Преподаватели и сотрудники

Рябухина Елена Анатольевна

Рябухина Елена Анатольевна

Декан, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы

Доктор педагогических наук, Доцент

Контактная информация

Пермь, ул. Сибирская, 24 (3 этаж), 53

(342) 238 63 50

Присутственные часы на кафедре

Понедельник, среда с 15.00 до 17.00

Образование: ПГУ, 1984, филологический факультет , филолог, преподаватель русского языка  и литературы.

Научные интересы: Современные образовательные технологии, методика преподавания русского языка, методика обучения речевой деятельности в средней и старшей школе, современные средства контроля и оценки результатов обучения.

Читаемые курсы: Методика преподавания русского языка, Основы развивающего обучения, Преподавание русского языка в профильных классах, Основы научного исследования по методике, спецкурс «Изучение раздела «Речь» в школьном курсе русского языка».

В декабре 2013 года защитила диссертацию «Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода» на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Защита состоялась в Диссертационном совете при МПГУ (г. Москва).

Награждена Грамотой Министерства образования РФ, победитель внутривузовского конкурса «Доцент года – 2012».

Повышение квалификации: 

  1. Соискательство на степень доктора педагогических наук при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ 2009 – 2011 гг.
  2. Пермский филиал финансового университета при правительствеРФ.  Повышение квалификации по программе «Менеджмент в образовании: подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ (части С)» 15-20 ноября 2010  г . Гос. инспекция  по надзору и контролю в сфере  образования  Пермского края, экспертный совет Сертификат № 377  Эксперта по образованию в Пермском крае  по предмету  «Русский язык»
  3. Окончание заочной докторантуры при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (сентябрь 2012 года)

Статьи, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Рябухина Е.А. Развитие языковой личности как цель компетентностно-ориентированного обучения русскому языку в школе // «Наука и школа». –  2012. – №1. – С. 43 – 48 (0, 75 п.л.).
  2. Рябухина Е.А. К определению уровней развития языковой личности школьника на основе компетентностного подхода // Наука и школа. –  2012. – №2. – С. 74 – 78 (0, 6 п.л.).
  3. Рябухина Е.А. Полифония методов в обучении теории и практике речи // Русский язык в школе. – 2012. – № 6. – С. 3 – 9 (0, 7 п.л.).
  4. Рябухина Е.А.Дифференциация в компетентностно-ориентированном обучении в школе и вузе // Преподаватель XXI век. – 2012. – №2 (Ч. 1). – С. 28 – 39 (1,5 п.л.).
  5. Рябухина Е.А. Характеристика системы упражнений в обучении теории и практике речи на компетентностной основе  // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 4 (Ч. 1). – С.184 – 190 (0,9 п.л.)
  6. Рябухина Е.А. Логика компетентностного подхода как основа моделирования обучения русскому языку в школе // Вестник МГПУ: серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 89 – 98 (0,9 п.л.)
  7. Рябухина Е.А. Спецкурс по развитию речевой деятельности старшеклассников // Русский язык в школе. – 2013. – № 3. – С. 21 – 29 (0, 75 п.л.)
  8. Рябухина Е.А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности // Русский язык в школе. – 2013. – № 4. – С. 17 - 24 (0, 75 п.л.)
  9. Рябухина Е.А. Восприятие духовно-нравственной составляющей художественного текста как фактор совершенствования речевых умений старшеклассников // Журнал ВАК “Русская словесность”. – 2014. - №1. – С.58 – 61
  10. Кулаева Г.М., Янченко В.Д, Рябухина Е.А. Алевтина Дмитриевна Дейкина: учитель и учёный // Журнал ВАК “Русский язык в школе”. – 2014. - №4. – С.34 – 37
  11. Рябухина Е.А., Чудинова А.Р. Роль учебных проектов в развитии коммуникативной компетенции учащихся 8 – 9 классов // Журнал ВАК “Наука и школа”. – 2014. - №5. – с.40 – 47

Монографии:

  1. Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода. Монография. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с. (11, 5) п.л.
  2. Рябухина Е.А. Моделирование методической системы компетентностно-ориентированного обучения теории и практике речи. Монография. – Пермь, ПГПУ, 2012. – 219 с. (13, 7) п.л.
  3. Рябухина Е.А. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка. Монография. - Пермь: ОТиДО, 2014. - 280 с. (18, 4) п.л.
  4. Рябухина Е.А. Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное (коллективная монография) - Личностное развитие старшеклассников в процессе осмысления речевой деятельности. - Москва, Ярославль: Ремдер, 2014. - 480 с. (30) п.л.
  5. Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. - Москва: Форум, 2015. - 512 с. (32, 5 п.л.)

Учебно-методические работы:

  1. Рябухина Е.А. при участии Бобковой Л.Е., Лариной Е.В., Наумовой Ю.Г., Погоржальской Е.В., Фомичёвой Н.В., Чудиновой А.Р. Развитие языковой личности старшеклассника  на основе компетентностного подхода к обучению теории и практике речевой деятельности. Научно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2012 (электронная публикация, размер 1 9580 МБ, регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 27222 от 22 августа 2012 года).
  2. Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников: реализация требований стандарта второго поколения. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 152 с. (9, 5 п.л.)
  3. Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 103 с. (6, 43 п.л.)

Статьи, опубликованные в научных сборниках:

  1. Рябухина Е.А. Использование метода проектов в процессе освоения студентами-филологами содержания и приёмов развития речи учащихся // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности». – СПб.: СПбГАСУ, 2012. – С. 257 – 261 (0, 3 п.л.).
  2. Рябухина Е.А. Полифоничность технологий обучения теории и практике речи (на примере освоения речевых жанров) // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Полифония методических подходов к обучению русскому языку». – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2012. – С. 90 – 95 (0, 4 п.л.).
  3. Рябухина Е.А. Обновлённая концепция развития речевой деятельности учащихся // Исследовательский поиск в русле методических традиций (к юбилею проф. А.П. Еремеевой): коллективная моногр. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – С. 41 – 44 (0, 25 п.л.).
  4. Рябухина Е.А. Аспекты обращения к тексту в компетентностно-ориентированном обучении старшеклассников речевой деятельности // Материалы III Конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – В 2 т. – Т. 2. – СПб: Изд. Дом «МИРС», 2012. – С. 63 – 67 (0, 3 п.л.).
  5. Рябухина Е.А. Применение метода моделирования в процессе совершенствования речевой деятельности старшеклассников // Материалы международной научной конференции «Культурное многообразие и межкультурный диалог в процессе общения». – Молдова, Кишинэу: Кишиневский государственный педагогический университет "Ион Крянгэ", 2013. – С. 87 – 92 (0, 4 п.л.).
  6. Рябухина Е.А. Совершенствование умений восприятия и понимания художественного текста в процессе анализа его духовно-нравственного содержания // Матэрыялы XIX Міжнародных Кірыла-Мяфодзіеўскіх чытанняў, прысвечаных Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 22-24 мая 2013 г.) : у 2 ч. / рэдкал.: В.Р. Языковіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск : БДУКМ, 2013. – Ч. 2. – С. 69 –73 (0, 3 п.л.).
  7. Рябухина Е.А. Моделирование уроков совершенствования речевой деятельности и развития личности старшеклассников // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: коллективная монография. – М. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 280. с. – С.203 – 220
  8. Рябухина Е.А. К вопросу о развитии языковой личности учащегося // Языковое и литературное развитие личности в процессе обучения: деятельностный аспект. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию кафедры методики преподавания русского языка и литературы. – Пермь: ПГГПУ, 2014. – 236 с. – С.33 – 40. (0, 45 п.л.) 

  9. Рябухина Е.А. Личностное развитие старшеклассников в процессе осмысления речевой деятельности // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное: материалы Международной научно-практической конференции: коллективная монография. – М.:МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2014. – С.131 – 139

  10. Рябухина Е.А. Открытие новых знаний и способов их применения на уроке русского языка // Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. – М.: Форум, 2015. – С.202 – 209
  11. Рябухина Е.А. Интерпретация понятия «языковая личность» в методике обучения русскому языку как родному // Филология в 21 веке: методы, проблемы, идеи. – Пермь: ПГНИУ, 2015.– С. 93 – 98

Назад

Яндекс.Метрика