Ученый совет ПГГПУ принял решение об открытии Научно-образовательного центра «Техноинтеллект»

13 ноября 2014

Инициатива открытия Центра принадлежит творческому коллективу преподавателей кафедры мультимедийной дидактики и ИТО, который уже не первый год осуществляет подготовку студентов инженерно-технологического  профиля обучения и активно сотрудничает с педагогическими коллективами школ, ориентированными на подготовку учащихся к техническому творчеству, формирование у них  готовности к выбору профессий, связанных с производственной практикой и инженерной деятельностью.

 


Полное название Центра  - Научно-образовательный центр подготовки студентов с области инжиниринга и IT-проектирования в педагогическом вузе: ТЕХНОИНТЕЛЛЕКТ.

Сокращенное название - НОЦ "ТЕХНОИНТЕЛЛЕКТ"

Создание НОЦ является запланированным результатом выполнения проекта Программы Стратегического Развития Университета: П-52 «ПГГПУ в системе на­учно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (науч. рук. -  д.п.н., проф. Е.В. Оспенникова).

Цели создания НОЦ:

  • обеспечение эффективного механизма проведения дополнительных форм обучения, научной, учебной, производственной деятельности в интересах ПГГПУ и трудового коллектива Центра;
  • организация и проведение поисковых, инновационных и прикладных научных исследований, заканчивающихся выпуском наукоемкой продукцией;
  • эффективное использование интеллектуального потенциала сотрудников ПГГПУ.
  • координация, обеспечение и проведение  прикладных исследований и работ,  создание научно-методической и образовательной  базы для  подготовки специалистов  всех уровней в области теории и методики организации политехнической подготовки и развития технического творчества учащейся молодежи с применением современной ресурсной базы и инновационных  образовательных технологий:
    • проектно-ориентированного обучения средствами образовательной робототехники,
    • STEM (STEAM) -технологии,
    • ТРИЗ-технологии;
    • технологии продуктивного обучения;
  • участие совместно с кафедрами ПГГПУ в организации обучения студентов, подготовке аспирантов и докторантов, повышении квалификации по профилю НОЦ научно-педагогических работников ПГГПУ и других ВУЗов, сотрудников внешних  организаций и учреждений;
  • организация и проведение по профилю НОЦ научно-образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности совместно с факультетами и другими структурными подразделениями ПГГПУ;
  • внедрение результатов НИР и инновационной деятельности в учебный процесс ПГГПУ с целью повышения качества обучения и обеспечения высокого уровня научно-исследовательской составляющей учебных планов ПГГПУ;
  • оказание различных видов наукоемких и образовательных услуг, выполнение работ по профилю деятельности НОЦ по договорам с заказчиками работ и потребителями услуг.

Для достижения указанных целей НОЦ осуществляет следующие виды деятельно­сти:

  • организация, проведение и выполнение на договорной основе научно-исследовательских и научно-образовательных работ в рамках Национальных проектов, государственных научно-технических программ, Федеральных целевых программ, программ Министерств РФ, Федеральных агентств и других заказчиков в соответствии с профилем деятельности НОЦ;
  • развитие инновационной деятельности с целью создания научно-методических  продуктов (монографий, учебных и методических пособий, образовательных программ, моделей и технологий их реализации, цифровых образовательных ресурсов) по направлениям деятельности НОЦ, оказание наукоемких услуг, ориентированных на рынок  образовательных технологий;
  • принятие мер по защите интеллектуальной собственности в деятельности НОЦ (патенты, полезные модели, регистрационные свидетельства и др.);
  • участие совместно с кафедрами ПГГПУ в реализации  образовательных программ высшего и послевузовского   профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов, переподготовка и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников ПГГПУ, других организаций и учреждений;
  • коммерциализация результатов научно-исследовательской, научно-образовательной и инновационной деятельности, ведение приносящей доход научно-образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ и Уставом ПГГПУ;
  • проведение мероприятий (семинаров, конференций, симпозиумов и др.) по направлениям научно-методической и практико-ориентированной деятельности НОЦ;
  • просветительская работа по профилю НОЦ (организация и проведение конференций, фестивалей, соревнований, конкурсов, досуговых мероприятий для студентов и учащихся средних школ);
  • участие в международных программах и проектах.

Сложившийся за последние пять лет опыт научно-методической, учебной и просве­тительской работы в направлении политехнической подго­товки учащейся молодежи составляет весомое основание успешного решения по­ставленных перед Центром задач.


Научно-методическая работа

За период с 2009 г. по настоящее время сотрудниками Лаборатории был выполнен цикл научно-методических исследований в области политехнической подготовки и развития технического творчества учащейся молодежи. В 2013 г. преподавателем кафедры МД и ИТО И.В.Ильиным в рамках данной научной проблематики успешно защищена кандидатская диссертация. В этом году диссертационное исследование, посвященное изучению вопросов теории и практики применения образовательной робототехники в учебном процессе по физике в средней школе, завершает аспирант кафедры М.Г Ер­шов. К разработке проблемы внедрения робототехники в образовательный процесс средней школы и вуза приступили наши молодые ученые – аспиранты первого года обучения П.А. Вахрушев, (инженер Пермской на­учно-производственной приборостроительной компании) П.А. Кокшаров  (педагог дополнительного образования отдела управления знаниями Пермской на­учно-производственной приборостроительной компании).  Планируется включение в научно-методи­ческую работу по данному направлению магистрантов кафедры МД и ИТО (сетевая магистратура, 1-й год обучения). Привлечены к этой деятельности  студенты физиче­ского факультета, обучающиеся  по  направлению  «Информационные системы и тех­нологии». Летом 2015 г. будущие инженеры  представят к защите первые выпускные квалификационные работы по образовательной робототехнике (ст. А.Ю. Дерюшев и О.Н.Чурилов. А. В. Вожаков).

В декабре текущего года коллектив Лаборатория завершает выполнение проекта Программы Стратегического Развития Университета: П-52 «ПГГПУ в системе на­учно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (науч. рук. -  д.п.н., проф. Е.В. Оспенникова). Работа над проектом ведется уже более года. В проекте принимают участие молодые ученые ка­федры и студенты физического факультета, обучающиеся по специальности «Информационные системы и технологии». Итогом проекта являются подготовлен­ные творческим коллективом проекта монография, научно-методические ста­тьи, учебно-методические пособия, цифровые учеб­ные модули по образовательной робототехнике, программы учебных курсов для школьников, студентов и магистрантов, а также слушателей курсов повышения ква­лификации работников системы образования. 


Учебная работа

Образовательная робототехника как составляющая содержания обучения включена в учебный процесс подготовки будущих инженеров (специалистов, бакалавров), обу­чающихся по направлению «»Информационные системы и технологии», а также ма­гистрантов физического факультета. Уже четвертый год студентам читается соответ­ствующий учебный курс.

 

В организации занятий принимает участие аспирант ка­федры МД и ИТО М.Г Ершов, являющийся заместителем директора по информатизации  краевого  ресурсного центра Российской Ассоциации Образовательной Робо­тотехники МАОУ «СОШ №135 г. Перми с углубленным изучением предметов об­разовательной области «Технология».

Будущие инженеры проходят учебно-технологическую практику по образовательной робототехнике в средних школах г. Перми. Студенты помогают школьникам  изучать основы конструирования и программирования простейших роботов. Итогом прак­тики являются творческие проекты по робототехнике, подготовленные студентами совместно с учащимися средних школ.

   

В настоящее время заканчивается  разработка учебных программ курса по выбору «Образовательная робототехника» для бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», в том числе для бакалавров непрофильных факуль­тетов нашего Университета.

Руководство Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования выступают с ини­циативой подготовки  межфакультетских выпускных квалификационных работ по образовательной робототехнике. Лучшие выпускные проекты в перспективе могут быть представлены на региональных и всероссийских конкурсах.

ПРИГЛАШАЕМ  ФАКУЛЬТЕТЫ  И КАФЕДРЫ ПГГПУ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!


Просветителская работа. Сореванования и конкурсы. Повышение квалификации.

Популяризация образовательной робототехники как технологии обучения и профес­сиональной ориентации школьников на инженерные специальности является одним из важных  направлений деятельности Лаборатории и кафедры МД и ИТО.

Сотрудники Лаборатории, аспиранты кафедры МД и ИТО, студенты физического факультета, обучающиеся по направлению «Информационные системы и техноло­гии»,  являются участниками, а в ряде случаев и соорганизаторами ряда знаковых мероприятий по  образовательной робо­тотехнике краевого, регионального и всероссийского уровней:

  • ежегодного городского кон­курса проектов «Сто дорог – одна в робототехнику»;
  • краевой олимпиады школьни­ков по образовательной  робототехнике (2013, 2014, Пермский край);
  • выставок и конкурсов Пермской ярмарки (2013, 2014);
  • всероссийского фестиваля «РобоФест» (2012, 2013, 2014, Москва) и проводимой в его рамках всероссийская научно-практи­ческая конференция школьников «РоботоБУМ – будущее умных машин»;
  • междуна­родной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» и вклю­ченного в ее  программу конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе» (2013, НИУ ИТМО, С-Петербург) и др. 

На каждом из мероприятий проекты, представленные Лабораторией и кафедрой МД и ИТО,  были заслужено отмечены  призами, включая призы победителей конкурсов и соревнований.

   

Популяризация образовательной робототехники осуществляется в рамках проведе­ния Дня ЦИО (Центра инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ). Данное мероприятие организуется на базе экспериментальной площадки Лаборато­рии  – МАОУ «СОШ №135» с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» г. Перми. В ходе этого мероприятия проводятся мастер-классы по образовательной робототехнике и выставки моделей роботов, подготовленных уча­щимися средних школ.

Коллектив Лаборатории уже не первый год занят в организации курсов повышения квалификации учителей и  научно-практических семинаров  по основам  робототех­ники и ее применению в учебной и внеурочной работе школьников. Подготовлены и реализованы в обучении педагогов программы соответствующих учебных курсов. Обучение прошло более 100 учителей г. Перми и Пермского края. Важно отметить, что к проведению занятий и подготовке  к ним методических мате­риалов привлечены студенты физического факультета, обучающиеся по направле­нию «Информационные системы и технологии»

Научно-методическая и практическая работа Лаборатории и кафедры МД и ИТО по образовательной робототехнике получила заслуженное признание. Руководитель ко­манды-участницы фестиваля «РобоФест 2013» аспирант кафедры М.Г. Ершов полу­чил приглашение от региональных СМИ (состоялось представление лучших проек­тов фестиваля в передаче региональной телекомпании «Областное телевидение Т7», 9 декабря,2013, г. Пермь). В приложении к газете «Комсомольская правда» для г. Перми и Пермского края (№51/615, 23-29 декабря,2013 г.) опубликована статья о школьном клубе робототехники СОШ №135, возглавляемым М.Г. Ершо­вым.

Преподавателей и аспирантов кафедры приглашают с авторскими мастер-клас­сами в различные вузы России (г. Якутск, г. Курган, г. Челябинск, г. Москва и др.), а также к сотрудничеству в подготовке совместных научно-методических работ и учебных по­собий по образовательной робототехнике.

На всероссийском конкурсе в С-Петер­бурге  наша команда молодых исследователей, включающая студентов инженерного профиля подготовки, в качестве награды за высокое каче­ство подготовленных научно-методических материалов по образовательной робото­технике получила специальное право на публикацию в центральных периодических журналах «Физика в школе» и «Физика для школьника».

Активно идет процесс развития партнерских отношений Лаборатории и кафедры МД и ИТО в области образовательной робототехники:

  • с краевым  ресурсным центром Российской Ассоциации Образовательной Робо­тотехники МАОУ «СОШ №135 с углубленным изучением предметов об­разовательной области «Технология»,   г. Пермь (заключен договор о сотруд­ничестве);
  • МАОУ «СОШ №129 г. Перми» (ТехноШкола, заключен договор о сотруд­ничестве);
  • МАОУ «СОШ №93 г. Перми» (школа фотоники, формируется план совместной работы, готовится к  заключению дого­вор о сотрудничестве);
  • МАОУ «Гимназия № 7 ( в рамках нового образовательного проекта «Школа изобретателей», рук. проекта, выпускник ПГГПУ А.В.Гаряев)
  • «Академией робототехники» отдела по управлению знаниями Пермской на­учно-производственной приборостроительной компании;
  • ООО  «Современные образовательные технологии  и инновационные сис­темы» (некоммерческое партнерство), г. Пермь.
  • Челябинским государственным педагогическим университетом и Центром Ин­новационных технологий в образовании и опорным пунктом олимпийской подготовки по образовательной робототехнике (г. Челябинск);
  • Уральским государственным педагогическим университетом (г. Екатерин­бург);
  • Учебным центром РАОР (г. Москва).
  • ГАОК ДПО «Институт  развития образования и социальных технологий» и Центром развития научно-технического творчества (г. Курган).

Материально-техническая и ресурсная база НОЦ

Кафедра МД и ИТО, Лаборатория ЦОР и ПП, на базе которых создается НОЦ, оснащены современным оборудованием по образовательной робототехнике в количестве, достаточном для проведения групповых и индивидуальных занятий со школьниками и студентами (базовыми и ресурсными наборами LEGO MINDSTORMS Education EV3, программным обеспечением EV3 Software по образовательной робототехнике, наборами по конструированию "Амперка" на микроконтроллере Arduino, дополнительными датчиками и комплектами полей для соревнований роботов и ноутбуками.). В учебных лабораториях имеется современные компьютеры, презентационная техника и ПО для обработки информации различных форматов, оборудование по школьному физическому эксперименту, цифровые образовательные ресурсы по различным учебным дисциплинам.

Для организации  эффективной работы Центра при необходимости могут быть привлечены ресурсные базы СОШ № 135, № 129, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Стратегия деятельности Центра включает сотрудничество со всеми  факультетами и кафедрами ПГГПУ, внешними образовательными организациями и учреждениями, заинтересованными в решении задач развития технического творчества  студентов  педагогического вуза и их подготовки к политехническому обучению учащихся средних школ с применением современных ресурсов и образовательных технологий.

К списку новостей

Яндекс.Метрика