Преподаватели и сотрудники

Вяткин Бронислав Александрович

Вяткин Бронислав Александрович

старший научный сотрудник Института психологии

доктор психологических наук, профессор

Контактная информация

ул. Пушкина 44, 2 этаж, каб. 205

(342) 238-63-72, (342) 212-23-89

Присутственные часы на кафедре

вторник с 12.00 до 14.00.

 Образование

В 1958 году закончил Пермский государственный педагогический институт, факультет физического воспитания.

С 1961 по 1964 год аспирантура по специальности «Психология» под руководством В. С. Мерлина.

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1967 году получил звание доцента.

До 1978 года работал в Пермском государственном педагогическом институте старшим преподавателем кафедры психологии, затем заведующим кафедры теоретических основ физического воспитания.

С 1978 по 1985 года работал в Пермском государственном институте искусств и культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим кафедры психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии.

В 1981 году защитил докторскую диссертацию в НИИ ОПП АПН СССР на тему: "Влияние психического стресса на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности"  и в 1983 году получил звание профессора.

В 1985 году вернулся в Пермский государственный педагогический университет, где получил должность заведующего кафедрой психологии.

В 1993 году на базе педагогического университета открыл и возглавил отделение психологии, которое затем преобразовал в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003).

С 2001 года становится членом-корреспондентом Россйской академии образования (РАО)

Автор и редактор ряда монографий и научных сборников; главный редактор журнала "Вестник ПГПУ (серия 1 — Психология). Возглавляет Пермскую психологическую школу, основанную его учителем В. С. Мерлиным. Продолжает интегральное исследование индивидуальности человека и условий её развития в современном обществе в различные возрастные периоды и в различных сфера деятельности. Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 7 докторов и 48 кандидатов наук.

Научные интересы

Психология интегральной индивидуальности, Полисистемные исследования индивидуальности, Стиль в структуре интегральной индивидуальности, Спортивная психология, психология личности.

Профессиональные интересы

«Психологические детерминанты безопасности жизнедеятельности человека в русле учения об интегральной индивидуальности» Тематический план научных исследований Министерства образования и науки РФ (2010-2012) Код ГРНТИ 15.21.45

«Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования (начального, основного, старшего) в современных социокультурных условиях» ПСР ПГГПУ Проект № 01201268576: 024-Ф (2012-2014) Код ГРНТИ 15.21.51

Стаж

56 лет

Учебные курсы

   • Актуальнаые проблемы интегрального исследования индивидуальности

   • Введение в профессию

   • Введение в психолого-педагогическую деятельность

Достижения и поощрения

   • знак «Отличник народного просвещения» (1976).

   • медаль «Ветеран труда» (1984).

   • орден «За заслуги перед Отечеством» ll степени (2005).

   • почетная грамота Правительства Пермского края «За большой вклад в организацию и развитие психологического образования в Пермском крае» (2005).

   • диплом РАЕ «Золотая кафедра России» за заслуги в области развития отечественного образования (2008).

   • диплом лауреата I Международного конкурса «Лучшая книга по психологии» в номинации «Лучшее научное издание» за книгу «Психология интегральной индивидуальности» (г. Новосибирск, 29 апреля 2016 г.).

   • диплом I степени I Международного конкурса «Лучшая книга по психологии» в номинации «Лучшая хрестоматия» за учебное издание (комплект из 2-х книг «Психология стилей человека» (г. Новосибирск, 29 апреля 2016 г.).

   • грамота в номинации «Новые виды учебных изданий» VII Сибирского межрегионального конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга -2016» за книгу Психология стилей человека (комплект учебного пособия: учебник и хрестоматия).

   • звание "Почетный профессор Удмуртского государственного университета" решением Ученого совета Удмуртского государственного университета от 04 октября 2016 г. За большой вклад в развитие научно-исследовательской, учебно-педагогической деятельности Удмуртского государственного университета и подготовку высококвалифицированных кадров (диплом № 56 от 14.10.2016 г. Ижевск).

   • «Отличник народного просвещения».

   • «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Дополнительные сведения

   • Член-корреспондент РАО.

   • Член Президиума Российского психологического общества (РПО), а также представителем регионального представительства РПО.

Публикации

 

  1. Вяткин Б.А., Маркелов В.В., Сысоев Ю.В., Краев Ю.В. Актуализация индивидуального подхода в деятельности триады: «спортсмен – тренер - психолог»  // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 81-86.  
  2. Vyatkin B.A., Markelov V.V., Sysoev Yu.V., Kraev Yu.V TRAINING PROCESS INDIVIDUALIZING BY ATHLETE-COACH-PSYCHOLOGIST TRIAD SYNERGY // Theory and Practice of Physical Culture. 2019. № 3. С. 30. 
  3. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. Москва: ИП РАН, 2018. 176с.
  4. Вяткин Б.А., Попова В.В., Самбикина О.С., Хотинец В.Ю. Этнопсихологические особенности семейного воспитания коренных народов Западного Урала.Пермь: ПНИПУ, 2018. 150с. 
  5. Вяткин Б.А. Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщение 2. Результаты эмпирического исследования / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, А.Ю. Калугин // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2018. - № 2. – С. 173-181. 
  6. Вяткин Б.А. Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщение 1. Предпосылки исследования / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, А.Ю. Калугин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28. Вып. 1. – С. 42-50. 
  7. Вяткин, Б. А., Дорфман, Л. Я. Теория индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука, 2017. Том 19, № 2. С. 145–160. 
  8. Вяткин, Б.А. Психология познания индивидуальности человека: тридцать лет спустя/Б.А. Вяткин, С.Ю. Жданова//Вестник Пермского университета. Серия Философия, психология, социология. -2016. Выпуск 3 (27). -С.62. 
  9. Вяткин, Б.А. Об интеграции теории и подходов к целостному познанию человека/Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин//Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. -2016. Т. 26, вып. 2. -С.47-57. 
  10. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Индивидуальность и стиль учения растущего человека. Книга для родителей и учителей. Пермь: Индивидуальность и стиль учения растущего человека. Книга для родителей и учителей, 2016. 63с. 
  11. Вяткин Б.А. В. С. Мерлин о проблемах психологической под готовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого) / Вяткин Б.А., Щукин М.Р. // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 146-156. 
  12. Вяткин Б.А.. Метаиндивидуальность учителя начальных классов и её проявления / Вяткин Б.А., Краснов А.В.// Начальное образование. 2013. № 3 (56). С. 46-50. 
  13. Вяткин Б.А., Калиненко А.А. Ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных пенитенциарных учреждений / Хотинец В.Ю., Вяткин Б.А., Калиненко А.А. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 7-11. 
  14. Вяткин Б.А. Психологические инновации в образовании (XXVI мерлинские чтения) / Волочков А.А., Вяткин Б.А. // Российский научный журнал. 2012. № 26. С. 89-92. 
  15. Вяткин, Б.А. Использование спектрального анализа голоса как индикатора уровня психического стресса во время спортивных соревнований./ Б.А Вяткин //Спортивный психолог. 2012. №2 (26).- С.49-51. 
  16. Вяткин Б.А. Научно-образовательная школа «Интегральной индивидуальности человека и психолого-педагогическое обеспечение ее развития в системе непрерывного образования» / Б.А. Вяткин // Образование и наука. – 2011.   № 1 (80). – С. 129-142. 
  17. Вяткин Б.А. XXVI Мерлинские чтения: психологические инновации в образовании /Волочков А.А., Вяткин Б.А. // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 162-165. 
  18. Вяткин Б.А. Взаимосвязь агрессивности младших командиров и их подчиненных / Вяткин Б.А., Денисенко А.Г. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2. С. 3-6. 
  19. Вяткин Б.А., Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения / Вяткин Б.А., Беляев О.Б. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1. С. 28-31. 
  20. Вяткин Б.А., Пермские симпозиумы «Психический стресс в спорте» / Вяткин Б.А., Маркелов В.В. // Спортивный психолог. 2010. № 19. С. 91-96. 
  21. Вяткин Б.А., Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика / Вяткин Б.А., Беляев О.Б. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4. С. 24-29. 
  22. Вяткин Б.А., Предприимчивость в структуре индивидуальности будущего специалиста и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале профессиональной подготовки психологов) / Вяткин Б.А., Ротманова Н.В. Фундаментальные исследования. 2008. № 8. С. 26.

 

 

Назад

Яндекс.Метрика