Преподаватели и сотрудники

Оспенникова Елена Васильевна

Оспенникова Елена Васильевна

заведующий кафедрой МД и ИТО

доктор педагогических наук, профессор

Контактная информация

г. Пермь, ул. Пушкина, 42, ПГГПУ, 4-й корпус, каб А 110

(342) 215-19-43 (доб. 444)

Персональная страница

Присутственные часы на кафедре

вторник: 13-00 - 15-00, среда: 15-00 -17-00

 

Образование (квалификация)

Окончила в 1974 г. Пермский государственный педагогический институт, физический факультет. Квалификация  - учитель физики. С 1977 по 1980 гг. обучалась в очной аспирантуре при кафедре методики преподавания физики Челябинского государственного педагогического института. По позавершению обучения в аспирантуре в 1980 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – методика преподавания физики (науч. руководитель – доктор. пед. наук. член-корреспондент АПН, проф. А.В. Усова).

С 1980 г. по настоящее время работает в Пермском государственном педагогическом институте, ныне Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Повышение квалификации

2008-2009 уч. год. Повышение квалификации по программе  «Смешанное и корпоративное обучение» (Ростов н/Д, ИПО ПИ ЮФУ,  сентябрь,  2008, св. №036).

2012-2013 уч. год. Повышение квалификации по программе "Пути и средства качественного улучшения образовательного процесса в вузе» (кафедра НОУШ, Институт непрерывного образования ПГГПУ, факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, г. Пермь) (72 часа, св.  №1481).

Научные интересы

Методика подготовки будущих учителей физики к профессиональной деятельности в условиях модернизации системы высшего педагогического образования.  

Теория и методика обучения физике в средней общеобразовательной школе: моделирование и проектирование учебного процесса по физике (методы, средства и формы обучения), система средств ИКТ в современной модели обучения физике. 

Интерактивные информационные системы  в образовании. Мультимедиа наполнение информационных образовательных систем (физика и методика обучения физике, средняя школа, вуз). Когнитивные технологии в проектировании цифровых образовательных ресурсов по физике. 

Политехническая направленность обучения физике.

Образовательная робототехника как технология проектно-ориентированного обучения.

Учебные курсы

  • Теория и методика  обучения физике
  • Школьный  физпрактикум
  • Основы педагогического проектирования
  • Образовательная робототехника
  • Применение  компьютерных  моделей в обучении
  • Программирование  мультимедийных проектов
  • Проектирование информационных систем в образовании
  • Информационные системы в управлении учебным процессом
  • Мультимедиа технологии в образовании 

Руководство педагогической практикой студентов, подготовкой курсовых работ и ВКР.

Дополнительные сведения

Научный руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика). 

Один из первых авторов-разрабочиков научно-методического направления, связанного  с исследованием  проблемы теории и методики  применения средств ИКТ в обучении физике в средней школе.

Научный руководитель методической школы ПГГПУ по УГНС: 230 000:  "Информатика. Информационные системы и технологии: теоретические аспекты разработки  и методика реализации компетентностной модели подготовки специалиста в педагогическом вузе".

Главный редактор периодического научного журнала  Вестник ПГГПУ. Серия «ИКТ  в образовании» (Пермь, ПГПУ, основан  в 2005 г.). 

Член НМС по физике Министерства образования и науки РФ, УМ секции по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров и УМО по направлениям педагогического образования.

Член диссертационного совета по защите докторских диссертаций при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет (диссертационный совет Д 212.283.04).

Научный руководитель ряда федеральных и региональных проектов:

2006-2010 гг.

Проект НФПК «Информатизация системы образования» КОМПОНЕНТ В. Профессиональное развитие педагогов в области применение ИКТ для целей образования. Программа компонента В1.Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Вуз - исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ПГПУ). Договор ELSP/В1/C/016/01-06 (рук. проекта - проф. Е.В. Оспенникова) (финансирование по договору - 100 000 (сто тысяч долларов США).

  • На заключительном этапе выполнения данного проекта ПГГПУ получил статус головного вуза в образовательной области «Естествознание». Коллектив кафедры МД и ИТО возглавил подготовку межвузовского сборника методических материалов для педагогических вузов: Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480 с. (Библиотека информатизации образования).

2006-2008 гг.

Проект НФПК «Информатизация системы образования» ELSP/А2/Gr/001_004 «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования» (2005-2008 гг.). Организация исполнитель – ООО Физикон. Авторы-разработчики – проф. Е.В. Оспенникова Е.В., аспирант Е.С. Шестакова (Ремизова).

2008-2012 гг.

Проект Министерства образования и науки РФ. Повышение квалификации работников образовательных учреждений в области применения средств ИКТ в обучении по программе «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ» (ПГПУ, г.Пермь).    

2011 г.

Проект "Повышение квалификации специалистов сферы образования использованию электронных образовательных ресурсов". По заказу Министерства образования и науки РФ, контракт от 01.08.2011 г. № 07.Р07.11.0011.

  • В рамках проекта в субъектах РФ организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий учителей средних школ по программе "Использование ЭОР в образовательной деятельности по предмету"). Совместно с Институтом информационных технологий «АйТи» разработан учебно-методический комплекс по образовательной программе «Использование ЭОР в образовательной деятельности основной школы. Физика». Автор-разработчик – проф. Е.В.Оспенникова

2012-2013 гг. 

Программа Стратегического Развития ПГГПУ (2012-2016 гг.). Автор и руководитель творческого коллектива по подготовке и изданию учебного пособия (конкурс учебных изданий сотрудников ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»):

  • Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные вопросы. Школьный физический эксперимент в условиях современной информационно-образовательной среды: учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников, А.Е. Нельзин, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова,; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 357 с. ISBN 978-5-95218-658-4.

2013-2014 гг.

Программа Стратегического Развития ПГГПУ (2012-2016 гг.). Научный руководитель прикладного Проекта П-52: «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности».

Почетный работник высшего профессионального образования.   

Публикации

Автор более 180 научно-методических публикаций, Около 150 из них посвящено проблемам применения средств ИКТ в обучении (средняя школа, вуз).

Автор учебных и методических пособий (в том числе, с Грифом УМО), опубликованных в центральных издательствах (УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА, БИНОМ), автор-разработчик цифровых образовательных ресурсов по физике для средней школы (ООО «Физикон» – 2008; ЗАО «ПРОСВЕЩЕНИЕ-МЕДИА» – 2008).

Наиболее известные работы:

Монографии 

  1. Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета: научное издание /  С.И. Корниенко, В.В. Маланин, Е.В. Оспенникова и др.; Перм. Ун-т . – Пермь, 2007. – 224 с. 
  2. Оспенникова  Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I.  Моделирование  информационно-образовательной среды учения: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 301 с. 
  3. Оспенникова  Е.В. Развитие самостоятельности   школьников в учении   в  условиях  обновления  информационной  культуры общества: В 2 ч.: Ч. II.  Основы   технологии    развития самостоятельности  школьников в  изучении физики: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 329 с. 

 Учебно-методические пособия 

  1. Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные  вопросы. Школьный физический эксперимент  в условиях современной информационно-образовательной среды: Учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова,  А.А. Оспенников, Н. А. Оспенников, А.Е.  Нельзин, Д.А. Антонова; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. -  Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. –  368 с.
  2. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. –  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с.
  3. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Е.В. Оспенникова. н.п. Безрукова, А.С. Звягина; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480с. (Библиотека информатизации образования).
  4. Оспенникова Е.В. Оспенников А.А. Учебный модуль «Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов» [Текст] / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования). - С. 208 - 252.
  5. Оспенникова Е.В. Учебный курс «Мультимедийные технологии проектирования компонентов предметных цифровых образовательных ресурсов» [Текст] / Е.В. Оспенникова, Е.А.Еремин, К.Г. Кудымов, Д.И. Моисеев, Н.А. Оспенников, В.Н. Редкун  // Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов.- М.: Университетская книга, 2008. – (Библиотека информатизации образования). - С. 175 - 251.
  6. Изучение вопросов истории физической науки в средней общеобразовательной школе в условиях применения информационных и коммуникационных технологий обучения. История фундаментального физического эксперимента [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников, Е.С. Ремизова. –  Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. – 193 с.
  7. Оспенникова Е.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики: учебное пособие / Оспенникова Е.В. и др. -  Пермь: ПГУ, ПГПУ 2006 – 270 с. + Прилож. (CD).
  8. Методические  рекомендации по использованию информационно-коммуникационных  технологий в цикле естественнонаучных  дисциплин в общеобразовательной школе. Ч..1. Физика. – Пермь: изд-во ПРИПИТ, 2004. –  с.1-118.
  9. Методические  рекомендации по использованию информационно-коммуникационных  технологий  в школе естественнонаучного профиля. Ч..1. Физика. – Пермь: изд-во ПРИПИТ, 2004. –  с.1-128.
  10. Оспенникова  Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2002. – 375 с. - (Гриф УМО от 10.12.02).

 Работы, опубликованные в ведущих научных журналах, включенных в реестр ВАК Минобрнауки РФ  и зарубежные публикации   

  1. Оспенникова Е.В принцип политехнизма в обучении физике в контексте современных представлений о структуре техносферы / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 1. – С. 71-76.
  2.  Оспенникова Е.В. Система методов обучения в контексте современных представлений  о структуре образовательной среды / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 4. – С. 172-179.
  3.  Оспенникова Е.В. Технология выбора методов и приемов обучения при проектировании учебного процесса по физике / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 7. – С. 82-88.
  4. Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся универсальных учебных действий  в работе с  компьютерными моделями  / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). –  2014. -  № 7. – Т. 3. – С. 111-118.
  5. Оспенникова Е.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении/ Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. –  2013. -  № 5. – С. 46-51.
  6. Оспенникова Е.В. Систематизация и метауровень обобщения технического знания как одно из направлений реализации принципа политехнизма в обучении физике / И. В. Ильин, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). –  2012. -  № 3. – С. 111-118.
  7. Оспенникова Е.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов / Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. –  2012. -  № 5. – С. 118-121..
  8. Оспенникова Е.В., Оспенников А.А., Антонова Д.А.  Выбор  стратегии профессиональной подготовки студентов и оценка результатов ее реализации / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова  // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. научных трудов международной научно-практической конференции SWorld, 17-28 декабря, УКРАИНА, 2012 г. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – Вып. 4.
  9. Оспенникова Е.В.  Формирование системы метатехнического знания  как базовой составляющей технической культуры современного школьника / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. –  2011. -  № 3. – С. 208-216.
  10. Оспенникова Е.В., Виды компьютерных моделей и направления использования  в обучении физике /  Е.В. Оспенникова,  Н.А. Оспенников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4.   – с. 118-124.
  11. Оспенникова Е.В. Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной в школе / Е.В. Оспенникова, Е.С. Шестакова // Педагогическое образование в России. –  2010. -  № 4. – С. 67-75.
  12. Оспенникова Е.В. Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся  системы знаний по истории фундаментального физического эксперимента в современных условиях развития высшего педагогического образования /  Е.В. Оспенникова, Е.С.  Ремизова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. 
  13. Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями / Н.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с. 206-214.
  14. Оспенникова Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в демонстрационном физическом эксперименте / А.Е. Нельзин, Е.В. Оспенникова// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с.197-205.
  15. Оспенникова Е.В. Инструменты насыщенной презентации для эффективного использования интерактивной доски в образовательном процессе / Е.В. Оспенникова, А.П. Печеный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. – с. 215-223.
  16. Оспенникова, Е. В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий / Е. В. Оспенникова //Информатика и образование.–2004.–№12.–с.25-30
  17. Информационно-образовательная среда современного школьника // Школьные технологии. –  2002. - №2. - С. 31-43.
  18. Информационно-образовательная  среда   и методы обучения // Школьные технологии. –  2002. -  № 4. – С. 25-35.
  19. Оспенникова, Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента / Е. В. Оспенникова //Информатика и образование.–2002.–№11.– с.83-89
  20. Оспенникова, Е. В. Взаимосвязь системы видов учебного познания, методов обучения и организационных  форм построения  учебного  процесса  // Наука и школа. - 2001, №   4. - С.20-26. 

 Статьи  в  периодической печати  

  1. Оспенникова Е.В. Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих учителей в проектировании и разработке электронных дидактических материалов по физике / Д.А. Антонова, И.В. Ильин, Е.В. Оспенникова / Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». - 2013. - № 9.  - с. 4-27.
  2. Оспенникова Е.В.Домашний экспериментальный практикум по физике как форма учебных занятий и особенности его организации с применением средств ИКТ / И.М. Зенцова, Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». - 2013. - № 9. - с. 64-72.
  3. Оспенникова Е.В.,  Оспенников  А.А. Проблема обучения будущих учителей физики применению  средств ИКТ на учебных занятиях по решению задач: состояние  и направления разработки/ Е.В. Оспенникова,  А.А. Оспенников  // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2012. – Вып.8. Часть 2. -  С. 4 –  16.
  4. Оспенникова Е.В Система дидактического обеспечения  лабораторных занятий  по физике в условиях применения средств ИКТ / Е.В. Оспенникова,  Д.А.    Антонова. Оспенников Н.А.  // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2012. – Вып.8.  – С. 40 –  53
  5. Оспенникова, Е. В. Формирование у учащихся обобщенного подхода к работе с интерактивными учебными моделями по физике  / Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников //Физика: научно-методический журнал для учителей физики, астрономии и естествознания. - М.: Первое сентября 2011.
  6. Оспенникова, Е.В. Профильная модель реализации принципа историзма  в обучении физике в условиях информатизации  системы среднего образования / Е.В Оспенникова, Шестакова Е.С. // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании».  –  2010. – Вып. 6. - С.  8-41.
  7. Оспенникова, Е. В.  Формирование у учащихся общих подходов  к работе с учебной информацией по физике, представленной  в виртуальной предметной среде [Текст] / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании».  –  2009. – Вып. 5. - С.  76 -107.
  8. Оспенникова Е.В Цифровые учебные коллекции по физике: виды и перспективы использования в обучении // 1 сентября. Приложение «Физика».  - № 12, 2006. –С.29-33. 
  9. Оспенникова, Е. В.  Основные направления развития электронных образовательных ресурсов по истории физики для средней общеобразовательной школы [Текст] / Н.А. Оспенников,  Е.С. Шестакова (Ремизова), Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2006. –  Вып. 2. – С. 85–94.
  10. Оспенникова, Е. В.  Е-Дидактика Мультимедиа: Проблемы и направления исследования  / Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2005. – Вып. 1. -  С. 16- 30.
  11. Оспенникова, Е. В.  Информатизация образовательного процесса  в педагогическом университете  / Е.В. Оспенникова, А.К. Колесников// Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2005. – Вып. 1. -  С. 6 -15.

 Цифровые ресурсы 

  1. «История научного эксперимента» Информационный источник сложной структуры [Цифр. ресурс] / Оспенникова Е.В., Маталин А.В., Аликберова Л.Ю., Пурышева Н.С. и др., - ООО «Физикон». – 2008  (http://www.sсhool-collection.edu.ru) (Оспенникова Е.В – автор концепции, учебных материалов для  отдельных модулей ресурса, методических рекомендаций для учителей).
  2. Оспенникова Е.В. Использование ЦОР в обучении учащихся решению физических задач/ Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников  -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  3. Оспенникова Е.В. Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов / Оспенникова Е.В., А.А. Оспенников, Н.А. Оспенников. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  4. Оспенникова Е.В. Мультимедийные технологии проектирования компонентов предметных ЦОР / Е.В. Оспенникова,  К.Г. Кудымов, Е.А. Еремин, Д.И. Моисеев, В.Н. Редкун,  Н.А. Оспенников. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  5. Оспенникова Е.В. Использование средств ИКТ при изучении вопросов истории фундаментального физического эксперимента / Е.В. Оспенникова Е.С. Ремизова. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  6. Оспенникова Е.В. ИКТ в лабораторном физическом эксперименте/ Е.В Оспенникова,  Н.А. Оспенников. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  7. Оспенникова Е.В. Учебный демонстрационный эксперимент с использованием ЦОР. / Оспенникова Е.В., А.А. Оспенников. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)
  8. Е.В. Оспенникова Основы педагогического проектирования. / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников. -  М.: НФПК, 2008 - (http://www.sсhool-collection.edu.ru)

Назад

Яндекс.Метрика