Преподаватели и сотрудники
Рябухина Елена Анатольевна
Профессор
Доктор педагогических наук
Контактная информация
ул. Сибирская, 24, каб.53 (3 этаж)
(342) 215 18 60 (348)
Присутственные часы на кафедре
по учебному расписанию
Образование: ПГУ, 1984, филологический факультет, филолог, преподаватель русского языка и литературы.
Научные интересы: Современные образовательные технологии, методика преподавания русского языка, методика обучения речевой деятельности в средней и старшей школе, современные средства контроля и оценки результатов обучения.
Читаемые курсы: Методика обучения русскому языку; Системно-деятельностный подход к обучению русскому языку; Основы обучения русскому языку в школе; Методы научного исследования в методике русского языка и литературы; Современные концепции обучения русскому языку; Совершенствование речевой деятельности старшеклассников; Методология научного исследования в предметной области; Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
В декабре 2013 года защитила диссертацию «Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода» на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Защита состоялась в Диссертационном совете при МПГУ (г. Москва).
Награждена Грамотой Министерства образования РФ, победитель внутривузовского конкурса «Доцент года – 2012».
Повышение квалификации:
- Соискательство на степень доктора педагогических наук при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ 2009 – 2011 гг.
- Пермский филиал финансового университета при правительствеРФ. Повышение квалификации по программе «Менеджмент в образовании: подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ (части С)» 15-20 ноября 2010 г . Гос. инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, экспертный совет Сертификат № 377 Эксперта по образованию в Пермском крае по предмету «Русский язык»
- Окончание заочной докторантуры при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (сентябрь 2012 года).
- Обучение по дополнительной профессиональной программе «Проектирование фондов оценочных средств по образовательным программам высшего образования».- Пермь, ПГГПУ, 10.11.2016 – 16.10 2017. 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации № 592405923197, выд. 16.10.2017.
- "Электронная информационная образовательная среда ВУЗа", ПГГПУ, 07 октября 2019 - 01 ноября 2019 г., 36 часов
- Простая электронная подпись преподавателя и студента в ЭИОС, ПГГПУ, 27.04.2022 – 13.05.2022
- Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ. 06.06.2022 - 10.06 2022 Проектирование и особенности реализации ОПОП с учётом единых подходов к структуре и содержанию программ педагогического образования.
- Дополнительная образовательная программа Универсальные педагогические компетенции и функциональная грамотность. ПГГПУ. 03.10.2022 -17.10.2022
Основные работы:
Монографии:
- Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода. Монография. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с. (11, 5) п.л.
- Рябухина Е.А. Моделирование методической системы компетентностно-ориентированного обучения теории и практике речи. Монография. – Пермь, ПГПУ, 2012. – 219 с. (13, 7) п.л.
- Рябухина Е.А. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка. Монография. - Пермь: ОТиДО, 2014. - 280 с. (18, 4) п.л.
- Рябухина Е.А. Личностное развитие старшеклассников в процессе осмысления речевой деятельности // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное: материалы Международной научно-практической конференции: коллективная монография. – М.:МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2014. – С.131 – 139
- Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. - Москва: Форум, 2015. - 512 с. (32, 5 п.л.)
- Рябухина Е.А. Методическая интерпретация текста как способ контроля профессиональной компетентности будущего учителя русского языка // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. - М.: МПГУ, 2017 (РИНЦ). – С. 362 – 370.
- Рябухина Е.А. Методическая интерпретация текста: содержание и функции в системе лингвометодической подготовки студентов-филологов // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография. – М.: МПГУ, 2018 (РИНЦ). – С.70 – 76.
Учебно-методические работы:
- Рябухина Е.А. при участии Бобковой Л.Е., Лариной Е.В., Наумовой Ю.Г., Погоржальской Е.В., Фомичёвой Н.В., Чудиновой А.Р. Развитие языковой личности старшеклассника на основе компетентностного подхода к обучению теории и практике речевой деятельности. Научно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2012 (электронная публикация, размер 1 9580 МБ, регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 27222 от 22 августа 2012 года).
- Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников: реализация требований стандарта второго поколения. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 152 с. (9, 5 п.л.)
- Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 103 с.
Основные публикации (за последние 5 лет):
Рябухина Е.А. К вопросу о затруднениях учащихся, выявленных в процессе контроля устной речи // Динамика языковых и культурных процессов в современной России [электронный ресурс]. – Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРОЯЛ. – СПб: РОПРЯЛ, 2018. – 1 электронный опт. диск (СD-R) (РИНЦ). – С. 1125 – 1129.
Рябухина Е.А. Взаимосвязь когнитивного и аксиологического подходов в развитии умений понимания текста у старшеклассников // Русский язык в школе.- 2019. - №1. – С. 26 – 31 (ВАК).
Рябухина Е.А. Методический анализ и методическая интерпретация как методы формирования ценностного отношения бакалавров к обучению школьников русском языку // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, в двух частях. Часть 1. – М.: МПГУ, 2019. – С.276 – 281. (РИНЦ).
Elena A. Ryabukhina. Methodological Analysis and Methodological Interpretation as Methods of Implementation of Competency-based Approach to Training Future Teachers of the Russian Language // ARPHA Proceedings 1 (2019), p. 523–533. – Электронная публикация. URL: https://ap.pensoft.net/issue/2782/; https://doi.org/10.3897/ap.1.e0496. Проходит верификацию в БД Scopus.
Вандышева О.А., Рябухина Е.А. Приёмы развития речемыслительной деятельности учащихся в работе с учебно-научными текстами по русскому языку // Школа будущего. – 2020. - № 5. – С.200 – 213
Рябухина Е.А. Формы и методы сотрудничества с бакалаврами в процессе освоения дисциплин по методике русского языка в условиях дистанционного обучения // Методика сотрудничества в обучении русскому языку: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–26 марта 2022 г. / науч. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко ; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов, С. С. Фролкова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2022. – 404 с., С. 293 – 300. DOI: 10.31862/9785426311626. https://cloud.mail.ru/public/wi5g/qn8rWN2iN (список РИНЦ).
Дополнительные сведения:
научный руководитель ЦИО «Гимназия №10» Университетского округа ПГГПУ, работа по теме «Механизмы и практики организации самостоятельной читательской деятельности учащихся начальной и основной школы». Контракт №31806213740 от 10.04.2018 (реализация 2018-2020 г.г.) с Министерством образования и науки Пермского края. Научно-исследовательское и методическое сопровождение деятельности центров инновационного опыта Пермского края.
разработчик и руководитель программы повышения квалификации «Содержание и методика обучения предметам «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательной школе». Договор № 31807103309 от 07.12. 2018 (реализация 2019 год) с Министерством образования и науки Пермского края на оказание услуг по повышению квалификации учителей математики, музыки, ОБЖ, обществознания, физкультуры, русского языка образовательных организаций Пермского края по содержанию и методике преподавания учебных предметов.