального и дополнительного музыкального образования, консультирует.

С 2015 года является разработчиком, руководителем и преподавателем программ повышения квалификации для учителей музыки и педагогов дополнительного музыкального образования:

  • "Содержание и методика преподавания предмета "Музыка" в начальной и основной школе" (Пермь, ПГГПУ, 108 часов); 
  • "Реализация метапредметного подхода на уроке музыки в общеобразовательной школе" (Пермь, ПГГПУ, 108 часов);
  • "Инновационные технологии в работе учителя музыки в условиях реализации ФГОС" (Перрмь, ПГГПУ, 40 часов);
  • "Развитие у учащихся навыков и компетенций XXI века на основе новых видов и форм музыкальной деятельности" (Пермь, ПГГПУ, 108 часов);
  • "Музыкальная психология как научно-методическое основание современного музыкального образования" для преподавателей ДМШ и ДШИ, СПО и педагогов ДО (Ижевск, "Центр повышения квалификации работников культуры Удмуртской республики", 24 часа). 
  • Метапредметный подход в дополнительном музыкальном образовании на примере освоения современного цифрового инструмента "Klavinova CVP-701" (Дворец детского и юношеского творчества г. Перми)
  • Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности в условиях онлайн-образования (Пермь, ПГГПУ, 40 часов)
Повышение квалификации:
2010 – ПГПУ: «Управление качеством образования» – 72 час., удостоверение
2016 - ПГГПУ: "Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования" - 72 часа, удост.
2016 - ПГИК: стажировка по направлению "Менеджмент в сфере культуры и художественного образования" - 108 час, удост. 
2017 - ПГГПУ: "Проектирование фондов оценочных средств по образовательным программам высшего образования" - 36 час., удост.
2019 - ПГГПУ: "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа" - 36 час., удост.
2021 - ПГГПУ: "Стилистические и исполнительские особенности русской инструментальной музыки XIX-XX веков: педагогический ракурс" - 16 часов, удост. 
2021 - МГППУ: "Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования"  - 72 часа, удостоверение
2022 - ПГГПУ: "Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования"  - 16 часов, удост. 
2022 - ПГГПУ: "Информационно-коммуниикативные технологии для обеспечения образовательного процесса в системе высшего образования" - 16 часов, удост.

Публикации в изданиях, лицензированных ВАК РФ

  • Повышенная тревожность юных музыкантов: причины и пути оптимизации // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - 2013. - № 3. - С. 56 - 61. 0,45 п.л.
  • Оптимизация концертного волнения юных музыкантов средствами учебной деятельности //Bестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни" - 2013. - №4. - С. 64 - 76. 0,9 п.л.
  • Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11 - 14 лет на уроках музыки с использованием квест-технологий (в соавторстве с Е.А. Мочаловой) //Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни" - 2014. - № 3 (7). - С. 69 - 76. - 0,7 п.л.
  • Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников (в соавторстве с Ю.С. Швецовой // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни. - 2015. - № 3. - С. 86 - 93.  - 0, 6 п.л. 
  • Возможности психологического влияния учителя музыки на учащихся как основа его коммуникативной деятельности // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образлование на протяжении жизни". - 2016. - № 4. -  С. 57 - 67. - 0,75 п.л. 
  • О развитии образного мышления школьников в процессе музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни" - 2017. - №4 (20). - С. 28 - 44. - 1,2 п.л.
  • Онтогенез музыкального сознания как процесс развития высших психических функций // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни" - 2018. - №2 (22). - С. 30 - 46. 1,2 п.л.
  • Изучение и развитие музыкально-образовательных потребностей участников педагогического процесса в детской школе искусств // Вестник кафедры ЮНЭСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни". - 2019. - № 2 (26). С. 161 - 185. 2  п.л.
 Прочие публикации: 
  • Психология и педагогика музыкального образования // Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Академия, 2002. С. 54-60. - 0,47 п.л.
  • О профессиональном мышлении и самосознании учителя музыки // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - М., 2002. С. 16 - 33. - 0,91 п.л.
  • Сравнительное исследование креативности мышления учащихся музыкальных классов методом П. Торранса // Научные труды МПГУ. – М., 2003 – С. 299-301. - 0,15 п.л.
  • НЛП в музыкальной педагогике // Ивонина Л.Ф., Морозова Н.В. Педагог и ученик: созвучие двух индивидуальностей. – Пермь, 2003 – С.  58-90. - 2,1 п.л.
  • Полимодальные музыкально-образные представления как фактор развития музыкально-педагогической компетентности / Научные труды МПГУ. – М., 2005 – С. 578-580. - 0,15 п.л.
  • К вопросу о социально-психологических функциях современного музыкального искусства // Музыка в эпоху постмодернизма. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. М.Е. Пылаева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 12 – 21. - 0,6 п.л.
  • Развитие эмоционально-образных представлений как чувственной основы музыкального сознания // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сборник научных трудов / Отв. ред. В.И. Адищев. Вып. 3. – Пермь, 2005.– С.69 - 93. - 1,2 п.л.
  • Проблема индивидуальных сенсорных различий музыкально-образных представлений педагога и ученика: психологический и педагогический аспекты // Материалы Международной научно-практической конференции  «Развитие наследия Б. М. Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». Научный сборник; Психологический институт РАО – М., 2006. – С. 203-206. - 0, 35 п.л. 
  • Полимодальные музыкально-образные представления как важная составляющая развития музыкально-педагогической компетентности // Мозикално-образовательни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда. Материалы II  Международная конференция болгарского национального форума «Орфеева дарба». – София, 2006. - С. 16-18.
  • По направлению к Леониду Десятникову ...// «Пермь Великая», июнь 2007.
  • Развитие  креативности  детей  в  дополнительном музыкальном  образовании: мечты  и  реальность // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические  и прикладные аспекты; Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Е.М. Березина.  – Пермь, 2007. – С. 371 –378. - 0,3 п.л.
  • Психолого-педагогические проблемы восприятия современной музыки // Музыка. XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. – Пермь, 2007.  С. 249 – 256. - 0,6 п.л.
  • Музыка. XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: материалы  всероссийской научно-практ. конференции с международным участием /Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. - Пермь. 2007.  - 312 c.
  • Диагностика музыкальности и музыкальных способностей в условиях коллективных занятий в общеобразовательной школе // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сборник научных трудов / Отв. ред. В.И. Адищев. – Пермь, 2009. С. 79 - 89. - 0,47 п.л.
  • Парадоксы восприятия новой и новейшей музыки как проблема современного музыкального образования //Современная музыка: вопросы теории, исполнения, преподавания: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова. – Пермь, 2009. С. 149 – 155. - 0, 5 п.л.
  • Современная музыка: вопросы теории, исполнения, преподавания: сборник материалов III Всероссийской научно-практ. конференции с международным участием (г. Пермь, 26 - 27 ноября 2009 г.) / Отв. ред. Н.В. Морозова, Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь. 2009. - 196 с.
  • Современные проблемы музыкального образования и региональный опыт их решения // Культурно-образовательное пространство региона. Художественное образование: партнеры, качество, перспективы: Сборник материаловв региональной научно-практической конференции. – Пермь, 2010.
  • Компетентностный подход  как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей  // Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее: Материалы IX научно-практической конференции с  международным участием. – М.: Граф-Пресс, 2010. - 444 с. - С. 248-254. - 0,41 п.л.
  • Морозова Н.В., Назарова К.С. Внедрение методов музыкальной коррекции и терапии в образовательный процесс специальной школы-интерната VIII вида // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: Материалы VII Международной научно-практической  конференции  – Владимир, 2010. - С. 154-159.
  • Полимодальные музыкально-образные представления и их развитие в профессиональной деятельности учителя музыки // Методология педагогики музыкального образования.  Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под науч. ред. Э.Б. Абдуллина. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Граф-Пресс, 2010. - С. 153 – 165. - 0,69 п.л.
  • Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: сб. материалов IV международной научно-практ. конф. (г. Пермь, 10 - 11 сентября 2011 г.) / Отв. ред. Н.В. Морозова, Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. - 236 с.
  • Развитие внимания на начальном этапе музыкального образования // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы X международной научно-практической конференции – М.: РИТМ, 2012. – С. 239 – 248. - 0,45 п.л.
  • Инновации в музыкальном образовании // Инновации в художественном образовании: материалы краевой научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.А. Косолаповой; ред. кол. Т.В. Иванова, Н.В. Морозова, А.М. Мясников и др. – Пермь, 2012. – С. 16 – 19. 0.2 п.л.
  • Проблемы современной музыки: сборник материалов V международной научно-практ. конференции (г. Пермь, 15 - 16 сентября 2012 г.) / Отв. ред. Н.В. Морозова, Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 2012. - 364 с.
  • Проблемы современной музыки: сборник материалов VI международной научно-практ. конференции ( г. Пермь, 1 - 2 октября 2013 г.) / Отв. ред. Н.В. Морозова, Пермский гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 370 с.
  • Знакомство с современной музыкой как один из важных факторов развития музыкального сознания учащихся //Проблемы современной музыки: сборник матералов VI Международной научно-практической конференции / под ред. Н.В. Морозовой. - г. Пермь, 2014. - С. 213 - 223.
  • Проблемы современной музыки: сборник материалов VII международной научно-практ. конференции (г. Пермь, 13 - 14 сентября 2014 г.) / Отв. ред. Н.В. Морозова, Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 304 с.
  • Онтогенез музыкального сознания в контексте идей Д.Б. Кабалевского //Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый педагог" (Пермь - Москва). - М., 2015. - С. 77 - 81. - 0,36 п.л.
  • Проблемы современной музыки: композитор и фольклор: в 2-х частях. Часть I. Вопросы творчества, исполнительства, преподавания: сборник материалов VIII международной научно-практ. конференции (г. Пермь, 12 - 13 сентября 2015 г.) / под общей ред. Н.В. Морозовой, Пермский гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2015. - 353 с.
  • Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пермь, ПГИК, 2016. - С. 15 - 23. 0.56 п.л.
  • Маркетинговый анализ деятельности современных детских музыкальных школ и школ искусств: вопросы в перспективу //Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической  конференции с международным участием. - Пермь, ПГИК, 2016. - C. 23 - 31. - 0,36 п.л.
  • Проблемы современной музыки: композитор и фольклор. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.В. Баталина, Н.В. Морозова. - Пермь, ПГИК, 2016. - 189 с. 
  • Музыкальная память и ее развитие //Вопросы фортепианной педагогики учащихся ДМШ и ДШИ, студентов профессиональных образовательных учреждений разных специальностей на современном этапе.: сборник статей. / под ред.А.М. Гостевой. - Пермь, "Пермский музыкальный колледж", 2017. - С. 4 - 11. - 0,37 п.л.
  • Современная практика дополнительного музыкального образования: в поиске смыслов // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пермь, ПГИК, 2017. - С 4 - 16. -  0.6 п.л.
  • Интерес, увлеченность, со-творчество - три кита успешности дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пермь, ПГИК, 2018. - С. 6 - 18. - 0, 8 п. л.
  • Музыка, XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, преподавания. Сборник материалов X Всероссийской конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова, Е.В. Баталина. - Пермь, ПГГПУ, ПГИК, 2018. - 268 с.
  • Полимодальные средства постановки голоса в классе вокальной подготовки (в соавторстве с А.А. Носковой) // Вопросы психологии и педагогики в культурном воспитании современного человека: сборник материалов  LXXII Международной научно-практической конференции. - Казань, 2019.
  • Поправьте пюпитры, закончен антракт (о А.Н. Фарносове) // Прошлое, настоящее, будущее: вектор развития (к 95-летию Пермского музыкального колледжа: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.М. Гостевой. - Пермь, 2019. - С. 34 - 41. 0,45 п.л. 
  • Исследование полимодальных межсенсорных образных средств музыкально-педагогической коммуникации // Сборник материалов междунар. симпозиума "Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве" в рамках II мультидисциплинарной конференции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS) 17-19 октября 2019. - М., 2019. 
  • Внимание музыканта и его развитие в процессе музыкального образования // Вопросы фортепианной подготовки учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств, студентов профессиональных образовательных учреждений разных специальностей на современном этапе: сборник статей / под ред. А.М. Гостевой / ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж. - Пермь: изд-во "Миг", 2020. - С. 45 - 56.
  • Проблемы музыкальной памяти и возможности ее развития в классе фортепиано (в соавторстве с Г.А. Торгони) // Диалоги о культуре и искусстве: сборник статей IX Всероссийской н/п конференции с международным участием. В 2 ч: часть 2 /  Отв. ред. Е.В. Баталина-Корнева. - Пермь, 2020. - С. 239 - 245. 
  • Интерес и мотивация к занятиям музыкой: феноменология и развитие // Уроки Д.Б. Кабалевского - музыкальному образованию и культуре XXI века: сборник мат-в Всерос. н/п конф. с межд. уч-м (17-18 марта 2020 года, г. Пермь) [Электр. ресурс] / ред.кол. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева; Перм.гос. гуманит.-пед. ун-т, 2020. - Т. 1. - С. 135 - 148.
  • К психолого-педагогическому анализу музыкальной деятельности - профессиональной и учебной // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: сборник материалов Всерос. научно-практической конф. с международ. уч-ем. - Пермь, ПГГПУ, 2021. С.  328 - 341. 
  • Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (25 - 26 марта 2021 года, г. Пермь). В 3-х тт. / Науч. ред. Н.В. Морозова. Ред. кол. Н.А. Егошин, П.П. Останин, М.Е. Пылаев и др. - Пермь, ПГГПУ, 2021.
  • Музыкальное образование в России: проблемы настоящего и взгляд в будущее // Искусство в образовании, образование в искусстве : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием  (22–25 апреля 2022 г., г. Пермь) [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.В. Морозова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2022. С. 28 - 38.
  • Искусство в образовании, образование в искусстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22-25 апреля 2022 г., Пермь) [Электронный ресурс]/ Отв. редактор Н.В. Морозова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 578 с.
  • Профессиональная и личностная самоактуализация музыканта на разных этапах непрерывного образования // Искусство в образовании, образование в искусстве: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конфю с междунар. участием (24 - 27 марта 2023 г., Пермь) [Электронный ресурс] / Отв. ред. Н.В. Морозова. - Пермь, 2023. С. 24 - 34.

Назад

Яндекс.Метрика