Преподаватели и сотрудники
Оспенникова Елена Васильевна
заведующий кафедрой МД и ИТО
доктор педагогических наук, профессор
Контактная информация
г. Пермь, ул. Пушкина, 42, ПГГПУ, 4-й корпус, каб А 110
(342) 215-19-43 (доб. 444)
Присутственные часы на кафедре
вторник: 13-00 - 15-00, среда: 15-00 -17-00
Образование (квалификация)
Окончила в 1974 г. Пермский государственный педагогический институт, физический факультет. Квалификация - учитель физики. С 1977 по 1980 гг. обучалась в очной аспирантуре при кафедре методики преподавания физики Челябинского государственного педагогического института. По позавершению обучения в аспирантуре в 1980 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – методика преподавания физики (науч. руководитель – доктор. пед. наук. член-корреспондент АПН, проф. А.В. Усова).
С 1980 г. по настоящее время работает в Пермском государственном педагогическом институте, ныне Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
Повышение квалификации
2008-2009 уч. год. Повышение квалификации по программе «Смешанное и корпоративное обучение» (Ростов н/Д, ИПО ПИ ЮФУ, сентябрь, 2008, св. №036).
2012-2013 уч. год. Повышение квалификации по программе "Пути и средства качественного улучшения образовательного процесса в вузе» (кафедра НОУШ, Институт непрерывного образования ПГГПУ, факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, г. Пермь) (72 часа, св. №1481).
Научные интересы
Методика подготовки будущих учителей физики к профессиональной деятельности в условиях модернизации системы высшего педагогического образования.
Теория и методика обучения физике в средней общеобразовательной школе: моделирование и проектирование учебного процесса по физике (методы, средства и формы обучения), система средств ИКТ в современной модели обучения физике.
Интерактивные информационные системы в образовании. Мультимедиа наполнение информационных образовательных систем (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз). Когнитивные технологии в проектировании цифровых образовательных ресурсов по физике.
Политехническая направленность обучения физике.
Образовательная робототехника как технология проектно-ориентированного обучения.
Учебные курсы
- Теория и методика обучения физике
- Школьный физпрактикум
- Основы педагогического проектирования
- Образовательная робототехника
- Применение компьютерных моделей в обучении
- Программирование мультимедийных проектов
- Проектирование информационных систем в образовании
- Информационные системы в управлении учебным процессом
- Мультимедиа технологии в образовании
Руководство педагогической практикой студентов, подготовкой курсовых работ и ВКР.
Дополнительные сведения
Научный руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика).
Один из первых авторов-разрабочиков научно-методического направления, связанного с исследованием проблемы теории и методики применения средств ИКТ в обучении физике в средней школе.
Научный руководитель методической школы ПГГПУ по УГНС: 230 000: "Информатика. Информационные системы и технологии: теоретические аспекты разработки и методика реализации компетентностной модели подготовки специалиста в педагогическом вузе".
Главный редактор периодического научного журнала Вестник ПГГПУ. Серия «ИКТ в образовании» (Пермь, ПГПУ, основан в 2005 г.).
Член НМС по физике Министерства образования и науки РФ, УМ секции по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров и УМО по направлениям педагогического образования.
Член диссертационного совета по защите докторских диссертаций при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет (диссертационный совет Д 212.283.04).
Научный руководитель ряда федеральных и региональных проектов:
2006-2010 гг.
Проект НФПК «Информатизация системы образования» КОМПОНЕНТ В. Профессиональное развитие педагогов в области применение ИКТ для целей образования. Программа компонента В1.Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Вуз - исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ПГПУ). Договор ELSP/В1/C/016/01-06 (рук. проекта - проф. Е.В. Оспенникова) (финансирование по договору - 100 000 (сто тысяч долларов США).
- На заключительном этапе выполнения данного проекта ПГГПУ получил статус головного вуза в образовательной области «Естествознание». Коллектив кафедры МД и ИТО возглавил подготовку межвузовского сборника методических материалов для педагогических вузов: Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480 с. (Библиотека информатизации образования).
2006-2008 гг.
Проект НФПК «Информатизация системы образования» ELSP/А2/Gr/001_004 «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования» (2005-2008 гг.). Организация исполнитель – ООО Физикон. Авторы-разработчики – проф. Е.В. Оспенникова Е.В., аспирант Е.С. Шестакова (Ремизова).
2008-2012 гг.
Проект Министерства образования и науки РФ. Повышение квалификации работников образовательных учреждений в области применения средств ИКТ в обучении по программе «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ» (ПГПУ, г.Пермь).
2011 г.
Проект "Повышение квалификации специалистов сферы образования использованию электронных образовательных ресурсов". По заказу Министерства образования и науки РФ, контракт от 01.08.2011 г. № 07.Р07.11.0011.
- В рамках проекта в субъектах РФ организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий учителей средних школ по программе "Использование ЭОР в образовательной деятельности по предмету"). Совместно с Институтом информационных технологий «АйТи» разработан учебно-методический комплекс по образовательной программе «Использование ЭОР в образовательной деятельности основной школы. Физика». Автор-разработчик – проф. Е.В.Оспенникова
2012-2013 гг.
Программа Стратегического Развития ПГГПУ (2012-2016 гг.). Автор и руководитель творческого коллектива по подготовке и изданию учебного пособия (конкурс учебных изданий сотрудников ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»):
- Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные вопросы. Школьный физический эксперимент в условиях современной информационно-образовательной среды: учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников, А.Е. Нельзин, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова,; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 357 с. ISBN 978-5-95218-658-4.
2013-2014 гг.
Программа Стратегического Развития ПГГПУ (2012-2016 гг.). Научный руководитель прикладного Проекта П-52: «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности».
Почетный работник высшего профессионального образования.
Публикации
Автор более 180 научно-методических публикаций, Около 150 из них посвящено проблемам применения средств ИКТ в обучении (средняя школа, вуз).
Автор учебных и методических пособий (в том числе, с Грифом УМО), опубликованных в центральных издательствах (УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА, БИНОМ), автор-разработчик цифровых образовательных ресурсов по физике для средней школы (ООО «Физикон» – 2008; ЗАО «ПРОСВЕЩЕНИЕ-МЕДИА» – 2008).
Наиболее известные работы:
Монографии
- Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета: научное издание / С.И. Корниенко, В.В. Маланин, Е.В. Оспенникова и др.; Перм. Ун-т . – Пермь, 2007. – 224 с.
- Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I. Моделирование информационно-образовательной среды учения: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 301 с.
- Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. II. Основы технологии развития самостоятельности школьников в изучении физики: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 329 с.
Учебно-методические пособия
- Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные вопросы. Школьный физический эксперимент в условиях современной информационно-образовательной среды: Учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Н. А. Оспенников, А.Е. Нельзин, Д.А. Антонова; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. - Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 368 с.
- Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с.
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Е.В. Оспенникова. н.п. Безрукова, А.С. Звягина; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480с. (Библиотека информатизации образования).
- Оспенникова Е.В. Оспенников А.А. Учебный модуль «Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов» [Текст] / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования). - С. 208 - 252.
- Оспенникова Е.В. Учебный курс «Мультимедийные технологии проектирования компонентов предметных цифровых образовательных ресурсов» [Текст] / Е.В. Оспенникова, Е.А.Еремин, К.Г. Кудымов, Д.И. Моисеев, Н.А. Оспенников, В.Н. Редкун // Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования). - С. 175 - 251.
- Изучение вопросов истории физической науки в средней общеобразовательной школе в условиях применения информационных и коммуникационных технологий обучения. История фундаментального физического эксперимента [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников, Е.С. Ремизова. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. – 193 с.
- Оспенникова Е.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики: учебное пособие / Оспенникова Е.В. и др. - Пермь: ПГУ, ПГПУ 2006 – 270 с. + Прилож. (CD).
- Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. Ч..1. Физика. – Пермь: изд-во ПРИПИТ, 2004. – с.1-118.
- Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в школе естественнонаучного профиля. Ч..1. Физика. – Пермь: изд-во ПРИПИТ, 2004. – с.1-128.
- Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2002. – 375 с. - (Гриф УМО от 10.12.02).
Работы, опубликованные в ведущих научных журналах, включенных в реестр ВАК Минобрнауки РФ и зарубежные публикации
- Оспенникова Е.В принцип политехнизма в обучении физике в контексте современных представлений о структуре техносферы / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 1. – С. 71-76.
- Оспенникова Е.В. Система методов обучения в контексте современных представлений о структуре образовательной среды / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 4. – С. 172-179.
- Оспенникова Е.В. Технология выбора методов и приемов обучения при проектировании учебного процесса по физике / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 82-88.
- Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся универсальных учебных действий в работе с компьютерными моделями / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. - № 7. – Т. 3. – С. 111-118.
- Оспенникова Е.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении/ Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. – 2013. - № 5. – С. 46-51.
- Оспенникова Е.В. Систематизация и метауровень обобщения технического знания как одно из направлений реализации принципа политехнизма в обучении физике / И. В. Ильин, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2012. - № 3. – С. 111-118.
- Оспенникова Е.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов / Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 5. – С. 118-121..
- Оспенникова Е.В., Оспенников А.А., Антонова Д.А. Выбор стратегии профессиональной подготовки студентов и оценка результатов ее реализации / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. научных трудов международной научно-практической конференции SWorld, 17-28 декабря, УКРАИНА, 2012 г. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – Вып. 4.
- Оспенникова Е.В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 3. – С. 208-216.
- Оспенникова Е.В., Виды компьютерных моделей и направления использования в обучении физике / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4. – с. 118-124.
- Оспенникова Е.В. Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной в школе / Е.В. Оспенникова, Е.С. Шестакова // Педагогическое образование в России. – 2010. - № 4. – С. 67-75.
- Оспенникова Е.В. Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся системы знаний по истории фундаментального физического эксперимента в современных условиях развития высшего педагогического образования / Е.В. Оспенникова, Е.С. Ремизова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11.
- Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями / Н.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с. 206-214.
- Оспенникова Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в демонстрационном физическом эксперименте / А.Е. Нельзин, Е.В. Оспенникова// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с.197-205.
- Оспенникова Е.В. Инструменты насыщенной презентации для эффективного использования интерактивной доски в образовательном процессе / Е.В. Оспенникова, А.П. Печеный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. – с. 215-223.
- Оспенникова, Е. В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий / Е. В. Оспенникова //Информатика и образование.–2004.–№12.–с.25-30
- Информационно-образовательная среда современного школьника // Школьные технологии. – 2002. - №2. - С. 31-43.
- Информационно-образовательная среда и методы обучения // Школьные технологии. – 2002. - № 4. – С. 25-35.
- Оспенникова, Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента / Е. В. Оспенникова //Информатика и образование.–2002.–№11.– с.83-89
- Оспенникова, Е. В. Взаимосвязь системы видов учебного познания, методов обучения и организационных форм построения учебного процесса // Наука и школа. - 2001, № 4. - С.20-26.
Статьи в периодической печати
- Оспенникова Е.В. Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих учителей в проектировании и разработке электронных дидактических материалов по физике / Д.А. Антонова, И.В. Ильин, Е.В. Оспенникова / Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2013. - № 9. - с. 4-27.
- Оспенникова Е.В.Домашний экспериментальный практикум по физике как форма учебных занятий и особенности его организации с применением средств ИКТ / И.М. Зенцова, Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2013. - № 9. - с. 64-72.
- Оспенникова Е.В., Оспенников А.А. Проблема обучения будущих учителей физики применению средств ИКТ на учебных занятиях по решению задач: состояние и направления разработки/ Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2012. – Вып.8. Часть 2. - С. 4 – 16.
- Оспенникова Е.В Система дидактического обеспечения лабораторных занятий по физике в условиях применения средств ИКТ / Е.В. Оспенникова, Д.А. Антонова. Оспенников Н.А. // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2012. – Вып.8. – С. 40 – 53
- Оспенникова, Е. В. Формирование у учащихся обобщенного подхода к работе с интерактивными учебными моделями по физике / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников //Физика: научно-методический журнал для учителей физики, астрономии и естествознания. - М.: Первое сентября 2011.
- Оспенникова, Е.В. Профильная модель реализации принципа историзма в обучении физике в условиях информатизации системы среднего образования / Е.В Оспенникова, Шестакова Е.С. // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». – 2010. – Вып. 6. - С. 8-41.
- Оспенникова, Е. В. Формирование у учащихся общих подходов к работе с учебной информацией по физике, представленной в виртуальной предметной среде [Текст] / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». – 2009. – Вып. 5. - С. 76 -107.
- Оспенникова Е.В Цифровые учебные коллекции по физике: виды и перспективы использования в обучении // 1 сентября. Приложение «Физика». - № 12, 2006. –С.29-33.
- Оспенникова, Е. В. Основные направления развития электронных образовательных ресурсов по истории физики для средней общеобразовательной школы [Текст] / Н.А. Оспенников, Е.С. Шестакова (Ремизова), Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2006. – Вып. 2. – С. 85–94.
- Оспенникова, Е. В. Е-Дидактика Мультимедиа: Проблемы и направления исследования / Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2005. – Вып. 1. - С. 16- 30.
- Оспенникова, Е. В. Информатизация образовательного процесса в педагогическом университете / Е.В. Оспенникова, А.К. Колесников// Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2005. – Вып. 1. - С. 6 -15.
Цифровые ресурсы
- «История научного эксперимента» Информационный источник сложной структуры [Цифр. ресурс] / Оспенникова Е.В., Маталин А.В., Аликберова Л.Ю., Пурышева Н.С. и др., - ООО «Физикон». – 2008 (http://www.sсhool-collection.edu.ru) (Оспенникова Е.В – автор концепции, учебных материалов для отдельных модулей ресурса, методических рекомендаций для учителей).
- Оспенникова Е.В. Использование ЦОР в обучении учащихся решению физических задач/ Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Оспенникова Е.В. Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов / Оспенникова Е.В., А.А. Оспенников, Н.А. Оспенников. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Оспенникова Е.В. Мультимедийные технологии проектирования компонентов предметных ЦОР / Е.В. Оспенникова, К.Г. Кудымов, Е.А. Еремин, Д.И. Моисеев, В.Н. Редкун, Н.А. Оспенников. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Оспенникова Е.В. Использование средств ИКТ при изучении вопросов истории фундаментального физического эксперимента / Е.В. Оспенникова Е.С. Ремизова. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Оспенникова Е.В. ИКТ в лабораторном физическом эксперименте/ Е.В Оспенникова, Н.А. Оспенников. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Оспенникова Е.В. Учебный демонстрационный эксперимент с использованием ЦОР. / Оспенникова Е.В., А.А. Оспенников. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
- Е.В. Оспенникова Основы педагогического проектирования. / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников. - М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)