В ПГГПУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Компаративистский подход в современном образовании»

09 октября 2014

24-26 сентября 2014 года в жизни педагогического сообщества произошло достаточно знаменательное событие, связанное с проведением Международной научно-педагогической конференции «Компаративистский подход в современном образовании». Конференция проводилась с участием ученых, аспирантов, адъюнктов, студентов учреждений высшего профессионального образования, специалистов, руководителей образовательных организаций России, Удмуртии, Башкирии, Норвегии, Швеции, Еревана при поддержке «Программы стратегического развития ПГГПУ». 

В организации конференции были задействованы ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ, МБОУ «Лицей № 1» г. Пермь.


Оргкомитет конференции:

Председатель оргкомитета конференции

Председатель оргкомитета конференции

доктор исторический наук, профессор, 
проректор на научной работе и внешним связям ПГГПУ
Белавин Андрей Михайлович 

  Заместители председателя оргкомитета
 

 

 

д.п.н., профессор,
зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии,
зав. лабораторией социального развития,
руководитель научной школы
 к.п.н., доцент,
зам. начальника ПВИ ВВ МВД РФ по научной работе,
начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела
 к.п.н., доцент, 
зам. директора по учебной работе
МБОУ «Лицей № 1» г. Перми
Коломийченко
Людмила Владимировна
 
 Киевский
Андрей Валерьевич
 Черникова
Ирина Юрьевна


Члены оргкомитета конференции

д.п.н., профессор,
проректор по управлению качеством образования

к.псих.н., проректор
по непрерывному образованию

д.п.н., профессор,
зав. кафедрой педагогики

Санникова
Анна Илларионовна

Красноборова 
Наталья Александровна

Косолапова
Лариса Александровна

         

 к.филос.н., доцент, 
зав. кафедрой философии и общественных наук
 к.псих.н., доцент, 
зав. кафедрой специальной педагогики и психологии
к.п.н., доцент, 
зав. кафедрой логопедии
 
  Краузе
Александра Анатольевна
Ворошнина Ольга Руховна Тверская Ольга Николаевна
     

 

     

к.п.н., доцент,
кафедры ДПП

 

 ст. преподаватель кафедры ДПП, 
зам. декана ФППД по воспитательной работе
   

Хохрякова Юлия Михайловна

 

Чертоляс Елена Васильевна 

 

Представители научных изданий

Бозиев Руслан Сахитович 
д.п.н., профессор, генеральный директор журнала «Педагогика», г. Москва

 Коломийченко Людмила Владимировна 
д.п.н., профессор, зам. главного редактора журнала «Пермский педагогический журнал»
   
   

Косолапова Лариса Александровна 
д.п.н., профессор, ответственный редактор журнала «Вестник ПГГПУ»

Санникова Анна Илларионовна 
д.п.н., профессор, ответственный редактор журнала «Вестник ПГГПУ»

Общая цель проведения конференции: философский и социокультурный анализ базовых проблем сравнительной педагогики, концептуально-методологическое обоснование теоретической и практической направленности инновационной деятельности в образовании, основанной на компаративистском подходе.

Локальные целевые ориентиры:

  1. Конкретизация базовых категорий компаративистского подхода в условиях полипарадигмального образовательного пространства
  2. Обсуждение методологических обоснований локальных и масштабных контекстов реализации компаративистского подхода в теории и практике современного образования
  3. Ретроспективный анализ достижений отечественной и зарубежной педагогики в области разработки и практического применения основных идей компаративистики
  4. Трансляция и обогащение опыта развития современных педагогических идей в области реализации компаративистского подхода в условиях взаимообогащения образовательных парадигм в современном мире
  1. Содействие повышению уровня методологической рефлексии, формированию ценностно-смыслового отношения и мотивационных установок участников конференции к учету основных положений компаративистского подхода в теории и практике современного образования.

Форма проведения конференции: подиумная дискуссия, проблемные студии, мастер-классы, круглый стол по подведению итогов конференции.

Приглашенные гости («иногородние» участники): ЧГУ (г. Челябинск), МГОГИ (г. Орехово-Зуево), ГГПИ им. В.Г. Короленко (г. Глазов), ВЭГУ (г. Уфа, Республика Башкортостан), МГПУ (г. Москва), УрГПУ (г. Екатеринбург), ЮФУ (г. Ростов-на-Дону), Орловский институт усовершенствования учителей (г. Орел), Московский институт развития образования (г. Москва), Институт педагогики, психологии и соц. работы Северного Федерального Университета им. М.В. Ломоносова, Стокгольмский университет, департамент специального образования (Стокгольм, Швеция), Высшая духовная семинария «Мария-Царица Апостолов» (г. Санкт-Петербург), Национальный институт образования (г. Минск, Республика Беларусь), Академия медико-технических наук (Ереван, Армения).

По мнению многочисленных участников Международная научно-педагогическая конференция «Компаративистский подход в современном образовании» стала весьма значимым научным событием в жизни педагогических университетов. Впервые за много лет была затронута тема компаративизма в современной педагогике и образовании, рассмотрены методологические и прикладные аспекты этой важной сферы педагогического научного знания и образовательной практики.


Персональные отзывы участников

  Бозиев Руслан Сахитович, д.п.н., профессор, генеральный директор журнала «Педагогика», (г. Москва)

«В конце сентября 2014 года в г. Перми прошла Международная научно-педагогическая конференция «Компаративистский подход в современном образовании». Конференция проводилась с участием ученых, аспирантов, адъюнктов, студентов учреждений высшего профессионального образования, специалистов, руководителей образовательных организаций России, Удмуртии, Башкирии, Норвегии, Швеции, Армении при поддержке «Программы стратегического развития ПГПУ». Организаторами конференции были Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ, Лицей №1 г. Пермь. Работа конференции проходила в стенах педагогического вуза, а также классах лицея.

В соответствии с целевыми ориентирами конференции решались задачи, связанные с конкретизацией базовых категорий компаративистского подхода в условиях полипарадигмального образовательного пространства. Обсуждались вопросы методологического обоснования локальных и масштабных контекстов реализации компаративистского подхода в теории и практике современного образования. Внимание участников было заострено и на ретроспективном анализе достижений отечественной и зарубежной педагогики в области разработки и практического применения основных идей компаративистики. В рамках данного направления были достаточно детально обсуждены вопросы трансляции и обогащения опыта развития современных педагогических идей в области реализации компаративистского подхода в условиях взаимообогащения образовательных парадигм в современном мире.

Плодотворной работе конференции способствовала нетрадиционная форма ее проведения, включающая подиумную дискуссию, работу проблемных студий и мастер-классов. Благодаря этому, все участники конференции, включая аспирантов и студентов, получили высказать свои мысли, задавать вопросы и получать на них ответы. Отметим, что зачастую именно вопросы аспирантов и студентов становились основой для возникновения острых дискуссий.

В то же время выпукло обрисовались животрепещущие проблемы современного образовательного процесса, связанные с непроработанностью до конца теоретико-методологических вопросов, и методического обеспечения учебно-0воспитательного процесса. Особой изюминкой конференции явилось участие в ней не только ученых и учащихся педагогических специальностей, но и учителей лицея, а также преподавателей и слушателей военного вуза. Благодаря этому теоретические дискуссии логично перемежались с рассмотрением конкретных философских, психолого-педагогических и иных аспектов образовательного процесса в учебных заведениях разного уровня и разных сегментов системы образования.

Конференция вызвала большой резонанс среди педагогов и мировой общественности. Опыт проведения конференций в таком формате и с участием ученых и учащихся разных специальностей может стать достаточно продуктивным для дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований.

О научно-теоретическом уровне работы конференции и выступлений участников свидетельствует тот факт, что материалы конференции опубликованы в «Пермском педагогическом журнале», а некоторые выступления приняты к публикации в журнале «Педагогика».

 

 Худякова Наталья Леонидовна, д.филос.н., к.п.н., профессор, ЧГУ, (г. Челябинск)

«Я благодарна организаторам конференции, прежде всего, за создание творческой атмосферы. Очень удачным началом конференции было проведение подиумной научной дискуссии, на которой смогли выступить и поспорить все желающие. Дискуссия вывела мысль её участников за пределы собственных исследований и сосредоточила их усилия на решении общих методологических проблем, то есть на том, что приводит к развитию науки, созданию продуктивного научного сообщества. Логическим продолжением начатого диалога стали и проблемные студии, и круглый стол по подведению итогов конференции. Замечательно, что в качестве наиболее значимых итогов конференции стало не перечисление выступлений участников, а результаты их работы над основными проблемами конференции. Спасибо и за теплый во всех смыслах прием гостей конференции: как я узнала, в связи с проведением конференции даже отопление было включено пораньше».

 

 Захарищева Марина Алексеевна, д.п.н., профессор, ГГПИ им. В.Г. Короленко, (г. Глазов)

«Прошедшую 24-25 сентября 2014 года международную научно-практическую конференцию «Компаративистский подход в современном образовании» следует признать значимым событием в профессиональной жизни её участников. Современный мобильный и открытый мир образования объективно требует осмысления всего его разнообразия. В нём много типичного и уникального, традиционного и инновационного, аналогичного и отличного, общего и особенного. Именно компаративистский подход даёт возможность глубокого понимания происходивших в истории и происходящих в настоящее время процессов, придать педагогическим исследованиям прогностический характер. Тематика конференции объединила учёных разных регионов, городов, университетов: философов, историков, социологов, психологов, педагогов, лингвистов, дефектологов. Не могу не выразить искреннюю благодарность руководству и коллегам из Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета за безупречную организацию работы во время конференции. Мы уехали из Перми, став богаче идеями, научными связями, перспективами своих исследований».

 

  Назарова Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, МГПУ, (г. Москва)

«Международная научно-педагогическая конференция «Компаративистский подход в современном образовании», состоявшаяся 24-25 сентября 2014 г. в ПГГПУ (г.Пермь) стала весьма значимым научным событием в жизни педагогических университетов России. Впервые за много лет была затронута тема компаративизма в современной педагогике и образовании, рассмотрены методологические и прикладные аспекты этой важной сферы педагогического научного знания и образовательной практики. Актуальность тематики конференции определяется развитием интеграционных процессов в образовании, что требует не только пополнения отечественной теории и практики педагогики новыми походами, но и освоения и осмысления всей полноты имеющегося в мировом профессиональном сообществе, в зарубежной педагогике научного знания по той или иной педагогической проблеме. Вызвала большой интерес и активность участников конференции нетрадиционная форма ее организации – подиумная дискуссия и последовавшие затем проблемные студии. Их тематическая широта и впечатляющая команда участников – как подиумной дискуссии, так и проблемных студий – позволили охватить и обсудить широкий круг вопросов, относящихся как к разным уровням образования, так и к актуальнейшим проблемам педагогики. Хотелось бы выразить благодарность авторам самой идеи проведения подобной конференции, ее разработчикам, организаторам за высокий уровень ее содержания, организации и научно-практической значимости; пожелать дальнейшего развития этого направления, нечасто являющегося предметом подобных научных мероприятий».

 

 Майер Алексей Александрович, д.п.н., профессор, МГОГИ, (г. Орехово-Зуево)

«Заявленная проблематика конференции была конкретизирована посредством постановки ведущей цели и определения базовых задач в приветственном слове д.п.н., профессора Л.В. Коломийченко, которое, по сути, послужило программной установкой и научным докладом. На панельной дискуссии участникам конференции, представляющим различные научные школы и концепции, путем межпарадигмального синтеза философии, истории, филологии и отраслей педагогической науки, удалось прийти к интересной исследовательской установке и реализовать ее в ходе научной дискуссии. Она связана с решением научной проблемы рефлексивности и надпредметности современного гуманитарного знания, что в полной мере может обеспечить компаративистский подход в педагогике, в отличие от сравнительных исследований в педагогике, посвященных определению общего и особенного, поиску закономерностей различий и генерализации. Таким образом, компаративизм как установка в методологии научного познания и в организации педагогического исследования является продуктивной стратегией научного синтеза и интеграции посредством вывода исследовательской позиции в надситуативный уровень межнаучной области, что соответствует установкам интеграции наук и тенденциям глобализации научного знания».

 


 Фоторепортаж с конференции

К списку новостей

Яндекс.Метрика