Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи
Целью масштабного, проведенного в период 1974 по 1999 гг., исследования А.С. Новосёловой было создание и реализация комплексной системы воспитательного влияния, основанной на синергетической связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека педагогически оформленной в систему взаимодействия убеждения и внушения, позволяющей эффективно решать вопросы ресоциализации личности подростков и молодежи в условиях принудительной социальной изоляции.
Новизна подхода
Впервые в данном исследовании была предложена педагогическая концепция ресоциализации социально неадаптивной личности в условиях временной принудительной социальной изоляции, позволяющая с помощью взаимодействующих методов убеждения и внушения влиять на психику человека в целом, активизируя всю его психическую деятельность. «Внушение, активизируя сферу неосознаваемого, нормализует психогенные психические состояния, преодолевает «барьеры» сопротивления воспитанию, пробуждает стремление к самообразованию, создает социально-нравственные установки поведения. Убеждение на основе осмысления реализовавшихся внушенных установок формирует мотивацию самоопределения личности в общественной жизни свободного социума, что подтверждено результатами исследования».
Впервые был теоретически обоснован механизм взаимодействия убеждения и внушения при решении воспитательных задач, создающий возможность перевода психологической личностной установки по Н.Д.Узднадзе (созданной путем внушения) в социальную установку личности в процессе специально организованной деятельности под влиянием методов убеждения.
Впервые было определено место внушающего влияния в процессе ресоциализации личности, представленного в качестве педагогической технологии. На первом этапе данного процесса доминирует внушение, направленное на преодоление социально-нравственных установок. На втором – внушение и убеждение выступают в равном соотношении, формируя социальные установки поведения и создавая благоприятные условия для их реализации в деятельности, воспитывая мотивацию социального самоутверждения. На третьем этапе доминирует убеждение, приобщая социально неадаптивную личность к самовоспитанию.
Практическая значимость исследования
Разработанная педагогическая теория послужила основой создания научно обоснованного педагогического инструментария.
А.С. Новосёловой был предложен и экспериментально проверен комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг, позволяющий в процессе ресоциализации личности включить её в активную деятельность собственного социально-нравственного преобразования.
Весь процесс ресоциализации личности неадаптивной молодежи был нацелен на формирование у них готовности к нравственно-социальному утверждению, самоопределению и саморазвитию в условиях свободного социума.
Кандидатские диссертации, выполненные под руководством доктора педагогических наук, профессора А.С. Новоселовой
- Гаврилова, Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1997.16с.
- Коротаева, Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума (на материале уроков русской словесности). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2011. 22с.
- Оплетин, А.А. Педагогическая технология социально-нравственное саморазвитие личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2004. 21с.
- Пономарёв, Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999. 17с.
- Ромашкина, Т.В. Формирование у учащихся 8-9 классов социально-нравственных ценностных ориентаций в процессе изучения информатики в условиях общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2006. 25с.
- Титова, Л.А. Социальное воспитание подростков с затруднениями общения в условиях классного коллектива общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2005. 19с.
Научные труды А.С. Новосёловой, размещенные на сайте кафедры педагогики:
- Воспитательная работа с педагогически запущенными подростками в школе, семье и по месту жительства: методические рекомендации классным руководителям, мастерам ПТУ, воспитателям клубов по месту жительства, работникам комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних / автор-составитель А.С. Новоселова. – Кудымкар. – 1985.
- Новоселова А.С. ЧЕСТЬ ИМЕЮ БЫТЬ: методическое пособие для кабинетов психической саморегуляции. – Пермь: ПГПИ. – 1991.
- НА ПОРОГЕ: методические рекомендации / автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь: ПГПИ. – 1990.
- Психолого-педагогический аутотренинг как средство антиалкогольного воспитания: методические рекомендации / автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь: ПГПИ. – 1989.
- Новосёлова А.С. Раздумья... раздумья... раздумья: методическое пособие для сотрудников кабинета педагогического аутотренинга в детском доме семейного типа. – Пермь: ПГПИ. – 1991.
- Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками: учебное пособие. – Пермь: ПГПИ. – 1988.
- Новоселова А.С., Зобачева Р.Д. Театральная педагогика как средство саморазвития личности. – Пермь. – 2001.
- Учет индивидуальных свойств личности в процессе перевоспитания: методические рекомендации воспитателям / автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь. – 1988.
- ВСТРЕЧИ (программа и содержание занятий педагогического аутотренинга для ДИЗО ВТК) / автор-сотсавитель Г. А. Веселкова (Рецензенты: А. С. Новоселова, канд. пед. н., доц.; Т. П. Гаврилова). – Пермь: ПГПИ. – 1992.
- Новоселова А.С. ВЫПОЛНИТЬ СЕБЯ: программа занятий по индивидуальному самовоспитанию. –Пермь: ПГПИ. – 1992.
Доступ к материалам по адресу: http://pedagog.pspu.ru/lib/novoselova