Книги Константина Циолковского в библиотеке ПГГПУ

17 сентября 2022

А вы знали, что Константин Эдуардович Циолковский был еще и писателем, а пара его прижизненных изданий хранится в сердце библиотеки ПГГПУ? Это произведения «На Луне» и «Дирижабль из волнистой стали».

А сейчас предлагаем прочитать историю про творческий путь ученого, которую нам рассказала хранительница библиотеки Мария Лумпова.

Константин Циолковский является показательным примером того, что настоящему стремлению к звездам нет никаких преград. Лично ему не помешали: бедность, глухота, изолированность, которую создавало академическое научное сообщество. Будучи ученым-самоучкой, Константин Эдуардович добьется своего и заслуженно станет одним из основоположников современной космонавтики.

Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Так он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»).

Тем не менее, ученый, так много сделавший для науки, в 1880—1890-е годы публиковал художественные тексты, которые обычно классифицируются как научно-фантастические. Еще в 1887 году он написал большой рассказ или маленькую повесть «На Луне» (впервые опубликована Сытиным как приложение к «Вокруг света» в 1893), повести «Грезы о Земле и небе» (1895) и «Вне Земли» (частично опубликована в журнале «Природа и люди» в 1916 году, полное издание 1920 года вышло тиражом всего 300 экз.). От всего объема работы Циолковского, их не так уж и много (из более чем 200 трудов их насчитывается около 10). Однако они заслуживают того, чтобы их читали и перечитывали.

В художественных творениях Циолковского в большинстве своем нам дан персонаж, отождествляемый с автором-рассказчиком, который погружает читателя в ощущение космоса и пребывания на других планетах. Так в повести «Грезы о Земле и небе» подробно описаны последствия и ощущения от отсутствия силы притяжения, а также помещено повествование о путешествии на астероиды, где гравитация минимальна. А в рассказе «На луне», от ничего не предвещающей меланхоличной первой строки («Я проснулся и, лежа еще в постели, раздумывал о только что виденном мною сне: я видел себя купающимся, а так как была зима, то мне особенно казалось приятно помечтать о летнем купанье.» ) мы через ряд удивительных и непонятных ощущений приходим к удивительному открытию. Герой рассказа и его друг каким-то непонятным образом перенеслись на Луну! В основном тексты ученого являются продолжением его теоретических статей. Однако иногда упоминаются героев посещают экзистенциальные переживания от столкновения с неизведанным или тоска по Земле.

Стоит отметить, что лишенные литературности присущей концу XIX- началу ХХ века эпохи повышенного градуса эстетизма, фантастические тексты Циолковского не привлекали его современников, профессиональных литераторов. Однако, внезапно положительно настроенным к текстам Константина Эдуардовича оказался Валерий Брюсов — основоположник и один из основных представителей символизма . Но, если говорить о прямом влиянии, то наиболее глубоким следует считать воздействие идей и литературных текстов Циолковского на произведения отечественных писателей-фантастов А. Р. Беляева и Н. А. Заболоцкого.

Фотографии первого издания «На Луне».

К списку новостей

Яндекс.Метрика