Преподаватели и сотрудники

Доценко Тамара Ивановна

Доценко Тамара Ивановна

Доцент

Кандидат филологических наук

Контактная информация

ул. Сибирская, 24, каб.41 (3 этаж)

(342) 215 18 60 (355)

Присутственные часы на кафедре

по учебному расписанию

Ученые степени и звания
Кандидат филологических наук, Ленинградский гос.университет им.А.А.Жданова. 1984 год
Доцент. Пермский  государственный педагогический университет. 1996 год

Руководитель межвузовского научного семинара  «Школа социо-и психолингвистики».

Член редакционной коллегии научного электронного журнала «Социо-и психолингвистические исследования»

Область научных интересов: проблемы речевой деятельности, ментального лексикона, детской речи и билингвизма, психолингвистика, онтолингвистика, когнитивная лингвистика, билингвология

Достижения и поощрения: 

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.

Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», 2002 г.

Читаемые курсы: Общее языкознание, Прикладные аспекты лингвистики, Когнитивная лингвистика, Методы научного исследования в лингвистике, Современные лингвистические концепции, Актуальные проблемы лингвистики, Технология построения научного дискурса, Основы психолингвистики, Психолингвистика, Преподавание русского языка как иностранного, Мультилингвизм сквозь призму освоения разных языков.

Повышение квалификации:

2016 г.: Дополнительная образовательная программа «Теория и методология когнитивной науки», Светлогорск Калининград, БФУ им. Канта, 20-25 июня 2016.

2019 г.: "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа", ПГГПУ, 07 октября 2019 - 01 ноября 2019 г., 36 часов

2022 г.:  Организация работы обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде вуза. (ПГГПУ, апрель 2022)

Дополнительная образовательная программа Универсальные педагогические компетенции и функциональная грамотность (ФГБОУ ВО ПГГПУ  03.10.2022 - 17.10.2022)

Участие в научных проектах:

А.Гранты РФФИ: № 00-15-98855 «Петербургская школа психолингвистики» (2000-2002) (рук. Т.В.Черниговская); № 03-06-80251 «Структура и функционирование ментального лексикона» ( 2003-2005) ( рук. В.Б.Касевич); № № 17-29-09074/18 «Комбинированное триязычие и его влияние на языковую и когнитивную деятельность индивида: интегративная модель» ( 2018-2020) ( рук. Ю.Е. Лещенко)

Б.Гранты РГНФ: № 11-14-59008 а/У «Русский язык билингвов-татар Прикамья». (2011-2012) (рук. Н.В.Боронникова); № 12-04-00049 «Становление билингвального лексикона взрослого индивида в условиях учебной коммуникации (экспериментальное исследование)" (2012-2014) (рук. Ю.Е. Лещенко); №15-14-59002 «Влияние коми-пермяцко-русского двуязычия на усвоение иностранного языка» (2015-2016) ( рук. Ю.Е. Лещенко)

Автор более 100 научных работ: 

Среди них:

Русская спонтанная речь коми-пермяков: звучащая хрестоматия / Научный редактор Т.И.Ерофеева.– Пермь, 2007.- 72;  

Глава в коллективной монографии "Проблемы языкознания, теории языка и прикладной лингвистики". - Издательство ЦРНС, Новосибирск, – 2015 –  с. 49 – 69;

Учебно-методические пособия.

Основные работы и публикации:

Монографии:

Т.И. Доценко, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева. - Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. Институт языкознания–ММА. Москва. 2021. 626 с.  / авторских 18 с. ISBN 978-5-6045633-7-3

Разделы, написанные Т.И. Доценко:

 

2.9. Т.И. Доценко, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева. Социопсихолингвистические аспекты языкового сознания: пермская школа социопсихолингвистики. с. 231-241  // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания–ММА, 2021. – 626 с.  ISBN 978-5-6045633-7-3

3.3. И.А. Баринова, Т.И. Доценко, И.Г. Овчинникова, Т.Н. Чугаева. Моделирование ментального лексикона в условиях билингвизма с. 292-300 // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания–ММА, 2021. – 626 с. ISBN 978-5-6045633-7-3

Учебно-методические пособия:

Доценко Т.И., Остапенко Т.С. - Мультилингвизм сквозь призму современности: учебное пособие по элективному курсу (лекции,семинары,итоговый коллоквиум) Пермь,          Астер-Диджитал, 2021, 36 с.  ISBN 978-5-907459-02-1

Основные публикации (за последние 5 лет):

Доценко Т.И. и др. Моделирование ментального лексикона в условиях билингвизма // ж. «Вопросы психолингвистики» – 2019,  – №2 ( 40) –  с. 186-199 -  в соавторстве с. Бариновой И.А., Овчинниковой И.Г., Чугаевой Т.Н. https://iling-ran.ru/library/voprosy/40/VPL-2-2019-fin-186-199.pdf  ( ВАК, Web of Science, РИНЦ)

 Доценко Т.И. и др.  Маршруты активации в структурных подсистемах триязычного ментального лексикона // Когнитивные исследования языка. – 2019 –  N 37 –  С. 489-495 –         в соавторстве с Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С. (ВАК, РИНЦ) https://elibrary.ru/item.asp?id=38235960  

Dotsenko T. et al. A comparative research of actual vocabulary of bilingual and monolingual foreign language learners // 3d International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM – 2016. – V.1. Sofia –  Bulgaria – .Pp. 497-504в соавторстве с Leshchenko Y., Ostapenko T. .(SCOPUS, Web of Knowledge, Web of Science, РИНЦ)

https://sgemsocial.org/ssgemlib/spip.php?article2261

Dotsenko Tаmаra et al. Cross-linguistic collocations used by bilingual native speakers (a case study of Komi-Permyak – Russian bilinguals) // Athens Journal of Philology – 2018  – Vol. X, No. Y – pp. 691-707 - в соавторстве с Yuliya Leshchenko , Tatyana Ostapenko   http://www.atiner.gr/papers/LNG2018-2531.pdf

Dotsenko T. et al.  Modeling activation routes in mental lexicon of trilingual speakers // 6th SWS international scientific conference on arts and humanities. – 2019  – Vol. 6(1) –  Pp. 735-743. – в соавторстве с  Y. Leshchenko, , T. Ostapenko, O. Barantseva  https://intelektaparks.lv/wp-content/uploads/2019/09/Final_1.pdf. ( Web of Science, РИНЦ) 

Dotsenko Т., Perestoronina D.  Code-switching in children’s  speech, acquiring a foreign language in monolingual environment.//  6th SMS international scientific conference on arts and humanities. – 2019 – Vol.6, Iss. 1, – Pр. 615 – 620. https://intelektaparks.lv/wp-content/uploads/2019/09/Final_1.pdf  ( Web of Science, РИНЦ

Лещенко Ю.Е., Доценко Т.И., Остапенко Т.С. Комбинированный трилингвизм как источник моделирования искусственной нейронной сети // Международная конференция «Лингвистический форум 2020:язык и искусственный интеллект». 12–14 ноября2020 г., Москва, Институт Языкознания РАН, тезисы докладов. С. 115-116.

Доценко Т.И., Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С. Кодовые переключения при н ационально-русском билингвизме: экспериментальное моделирование межъязыковых связей в двуязычном сознании // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н.Н. Болдырев ; М-во науки и высш. обр. РФ ; Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина ; Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. – Москва : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. ISBN 978-5-89016-442-1 Вып. № 3 (46): Язык и мышление в эпоху глобальных перемен : материалы Международной научной конференции по когнитивной лингвистике. 2–4 июня2021 г. / отв. ред. вып. А.В. Иванов. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – с.799-802

Доценко Т. И. (в соавторстве с Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С.) Комбинированное триязычие и его влияние на языковую и когнитивную деятельность индивида: интегративное моделирование// ВEСТНИК РФФИ. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, № 2(109) апрель-июнь, 2022, с.37-49 ISSN 2587-6090 eISSN 2587-8956

Научное руководство диссертациями:

А. Кандидатские диссертации:

Лещенко Ю.Е. Становление лексикона билингва (по данным ассоциативного эксперимента). Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 26 января 2006 года,

Бочкарева Е.В.. Функционирование фонетико-семантических связей в перцептивном словаре подростка (на материале ассоциативных экспериментов). Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь,09 ноября 2006 года,
Шабалина О.В. Структура и функционирование метафоры в детской речи. Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь,18 сентября 2007 года,

Батыркаева Т.В.   Функционирование механизма категоризации у детей и взрослых.  Специальность 10.02.19 – теория языка  Д 212.169.11 Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 20 декабря 2012 года,

Остапенко Т.С. Межъязыковые взаимодействия при комбинированном трилингвизме (экспериментальное исследование).  Специальность 10.02.19 – теория языка  Д 212.189.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 11 апреля 2019. 

Назад

Яндекс.Метрика