В ПГГПУ прошла стратегическая сессия с элементами форсайт-исследования «Педагогическое образование 2035: учитель и ученик будущего»

30 апреля 2021

22 апреля в ПГГПУ прошло мероприятие, на котором разные участники образовательного процесса — директора школ, студенты, школьники, деканы и преподаватели ВУЗа — обсуждали сложности в педагогическом образовании. Мероприятие проходило в формате фокус-групп. Участникам были представлены основные проблемы и в течение 30 минут они искали решение, а затем презентовали его. После этого группы голосовали. Мероприятие прошло в сотрудничестве с Департаментом образования Перми.  


Как прошла подготовка к стратегической сессии?

За две недели до сессии университетом было проведено социологическое исследование всех участников образовательного процесса. Вопросы анкеты касались образа учителя и ученика будущего, проблем в процессе образования. 

Рабочая группа провела срез мнений школьников, студентов, учителей и преподавателей. Всего в анкетировании приняло участие 1140 человек

В рабочую группу вошли: 

Лысенко О.В., Мазурова Е.В.,  Гавриков О.В., Вихман А.А., Кузьменко С.В., Липкина Н.Г., Галиева С.Ю., Сарапулов А.Н., Лопатина О.П., Ермошина М.А., Самсонова А.Д., Худорожков Л.Ю.

Основные выводы, которые мы получили из опроса: 

  • Общий запрос всех участников образовательного процесса – на развитие «умения жить», развитие практических знаний.
  • Присутствует скрытый конфликт между опытными и молодыми педагогами, что является одной из причин ухода молодых учителей из школы.
  • И школьники, и учителя считают, что их права не соблюдены.
  • Онлайн-образование в целом принято педагогами. Но как за этим образованием не потерять человека?
  • ПГГПУ в глазах системы образования – региональный вуз с упором на подготовку учителей, но со стороны студентов и школьников есть запрос на гуманитарную подготовку.

Подробности о социологическом исследовании в презентации. 

Кроме того, в небольших фокус-группах — с учителями, школьниками, студентами — прошло осбуждение основных вопросов из анкеты. Группы пытались более детально определить, каким будет образ у учителя и ученика в будущем, как должно выглядеть образовательное пространство, готова ли школа к вызовам будущего в перспективе 10-15 лет. Результаты следующие:


Что происходило дальше? 

Рабочая группа сформировала основные проблемы, существующие в сфере педагогического образования на основе анкетирования и фокус-групп. Обозначила темы для стратегической сессии. 

Темы, выносимые на обсуждение:
  • Как повысить адаптированность выпускника ПГГПУ к школьной жизни?
  • Конфликт поколений между опытными и молодыми учителями – причина быстрого ухода молодых педагогов из образования. Как его преодолеть?
  • Права ребенка/права учителя: как достичь баланс?
  • Как научить ребенка планировать свое будущее?
  • Отсутствие мотивации – главный бич школьника (по мнению учителей). А мотивации нет из-за отсутствия у него образа будущего. Как научить этому?
  • Как не потерять и даже повысить гуманность образования в эпоху цифровизации образования?
  • Онлайн-образование – признанный тренд. Но высоки и опасения: не потеряем ли мы человечность за мониторами экранов? Что мы должны сделать, чтобы это предотвратить?
  • Как научить жить (то есть передать практические, межпредметные навыки)? Запрос на практичность образования очень высок. А как именно этого можно добиться?
  • Традиционный взгляд на ПГГПУ как на «кузницу педагогов» явно устраивает не всех. Что и как надо добавить в жизнь вуза, чтобы дать новые смыслы образования, не теряя педагогической сути?
  • Как сделать пространство школы и вуза уютным, дружелюбным и вдохновляющим?

Вступительное слово на стратегической сессии дал ректор ПГГПУ, Константин Борисович Егоров:

«Идея мероприятия не просто поговорить, каким будет образование в 2035 году, а вообще обсудить, что делает педагогический университет и какое место он должен занять в подготовке будущих педагогов? Как перестроить свои образовательные программы, как перестроить образовательное пространство? Поговорить о тех смыслах, которые сегодня нас волнуют: сколько «цифры» должно быть в системе образовательного процесса, как дальше будем жить — со смешанным форматом обучения или нет? Всё это — серьёзный вызов». 

Группам давалось 30 минут на обсуждение конкретной темы и поиск решения. У каждой группы был рабочий листок, на котором участники прописывали, как будет выглядеть идеальный образ будущего по конкретной проблема, определяли движущие силы проблемы, ресурсы для достижения результата и изменения в образовании.

Все участники процесса активно принимали участие в обсуждении и были довольны результатом такого диалога. 

Взрослые участники отмечали: «Самая ценная мысль, прозвучавшая в группах – это сотрудничество. Сотрудинчество детей и педагогов, педагогов вузов ии школы, это решит все наши проблемы».

Школьники выразили такое же мнение: «Самое ценное – это мнение каждого человека, независимо от возраста. Понять себя и другого, можно сказать, в топе».

В дальнейшем планируется проведение стратегических сессий уже по отдельным аспектам. 


К списку новостей

Яндекс.Метрика