Пермская психологическая школа
Центральная идея Пермской психологической школы – теория интегральной индивидуальности
Создание Пермской психологической школы связано с именем видного представителя отечественной психологической науки профессора Вольфа Соломоновича Мерлина, длительное время возглавлявшего кафедру психологии Пермского государственного педагогического института. С именем В. С. Мерлина связано возникновение и развитие на первых этапах учения об интегральной индивидуальности человека. В русле этого учения активно осуществляют научные исследования ученики В. С. Мерлина и ученики его учеников во многих городах России и СНГ.
Мерлин В.С.
Биография
Родился 22 января 1898 года в семье учителя. Научная деятельность началась в Ленинградском Губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923-1924 гг.), где он знакомится с М.Я. Басовым. В 1925 - ассистент, 1929 - доцент кафедры психологии Петроградского института им. А. И. Герцена.
В 1930-1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, руководит научной группой по изучению мировоззрения ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса. С 1932 по 1938 гг. работает в Саратовском педагогическом институте, с 1932 по 1936 годы возглавляет кафедру психологии. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». С 1938 по 1948 гг. работает в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны являлся (с 1942 г.) научным консультантом в клинике Института психологии МГУ на базе эвакогоспиталя в Свердловской области.
С 1948 по 1954 г. работает в Казанском университете, где подготовил докторскую диссертацию на тему «Психофизиологиеское своеобразие условных реакций в структуре волевого акта».
С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем — профессор кафедры психологии. Основные сферы интересов в Пермский период: психология личности (1956-1971), затем системное исследование индивидуальности человека (1972-1982). Скончался в Перми в 1982 году на восемьдесят четвертом году жизни.
Интегральная индивидуальность и исследование темперамента
Интегральная индивидуальность - это целостная, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, организованная иерархически, между уровнями которой много-многозначные взаимосвязи (полиморфные, телеологические, гибкие), а внутри каждого из уровней более жесткие одно-однозначные или одно-многозначные взаимосвязи (каузальные, однозначные, жесткие). В теории В.С. Мерлина объем понятия «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека. Интегральная индивидуальность состоит из индивидуальных свойств, которые возникли на разных ступенях филогенеза и онтогенеза, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в группе и обществе. На каждом иерархическом уровне действуют специфические законы связей.
Интегральная индивидуальность (ИИ) — не просто совокупность систем и подсистем, а особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека. По этой причине теорию интегральной индивидуальности иногда называют теорией связей.
Существуют два типа связей (детерминаций) интегральной индивидуальности:
- Каузальная детерминация обнаруживается применительно к отдельным уровням ИИ. Существуют и сосуществуют законы физические, химические, биологические, психологические, социальные. Связи одноуровневых индивидуальных свойств подчиняются действию каузальных законов «своего», а не «чужого» уровня. Между свойствами одного и того же уровня ИИ есть однозначные (или одно-многозначные) связи. Этот тип связей более жесткий и плохо поддается коррекции в психологической практике.
- Телеологическая детерминация выражается в особом характере связей свойств разных уровней ИИ (полиморфизм, много-многозначность). Если каузальный тип детерминации дифференцирует индивидуальность на отдельные уровни, то телеологический тип детерминации обеспечивает их интеграцию. Благодаря телеологической детерминации ИИ остается единой, несмотря на поуровневую дифференциацию. Благодаря полиморфизму каждый уровень ИИ обладает относительной автономностью и в то же время открыт для взаимодействий с другими уровнями ИИ.
Много-многозначные связи являются изменчивыми и гибкими, поэтому их можно подвергать преобразованиям в психологической практике, и они отражают своеобразие каждого отдельно взятого человека.
Как отмечал В. С. Мерлин, понятие много-многозначных связей позволяет обобщить проблемы, которые раньше рассматривались разрозненно: биосоциальную и психофизиологическую закономерности, соотношение социально-психологических и общепсихологических закономерностей, соотношение социологических и социально-психологических закономерностей.
Проблема темперамента являлась предметом научного интереса В.С.Мерлина более 30 лет. За это время Вольф Соломонович внес большой вклад в изучение этого феномена, наполнил понятие темперамента конкретным содержанием и дал развернутую характеристику его основным свойствам. Считал, что нельзя рассматривать темперамент и личность как один феномен, что они относятся к разным уровням индивидуальности. Были подробно эмпирически изучены такие свойства темперамента как сенситивность, реактивность, пластичность, ригидность установок, тревожность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, экспрессивность, активность произвольной целенаправленной деятельности.
Продолжение научной школы в трудах Б.А.Вяткина и его коллег
Наиболее существенный вклад в развитие этого учения вносят пермские психологи. В настоящее время научное и организационное руководство исследовательской деятельности Пермской психологической школы, осуществляет ученик B.C. Мерлина профессор Б.А. Вяткин.
Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, автор более 300 работ в области психологии стресса, спорта, личности и индивидуальности, подготовки психолого-педагогических кадров. Родился 11 января 1935 г. в Удмуртии в семье журналиста и учительницы. С 1961 по 1964 гг. учился в аспирантуре по специальности «Психология» под руководством В. С. Мерлина. В 1964-1967 гг. работал в должности старшего преподавателя кафедры психологии Пермского пединститута. С 1967 по 1978 гг. – заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ПГПИ. С 1978 по 1985 гг. работал в Пермском государственном институте искусств и культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим, кафедры психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию и в 1984 г. получил звание профессора. В 1985 году вернулся в Пермский государственный педагогический институт, где получил должность заведующего кафедрой психологии. В 1993 году на базе педагогического университета открыл и возглавил отделение психологии, которое вскоре было преобразовано в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003). После смерти В.С. Мерлина и возвращения в ПГПИ в 1985 году возглавил Пермскую психологическую школу. Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 8 докторов и 55 кандидатов наук.
Л.Я.Дорфман. Профессор, доктор психологических наук. Автор более 300 трудов в области теоретической и эмпирической психологии, психологии индивидуальности, стилей активности, эмоций, креативности, искусства и литературы. Лауреат премии имени В.С. Мерлина I степени Пермской области, лауреат конкурса «Лучшая научная книга 2005 года» среди преподавателей высших учебных заведений.
А.А.Волочков. Профессор, доктор психологических наук. Автор более 150 трудов в области психологии активности, психодиагностики и педагогической психологии. Победитель Всероссийского конкурса психодиагностических методик в системе образования РФ. Победитель конкурса «Лучшая научная книга 2007».
В.Ю.Хотинец. Профессор, доктор психологических наук. Заслуженный деятель науки Удмуртской республики. Исследователь этнического самосознания, автор множества работ по теме кросс-культурной психологии.
Н.В.Коптева. Профессор, доктор психологических наук. Автор оригинальной концепции онтологической уверенности и множества трудов на тему гуманистической и экзистенциальной психологии.
М.Р.Щукин. Профессор, доктор психологических наук. Многолетние исследования профессора М.Р. Щукина и его учеников углубили представления об индивидуальном стиле деятельности, профессиональном и производственном обучении.