Преподаватели и сотрудники

Вихман Александр Александрович

Вихман Александр Александрович

Директор Института Психологии, доцент кафедры практической психологии

кандидат психологических наук

Контактная информация

ул. Пушкина 44, каб. 303 (3 этаж)

(342) 215-18-73 (доб. 408)

Присутственные часы на кафедре

пн.13.00 – 15.00, ср. 15.00 – 17.00

Образование (квалификация)

В 2007 году окончил психологический факультет ПГПУ по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» на тему «Лживость в структуре интегральной индивидуальности» (ЮУрГУ).

В 2013 году назначен на должность доцента кафедры практической психологии.

В 2013 году назначен на должность заместителя директора института психологии по работе с магистрантами и аспирантами.

В 2015 году избран на должность директора Института психологии.

 Стаж: 9 лет

 

Научные интересы

Интеллект и креативность, когнитивная психология, психология управления, ресурсный подход в психологии, интуиция, процесс принятия решения, феномены лживости и манипуляции, кросс-культурные исследования.

 

Профессиональные интересы

Эксперт по психологическому наблюдению, автор многисленных психодиагностических инструментов (мониторинг метапредметных компетенций учащихся, диагностика управленческих компетенций руководителей ОУ). Эксперт центра оценки качества образования Департамента образования города Перми. Член IACEP (International Association for Cognitive Education and Psychology). 


Учебные курсы

Бакалавриат. Профиль «Психология»

Экспериментальная психология

Бакалавриат. Специальность «Психология образования»

Экспериментальная психология

Магистратура. Профиль "Психология управления образовательной средой"

Современные технологии менеджмента

Психология управления образовательной средой

Психологический мониторинг качества образовательной среды

 

Дополнительные сведения

Исполнитель ГРАНТов ПГГПУ: 044-М и 027-Ф

Исполнитель гранта РФФИ и Пермского края № 18-413-590007 (2018-2020)

 

Достижения и поощрения

  • Победитель конкурса «Преподаватель ПГПУ 2010 года»
  • Эксперт центра оценки качества образования Департамента образования города Перми. 
  • Член IACEP (International Association for Cognitive Education and Psychology). 

 

Повышение квалификации:

2007 - Основы психоанализа, РИНО ПГНИУ г.Пермь

2010 - Окончание дневной аспирантуры, представление кандидатской диссертации к защите. Институт психологии ПГПУ г. Пермь 

2011 - Защита кандидатской диссертации. ЮУрГУ г.Челябинск

2013 - Краткосрочное повышение квалификации в ФГБОУ ВПО ПГГПУ по дополнительной профессиональной программе «Английский язык для профессиональной работы», 72 часа  

2018 - Краткосрочное повышение квалификации в ФГБУ НМИЦ ПН (СПб НИПНИ) им. В.М. Бехтерева по дополнительной профессиональной программе «Основы когнитивно-поведенческой психотерапии», 24 часа

2018 - Повышение квалификации в ИМАТОН по дополнительной профессиональной программе "Экзистенциальная психотерапия и консультирование" , 72 часа 

2019 - КПК "Помощь подростку в кризисной ситуации жизни", 16 часов

2019 - КПК "Педагогика и психология высшей школы", 24 часа

2019 - КПК "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа", 36 часов


Публикации

Вихман, А.А. Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте / А.А. Вихман, А.Ю. Калугин // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. - № 6. https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN619.pdf (доступ свободный).

Вихман, А.А. Взаимосвязи приемлемости манипулирования информацией и социального поведения у студентов / А.А. Вихман // Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (РПГУ, 10-11 октября 2019 г., г. Санкт-Петербург). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – С. 10.

Вихман, А.А. Мониторинг готовности к профессиональному самоопределению: пермская модель / А.А Вихман, Е.С.  Сибиряков // Сборник материалов Открытого образовательного форума «Школа 21 века – пространство выбора». – Пермь: ОТ и ДО, 2019.

Вихман, А.А. Взаимосвязи психодинамических и личностных свойств старших школьников с разным уровнем интенционального опыта и ценностей / А.А. Вихман // Пензенский психологический вестник. – 2018. – №2. – С. 79-87. DOI: 10.17689/psy-2018.2.7

Вихман, А.А. Технология психологического мониторинга метапредметных результатов для оценки качества образования: инновационный опыт Пермского края / А.А. Вихман, Е.С. Сибиряков, М.С. Черепанов // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. III межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А.А. Барабаса. – Челябинск: РЦОКИО, 2018. – С. 21-25.

Вихман, А.А. Ментальные ресурсы индивидуальности как предикторы склонности к когнитивным искажениям / А.А. Вихман, А.Ю. Калугин, А.М. Мишкевич // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – С. 1154-1156.

Вихман А.А. Шведчикова Ю.С. Смирнов Д.О. Образовательная навигация как технология  системной организации образовательной среды [Текст] / А.А.Вихман, Ю.С.Шведчикова, Д.О.Смирнов // XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред. кол. А.А. Вихман, А.Ю. Калугин, А.А. Скорынин; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017.

Вихман А.А. Полисистемное исследование связи стиля педагогического общения учителя, критического мышления ученика начальных классов и особенностей детско-родительских отношений в его семье [Текст] / А.А.Вихман // Материалы второй Международной научно-практической конференции «Личность. Интеллект. Метакогниции» - Калуга.: АКФ «Политоп», 2017

Вихман А.А. Опыт создания системы диагностики профессиональной компетентности руководителей школ и заведующих детскими садами / А.А.Вихман, А.Ю.Попов // Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Челяб. гос. ун-та, в рамках Фестиваля науки и творче- ства ЧелГУ, Челябинск, 28 сент. 2016 г. : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. С. А. Репина, И. В. Пономаревой. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2016

Вихман А.А. Метаэффект стиля педагогического общения учителя начальных классов на полисистему «ученик-родитель»: первые результаты / А.А.Вихман // XXXI Мерлинские чтения : Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании : матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (06–08 октября 2016 г., г. Пермь, Россия) / ред. кол. А.А. Волочков, А.А. Вихман, Б.А. Вяткин (науч. ред.), О.С. Самбикина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016.

Вихман, А.А. Факторы развития метапредметных компетенций и академической успеваемости учащихся / А.А.Вихман, А.Ю.Попов // Начальная школа. – 2016, - №10

Вихман, А.А. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению: эмпирическая модель и ее интерпретация / А.А.Вихман, В.Р.Имакаев, Л.А.Гаджиева, А.Ю.Попов // Успехи современной науки. – 2015, №3 с. 78-85

Долгова В.И., Курунов В.В., Вихман А.А., Дмитриева Л.Г. Механизмы управления сетевой формой магистратуры психолого-педагогического направления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №4. - С. 15 - 20.

Вихман А.А. Диагностика метапредметных компетенций в среднем образовании / А.А.Вихман А.Ю.Попов // ... – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.

Vikhman A.A. Cognitive and emotional characteristics of liars. The International conference "Actual problems of psychology and law. Victims and withesses: from research to effective practice" abstracts. part 2. St.Petersburg p.23 

Попов, А.Ю., Вихман, А.А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология / А.Ю.Попов, А.А.Вихман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. – Т.7. - № 1 – с.5 – 16.

Вихман, А.А., Попов, А.Ю. Принятие решений в ситуации неопределенности: индивидуальные различия и скрытые переменные / А.Ю.Попов, А.А.Вихман // Социальный мир человека. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Челокек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций» г.Ижевск / Под ред. Н.И.Леонова. – Ижевск: ERGO, 2014. – 340 с. (Серия «Язык социального»)

Вихман А.А. Рефлексивность учителя младших классов и ее метаиндивидуальное проявление в личности учеников / Вихман А.А. Ознобишина А.А.// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014.

Вихман А.А., Попов А.Ю. Эмпирическая проверка альтернативных моделей когнитивных искажений /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Глобальный научный потенциал. —2013. — №6.

Вихман А.А., Попов А.Ю. Когнитивные искажения: единый фактор или компенсаторные взаимодействия? /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Научное мнение. —2013. — №6.

Вихман А.А., Попов А.Ю. Диагностика познавательных аспектов универсальных учебных действий в средней школе /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Научное мнение. —2013. — №5.

Вихман, А.А. Некоторые особенности индивидуальности лжецов юношеского возраста / А.А.Вихман // Сибирский педагогический журнал. — 2010, №11.

Вихман, А.А. Лживость как информационно-манипулятивная активность / А.А.Вихман // Вестник Читинского университета. — 2010, №7.  

 Вихман, А.А. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности / А.А.Вихман, И.Н.Нурлыгаянов // Вестник Башкирского университета. — 2009, №2. (Авторские не разделены)..

Vikhman, A., & Popov, A. (2013). Critical thinking test for Russian school students. Unfolding potential: assessment, strategies, change, and intervention. IACEP International Conference proceedings,Leiden, June 24-27. University of Leiden. P. 68-69

Popov, A., & Vikhman, A. (2013). Flexibility of thought as an indicator of learning potential in education. Unfolding potential: assessment, strategies, change, and intervention. IACEP International Conference proceedings,Leiden, June 24-27. University of Leiden. P. 53

Вихман А.А. Подходы к теоретическому анализу феномена лживости и его связь с коммуникативной активностью / Психология коммуникативной активности: хрестоматия / Сост. С.А. Васюра. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013

Вихман А.А., Попов А.Ю. Диагностика логико-аналитических аспектов универсальных учебных действий в средней школе (результаты апробации) / А.А.Вихман, А.Ю. Попов //  Сб.: Достижение метапредметных и личностных результатов в основной школе: проблемы, поиски, решения. – Пермь, Изд-во ПГНИУ, 2012.

Вихман, А.А., Щукин М.Р. Особенности индивидуальности с учетом разных уровней информационно-манипулятивной активности (на примере юношеского возраста) / А.А.Вихман, М.Р. Щукин // Вестник Удмуртского университета. – 2011,  - №2

Назад

Яндекс.Метрика