Преподаватели и сотрудники

Рябухина Елена Анатольевна

Рябухина Елена Анатольевна

Профессор

Доктор педагогических наук

Контактная информация

ул. Сибирская, 24, каб.53 (3 этаж)

(342) 215 18 60 (348)

Присутственные часы на кафедре

по учебному расписанию

Образование: ПГУ, 1984, филологический факультет, филолог, преподаватель русского языка  и литературы.

Научные интересы: Современные образовательные технологии, методика преподавания русского языка, методика обучения речевой деятельности в средней и старшей школе, современные средства контроля и оценки результатов обучения.

Читаемые курсы: Методика обучения русскому языку; Системно-деятельностный подход к обучению русскому языку; Основы обучения русскому языку в школе; Методы научного исследования в методике русского языка и литературы; Современные концепции обучения русскому языку; Совершенствование речевой деятельности старшеклассников; Методология научного исследования в предметной области; Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

В декабре 2013 года защитила диссертацию «Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода» на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Защита состоялась в Диссертационном совете при МПГУ (г. Москва).

Награждена Грамотой Министерства образования РФ, победитель внутривузовского конкурса «Доцент года – 2012».

Повышение квалификации: 

  1. Соискательство на степень доктора педагогических наук при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ 2009 – 2011 гг.
  2. Пермский филиал финансового университета при правительствеРФ.  Повышение квалификации по программе «Менеджмент в образовании: подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ (части С)» 15-20 ноября 2010  г . Гос. инспекция  по надзору и контролю в сфере  образования  Пермского края, экспертный совет Сертификат № 377  Эксперта по образованию в Пермском крае  по предмету  «Русский язык»
  3. Окончание заочной докторантуры при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (сентябрь 2012 года).
  4. Обучение по дополнительной профессиональной программе «Проектирование фондов оценочных средств по образовательным программам высшего образования».- Пермь, ПГГПУ, 10.11.2016 – 16.10 2017. 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации № 592405923197, выд. 16.10.2017.
  5. "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа", ПГГПУ, 07 октября 2019 - 01 ноября 2019 г., 36 часов
  6. Простая электронная подпись преподавателя и студента в ЭИОС, ПГГПУ, 27.04.2022 – 13.05.2022
  7. Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ. 06.06.2022 - 10.06 2022   Проектирование и особенности реализации ОПОП с учётом единых подходов к структуре и содержанию программ педагогического образования. 
  8. Дополнительная образовательная программа Универсальные педагогические компетенции и функциональная грамотность. ПГГПУ. 03.10.2022 -17.10.2022  

Основные работы:

Монографии:

  1. Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода. Монография. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с. (11, 5) п.л.
  2. Рябухина Е.А. Моделирование методической системы компетентностно-ориентированного обучения теории и практике речи. Монография. – Пермь, ПГПУ, 2012. – 219 с. (13, 7) п.л.
  3. Рябухина Е.А. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка. Монография. - Пермь: ОТиДО, 2014. - 280 с. (18, 4) п.л.
  4. Рябухина Е.А. Личностное развитие старшеклассников в процессе осмысления речевой деятельности // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное: материалы Международной научно-практической конференции: коллективная монография. – М.:МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2014. – С.131 – 139
  5. Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. - Москва: Форум, 2015. - 512 с. (32, 5 п.л.)
  6. Рябухина Е.А. Методическая интерпретация текста как способ контроля профессиональной компетентности будущего учителя русского языка // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского  языка: коллективная монография. -  М.: МПГУ, 2017 (РИНЦ). –  С. 362 – 370. 
  7. Рябухина Е.А. Методическая интерпретация текста: содержание и функции в системе лингвометодической подготовки студентов-филологов // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография. – М.: МПГУ, 2018 (РИНЦ). – С.70 – 76.

Учебно-методические работы:

  1. Рябухина Е.А. при участии Бобковой Л.Е., Лариной Е.В., Наумовой Ю.Г., Погоржальской Е.В., Фомичёвой Н.В., Чудиновой А.Р. Развитие языковой личности старшеклассника  на основе компетентностного подхода к обучению теории и практике речевой деятельности. Научно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2012 (электронная публикация, размер 1 9580 МБ, регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 27222 от 22 августа 2012 года).
  2. Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников: реализация требований стандарта второго поколения. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 152 с. (9, 5 п.л.)
  3. Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 103 с.

Основные публикации (за последние 5 лет):

Рябухина Е.А. К вопросу о затруднениях учащихся, выявленных в процессе контроля устной речи // Динамика языковых и культурных процессов в современной России [электронный ресурс]. – Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРОЯЛ. – СПб: РОПРЯЛ, 2018.  – 1 электронный опт. диск (СD-R) (РИНЦ). – С. 1125 – 1129.

Рябухина Е.А. Взаимосвязь когнитивного и аксиологического подходов в развитии умений понимания текста у старшеклассников // Русский язык в школе.- 2019. - №1. – С. 26 – 31 (ВАК).

Рябухина Е.А. Методический анализ и методическая интерпретация как методы формирования ценностного отношения бакалавров к обучению школьников русском языку // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, в двух частях. Часть 1. – М.: МПГУ, 2019. – С.276 – 281. (РИНЦ).

Elena A. Ryabukhina. Methodological Analysis and Methodological Interpretation as Methods of Implementation of Competency-based Approach to Training Future Teachers of the Russian Language // ARPHA Proceedings 1 (2019), p. 523–533. – Электронная публикация.  URL: https://ap.pensoft.net/issue/2782/; https://doi.org/10.3897/ap.1.e0496. Проходит верификацию  в БД Scopus.

Вандышева О.А., Рябухина Е.А. Приёмы развития речемыслительной деятельности учащихся в работе с учебно-научными текстами по русскому языку // Школа будущего. – 2020. - № 5. – С.200 – 213

Рябухина Е.А. Формы и методы сотрудничества с бакалаврами в процессе освоения дисциплин по методике русского языка в условиях дистанционного обучения // Методика сотрудничества в обучении русскому языку: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–26 марта 2022 г. / науч. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко ; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов, С. С. Фролкова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2022. – 404 с., С. 293 – 300. DOI: 10.31862/9785426311626. https://cloud.mail.ru/public/wi5g/qn8rWN2iN (список РИНЦ).

Дополнительные сведения:

научный руководитель ЦИО «Гимназия №10» Университетского округа ПГГПУ, работа по теме «Механизмы и практики организации самостоятельной читательской деятельности учащихся начальной и основной школы». Контракт №31806213740 от 10.04.2018 (реализация 2018-2020 г.г.) с Министерством образования и науки Пермского края. Научно-исследовательское и методическое сопровождение деятельности центров инновационного опыта Пермского края.

разработчик и руководитель программы повышения квалификации «Содержание и методика обучения предметам «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательной школе».  Договор № 31807103309 от 07.12. 2018  (реализация 2019 год) с Министерством образования и науки Пермского края  на оказание услуг по повышению квалификации учителей математики, музыки, ОБЖ, обществознания, физкультуры, русского языка образовательных организаций Пермского края по содержанию и методике преподавания учебных предметов.


Назад

Яндекс.Метрика