Преподаватели и сотрудники
Доценко Тамара Ивановна
Доцент
Кандидат филологических наук
Контактная информация
ул. Сибирская, 24, каб.41 (3 этаж)
(342) 215 18 60 (355)
Присутственные часы на кафедре
по учебному расписанию
Ученые степени и звания
Кандидат филологических наук, Ленинградский гос.университет им.А.А.Жданова. 1984 год
Доцент. Пермский государственный педагогический университет. 1996 год
Руководитель межвузовского научного семинара «Школа социо-и психолингвистики».
Член редакционной коллегии научного электронного журнала «Социо-и психолингвистические исследования»
Область научных интересов: проблемы речевой деятельности, ментального лексикона, детской речи и билингвизма, психолингвистика, онтолингвистика, когнитивная лингвистика, билингвология
Достижения и поощрения:
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», 2002 г.
Читаемые курсы: Общее языкознание, Прикладные аспекты лингвистики, Когнитивная лингвистика, Методы научного исследования в лингвистике, Современные лингвистические концепции, Актуальные проблемы лингвистики, Технология построения научного дискурса, Основы психолингвистики, Психолингвистика, Преподавание русского языка как иностранного, Мультилингвизм сквозь призму освоения разных языков.
Повышение квалификации:
2016 г.: Дополнительная образовательная программа «Теория и методология когнитивной науки», Светлогорск Калининград, БФУ им. Канта, 20-25 июня 2016.
2019 г.: "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа", ПГГПУ, 07 октября 2019 - 01 ноября 2019 г., 36 часов
2022 г.: Организация работы обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде вуза. (ПГГПУ, апрель 2022)
Дополнительная образовательная программа Универсальные педагогические компетенции и функциональная грамотность (ФГБОУ ВО ПГГПУ 03.10.2022 - 17.10.2022)
Участие в научных проектах:
А.Гранты РФФИ: № 00-15-98855 «Петербургская школа психолингвистики» (2000-2002) (рук. Т.В.Черниговская); № 03-06-80251 «Структура и функционирование ментального лексикона» ( 2003-2005) ( рук. В.Б.Касевич); № № 17-29-09074/18 «Комбинированное триязычие и его влияние на языковую и когнитивную деятельность индивида: интегративная модель» ( 2018-2020) ( рук. Ю.Е. Лещенко)
Б.Гранты РГНФ: № 11-14-59008 а/У «Русский язык билингвов-татар Прикамья». (2011-2012) (рук. Н.В.Боронникова); № 12-04-00049 «Становление билингвального лексикона взрослого индивида в условиях учебной коммуникации (экспериментальное исследование)" (2012-2014) (рук. Ю.Е. Лещенко); №15-14-59002 «Влияние коми-пермяцко-русского двуязычия на усвоение иностранного языка» (2015-2016) ( рук. Ю.Е. Лещенко)
Автор более 100 научных работ:
Среди них:
Русская спонтанная речь коми-пермяков: звучащая хрестоматия / Научный редактор Т.И.Ерофеева.– Пермь, 2007.- 72;
Глава в коллективной монографии "Проблемы языкознания, теории языка и прикладной лингвистики". - Издательство ЦРНС, Новосибирск, – 2015 – с. 49 – 69;
Учебно-методические пособия.
Основные работы и публикации:
Монографии:
Т.И. Доценко, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева. - Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. Институт языкознания–ММА. Москва. 2021. 626 с. / авторских 18 с. ISBN 978-5-6045633-7-3
Разделы, написанные Т.И. Доценко:
2.9. Т.И. Доценко, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева. Социопсихолингвистические аспекты языкового сознания: пермская школа социопсихолингвистики. с. 231-241 // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания–ММА, 2021. – 626 с. ISBN 978-5-6045633-7-3
3.3. И.А. Баринова, Т.И. Доценко, И.Г. Овчинникова, Т.Н. Чугаева. Моделирование ментального лексикона в условиях билингвизма с. 292-300 // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания–ММА, 2021. – 626 с. ISBN 978-5-6045633-7-3
Учебно-методические пособия:
Доценко Т.И., Остапенко Т.С. - Мультилингвизм сквозь призму современности: учебное пособие по элективному курсу (лекции,семинары,итоговый коллоквиум) Пермь, Астер-Диджитал, 2021, 36 с. ISBN 978-5-907459-02-1
Основные публикации (за последние 5 лет):
Доценко Т.И. и др. Моделирование ментального лексикона в условиях билингвизма // ж. «Вопросы психолингвистики» – 2019, – №2 ( 40) – с. 186-199 - в соавторстве с. Бариновой И.А., Овчинниковой И.Г., Чугаевой Т.Н. https://iling-ran.ru/library/voprosy/40/VPL-2-2019-fin-186-199.pdf ( ВАК, Web of Science, РИНЦ)
Доценко Т.И. и др. Маршруты активации в структурных подсистемах триязычного ментального лексикона // Когнитивные исследования языка. – 2019 – N 37 – С. 489-495 – в соавторстве с Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С. (ВАК, РИНЦ) https://elibrary.ru/item.asp?id=38235960
Dotsenko T. et al. A comparative research of actual vocabulary of bilingual and monolingual foreign language learners // 3d International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM – 2016. – V.1. Sofia – Bulgaria – .Pp. 497-504– в соавторстве с Leshchenko Y., Ostapenko T. .(SCOPUS, Web of Knowledge, Web of Science, РИНЦ)
https://sgemsocial.org/ssgemlib/spip.php?article2261
Dotsenko Tаmаra et al. Cross-linguistic collocations used by bilingual native speakers (a case study of Komi-Permyak – Russian bilinguals) // Athens Journal of Philology – 2018 – Vol. X, No. Y – pp. 691-707 - в соавторстве с Yuliya Leshchenko , Tatyana Ostapenko http://www.atiner.gr/papers/LNG2018-2531.pdf
Dotsenko T. et al. Modeling activation routes in mental lexicon of trilingual speakers // 6th SWS international scientific conference on arts and humanities. – 2019 – Vol. 6(1) – Pp. 735-743. – в соавторстве с Y. Leshchenko, , T. Ostapenko, O. Barantseva https://intelektaparks.lv/wp-content/uploads/2019/09/Final_1.pdf. ( Web of Science, РИНЦ)
Dotsenko Т., Perestoronina D. Code-switching in children’s speech, acquiring a foreign language in monolingual environment.// 6th SMS international scientific conference on arts and humanities. – 2019 – Vol.6, Iss. 1, – Pр. 615 – 620. https://intelektaparks.lv/wp-content/uploads/2019/09/Final_1.pdf ( Web of Science, РИНЦ)
Лещенко Ю.Е., Доценко Т.И., Остапенко Т.С. Комбинированный трилингвизм как источник моделирования искусственной нейронной сети // Международная конференция «Лингвистический форум 2020:язык и искусственный интеллект». 12–14 ноября2020 г., Москва, Институт Языкознания РАН, тезисы докладов. С. 115-116.
Доценко Т.И., Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С. Кодовые переключения при н ационально-русском билингвизме: экспериментальное моделирование межъязыковых связей в двуязычном сознании // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н.Н. Болдырев ; М-во науки и высш. обр. РФ ; Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина ; Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. – Москва : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. ISBN 978-5-89016-442-1 Вып. № 3 (46): Язык и мышление в эпоху глобальных перемен : материалы Международной научной конференции по когнитивной лингвистике. 2–4 июня2021 г. / отв. ред. вып. А.В. Иванов. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – с.799-802
Доценко Т. И. (в соавторстве с Лещенко Ю.Е., Остапенко Т.С.) Комбинированное триязычие и его влияние на языковую и когнитивную деятельность индивида: интегративное моделирование// ВEСТНИК РФФИ. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, № 2(109) апрель-июнь, 2022, с.37-49 ISSN 2587-6090 eISSN 2587-8956
Научное руководство диссертациями:
А. Кандидатские диссертации:
Лещенко Ю.Е. Становление лексикона билингва (по данным ассоциативного эксперимента). Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 26 января 2006 года,
Бочкарева Е.В.. Функционирование фонетико-семантических связей в перцептивном словаре подростка (на материале ассоциативных экспериментов). Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь,09 ноября 2006 года,
Шабалина О.В. Структура и функционирование метафоры в детской речи. Специальность 10.02.19 – теория языка. Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь,18 сентября 2007 года,
Батыркаева Т.В. Функционирование механизма категоризации у детей и взрослых. Специальность 10.02.19 – теория языка Д 212.169.11 Д 212.169.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 20 декабря 2012 года,
Остапенко Т.С. Межъязыковые взаимодействия при комбинированном трилингвизме (экспериментальное исследование). Специальность 10.02.19 – теория языка Д 212.189.11 при Пермском государственном университете. Пермь, 11 апреля 2019.