Внушение в педагогическом процессе
Наименование научной школы: «Внушение в педагогическом процессе»
Код специальности по отраслям наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Код по ГРНТИ: 14.07.07 – общая теория образования и обучения
Научные направления
- Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи (А.С. Новосёлова)
- Развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе (А.И. Саникова)
- Инновационная деятельность в образовании (Б.М. Чарный, И.Г. Никитин)
- Интерактивное обучение общению (Л.К. Гейхман)
Основные идеи школы И.Е. Шварца
Своеобразие Пермской научно-педагогической школы составляет целостное отношение к личности воспитанника, воспринимаемого в единстве физиологической, психической и социальной сторон, во взаимовлиянии не только деятельностной, эмоциональной, когнитивной сфер, но и неосознаваемой составляющей психики.
Данная научная школа занималась разработкой концептуальной идеи о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности, в частности.
Педагогическая концепция профессора Израиля Ефремовича Шварца о внушении в педагогическом процессе создавалась в период так называемой «оттепели» в идеологической жизни нашего государства. В 60-е годы XX столетия в лоно науки возвращались многие идеи, изгнанные в свое время по идеологическим причинам. К ним относится и разработка концептуальных идей о взаимодействии убеждения и внушения в педагогическом процессе.
Традиционно в педагогике тех лет явления убеждения и внушения считались несовместимыми, т.к. убеждение адресовано сознанию, а внушение обращено к бессознательной области психики. Считалось, что основное назначение внушения – это полное торможение сознания, расслабление воли до её подавления, что совершенно исключало внушение из методов педагогического воздействия на личность.
Целесообразность, необходимость, важность применения внушения наравне с убеждением и во взаимосвязи с ним в педагогическом процессе показал И.Е. Шварц (1971). Этому открытию посвящены труды ученого, в то числе пособие «Внушение в педагогическом процессе». В его трудах изложены основные идеи этой концепции.
И.Е. Шварц доказал, что внушение может быть педагогическим влиянием на личность. Эффективность этого влияния во многом зависит от индивидуального свойства личности – степени внушаемости.
На основе экспериментальных данных в педагогическом аспекте И.Е. Шварц определил внушаемость как динамичное свойство личности, выражаемое неосознанной реакцией на внушающее воздействие внешней среды. Оно детерминировано психическим состоянием личности в данный момент. По силе реагирования на внушение И.Е. Шварц определил три степени внушаемости личности: низкую, среднюю, высокую. Им разработана методика определения степени внушаемости. И.Е. Шварц выявил значительную зависимость (обратную) между степенью внушаемости личности и уровнем ее стремления к самовыражению. Шварцем выделен (по методу В.С. Мерлина) симптомокомплекс личности – трудновнушаемой и легковнушаемой, когда степень внушаемости может выражать вероятную связь между свойствами данной личности.
Другая важная идея концепции И.Е. Шварца – в определении механизма внушающего влияния на личность. Ответ на этот вопрос И.Е. Шварц считал кардинальным. Только найденный ответ, по его мнению, мог говорить с уверенностью о целесообразности внушающего влияния на личность в целях ее нравственной социализации.
Механизмом внушения И.Е. Шварц определил доминанту (по Р.Н. Узнадзе А.А. Ухтомскому и П.А. Анохину). При взаимодействии убеждения и внушения формируется система доминантных установок: личностных (для предметной деятельности) и социальных (при социальной деятельности и поведении). По И.Е.Шварцу доминантные установки способны создаваться, протекать, реализовываться и, при неблагоприятных условиях, угасать.
Определение механизма позволило решать еще одну важную концептуальную идею – создавать классификацию методов влияния на личность в педагогических целях путем взаимодействия методов убеждения и внушения. Начинал он с дидактики. Им разработаны совершенно новые педагогические методы влияния на личность, обозначенные как релаксация.
Признавая как педагогическое явление гипнопедию – восприятие обучаемым информации репродуктивного характера в условиях естественного сна – И.Е. Шварц как педагог за основу брал урок, на котором учащиеся вводились в состояние релаксации (мнимое расслабление, подсознательные состояние, когда критичность психики и мозга были несколько снижены, но активно работала сверхпамять), давалась педагогическая информация: иностранный язык, слова в довольно в большом количестве – 60-80 единиц. Они хорошо запоминались. Затем учащиеся выводились из релаксации, активно стимулировались с помощью убеждения, работая с запасом слов, реализуя их в деятельности. Это давало большой педагогический эффект в изучении иностранного языка. Попытки вводить другую информацию, требующую осмысления, эффекта не давали. Работала в основном репродукция: по истории хорошо запоминались времена и даты, по русскому языку – иностранные слова, не имеющие в русском языке правил.
В области воспитания в основе своей работают эти же закономерности, но технология другая, не менее эффективная.
Прежде всего, успешно реализовывалась идея психогигиены: снятие усталости, тревоги, пограничных состояний, коррекция поведения в определенных ситуациях, преодоление стрессовых состояний, стимулирование уверенности, веры свои силы и т.д.
В целом система педагогических методов, основанных на взаимосвязи убеждения и внушения, выглядела следующим образом:
- Дидактика – релаксопедия.
- Воспитание – прямое педагогическое внушение в системе общего воспитательного воздействия: команды, приказы, наставления, т.е. то, что не обсуждается, а просто принимается на веру и тут же или через некоторое время реализуется.
- Косвенное педагогическое внушение. Оно рассчитано на безоговорочное принятие информации в виде ситуаций, отражающих сущность определенного вида поведения или деятельности, но не напрямую, а через другую, похожую ситуацию. Это сложный метод, требующий высокого уровня педагогической техники. Применяется тогда, когда заведомо известно, что прямое обращение будет заблокировано.
- Самовнушение. Чаще всего применяется в самовоспитании и тренингах при решении задач саморазвития. Всегда идет от лица субъекта – от «Я». Учениками И.Е. Шварца и при его помощи разработаны требования к формулам самовнушения и общая схема: от «хочу» ‑ «могу» ‑ «делаю»- «нравится делать» до «хочу делать всегда». Исключается слово «должен», при неосознании или малом осознании оно может заблокировать всю систему.
- Педагогическое внушение, осуществляемое в целях нравственного и социального воспитания, организуемое в специальных формах:
- Психорегулирующая тренировка: система сеансов с введением человека в релаксацию, когда даются формулы прямого внушения, несущие воспитательную информацию для решения обозначенной проблемы. Чаще всего создаются доминантные установки на реализацию предметного поведения.
- Педагогический аутотренинг: основа для введения формул самовнушения нравственного характера; формируются доминантные установки нравственного поведения.
- Социально-педагогический тренинг: сложная система организационных форм, каждая из которых решает определённую задачу.
- Детские передачи телевидения, в которых осуществляется педагогическое воздействие на аудиторию на основе методов убеждения и внушения.
Учениками И.Е.Шварца защищено около 50 диссертаций на степень кандидата педагогических наук. Концептуальные идея о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем легли в основу докторских диссертаций учеников И.Е.Шварца: Л.К.Гейхман, А.С. Новосёловой, А.И.Санниковой, И.Ю.Черепановой.