Ученый совет ПГГПУ принял решение об открытии Научно-образовательного центра «Техноинтеллект»
Инициатива открытия Центра принадлежит творческому коллективу преподавателей кафедры мультимедийной дидактики и ИТО, который уже не первый год осуществляет подготовку студентов инженерно-технологического профиля обучения и активно сотрудничает с педагогическими коллективами школ, ориентированными на подготовку учащихся к техническому творчеству, формирование у них готовности к выбору профессий, связанных с производственной практикой и инженерной деятельностью.
Полное название Центра - Научно-образовательный центр подготовки студентов с области инжиниринга и IT-проектирования в педагогическом вузе: ТЕХНОИНТЕЛЛЕКТ.
Сокращенное название - НОЦ "ТЕХНОИНТЕЛЛЕКТ"
Создание НОЦ является запланированным результатом выполнения проекта Программы Стратегического Развития Университета: П-52 «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (науч. рук. - д.п.н., проф. Е.В. Оспенникова).
Цели создания НОЦ:
- обеспечение эффективного механизма проведения дополнительных форм обучения, научной, учебной, производственной деятельности в интересах ПГГПУ и трудового коллектива Центра;
- организация и проведение поисковых, инновационных и прикладных научных исследований, заканчивающихся выпуском наукоемкой продукцией;
- эффективное использование интеллектуального потенциала сотрудников ПГГПУ.
- координация, обеспечение и проведение прикладных исследований и работ, создание научно-методической и образовательной базы для подготовки специалистов всех уровней в области теории и методики организации политехнической подготовки и развития технического творчества учащейся молодежи с применением современной ресурсной базы и инновационных образовательных технологий:
- проектно-ориентированного обучения средствами образовательной робототехники,
- STEM (STEAM) -технологии,
- ТРИЗ-технологии;
- технологии продуктивного обучения;
- участие совместно с кафедрами ПГГПУ в организации обучения студентов, подготовке аспирантов и докторантов, повышении квалификации по профилю НОЦ научно-педагогических работников ПГГПУ и других ВУЗов, сотрудников внешних организаций и учреждений;
- организация и проведение по профилю НОЦ научно-образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности совместно с факультетами и другими структурными подразделениями ПГГПУ;
- внедрение результатов НИР и инновационной деятельности в учебный процесс ПГГПУ с целью повышения качества обучения и обеспечения высокого уровня научно-исследовательской составляющей учебных планов ПГГПУ;
- оказание различных видов наукоемких и образовательных услуг, выполнение работ по профилю деятельности НОЦ по договорам с заказчиками работ и потребителями услуг.
Для достижения указанных целей НОЦ осуществляет следующие виды деятельности:
- организация, проведение и выполнение на договорной основе научно-исследовательских и научно-образовательных работ в рамках Национальных проектов, государственных научно-технических программ, Федеральных целевых программ, программ Министерств РФ, Федеральных агентств и других заказчиков в соответствии с профилем деятельности НОЦ;
- развитие инновационной деятельности с целью создания научно-методических продуктов (монографий, учебных и методических пособий, образовательных программ, моделей и технологий их реализации, цифровых образовательных ресурсов) по направлениям деятельности НОЦ, оказание наукоемких услуг, ориентированных на рынок образовательных технологий;
- принятие мер по защите интеллектуальной собственности в деятельности НОЦ (патенты, полезные модели, регистрационные свидетельства и др.);
- участие совместно с кафедрами ПГГПУ в реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов, переподготовка и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников ПГГПУ, других организаций и учреждений;
- коммерциализация результатов научно-исследовательской, научно-образовательной и инновационной деятельности, ведение приносящей доход научно-образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ и Уставом ПГГПУ;
- проведение мероприятий (семинаров, конференций, симпозиумов и др.) по направлениям научно-методической и практико-ориентированной деятельности НОЦ;
- просветительская работа по профилю НОЦ (организация и проведение конференций, фестивалей, соревнований, конкурсов, досуговых мероприятий для студентов и учащихся средних школ);
- участие в международных программах и проектах.
Сложившийся за последние пять лет опыт научно-методической, учебной и просветительской работы в направлении политехнической подготовки учащейся молодежи составляет весомое основание успешного решения поставленных перед Центром задач.
Научно-методическая работа
За период с 2009 г. по настоящее время сотрудниками Лаборатории был выполнен цикл научно-методических исследований в области политехнической подготовки и развития технического творчества учащейся молодежи. В 2013 г. преподавателем кафедры МД и ИТО И.В.Ильиным в рамках данной научной проблематики успешно защищена кандидатская диссертация. В этом году диссертационное исследование, посвященное изучению вопросов теории и практики применения образовательной робототехники в учебном процессе по физике в средней школе, завершает аспирант кафедры М.Г Ершов. К разработке проблемы внедрения робототехники в образовательный процесс средней школы и вуза приступили наши молодые ученые – аспиранты первого года обучения П.А. Вахрушев, (инженер Пермской научно-производственной приборостроительной компании) П.А. Кокшаров (педагог дополнительного образования отдела управления знаниями Пермской научно-производственной приборостроительной компании). Планируется включение в научно-методическую работу по данному направлению магистрантов кафедры МД и ИТО (сетевая магистратура, 1-й год обучения). Привлечены к этой деятельности студенты физического факультета, обучающиеся по направлению «Информационные системы и технологии». Летом 2015 г. будущие инженеры представят к защите первые выпускные квалификационные работы по образовательной робототехнике (ст. А.Ю. Дерюшев и О.Н.Чурилов. А. В. Вожаков).
В декабре текущего года коллектив Лаборатория завершает выполнение проекта Программы Стратегического Развития Университета: П-52 «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (науч. рук. - д.п.н., проф. Е.В. Оспенникова). Работа над проектом ведется уже более года. В проекте принимают участие молодые ученые кафедры и студенты физического факультета, обучающиеся по специальности «Информационные системы и технологии». Итогом проекта являются подготовленные творческим коллективом проекта монография, научно-методические статьи, учебно-методические пособия, цифровые учебные модули по образовательной робототехнике, программы учебных курсов для школьников, студентов и магистрантов, а также слушателей курсов повышения квалификации работников системы образования.
Учебная работа
Образовательная робототехника как составляющая содержания обучения включена в учебный процесс подготовки будущих инженеров (специалистов, бакалавров), обучающихся по направлению «»Информационные системы и технологии», а также магистрантов физического факультета. Уже четвертый год студентам читается соответствующий учебный курс.
В организации занятий принимает участие аспирант кафедры МД и ИТО М.Г Ершов, являющийся заместителем директора по информатизации краевого ресурсного центра Российской Ассоциации Образовательной Робототехники МАОУ «СОШ №135 г. Перми с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология».
Будущие инженеры проходят учебно-технологическую практику по образовательной робототехнике в средних школах г. Перми. Студенты помогают школьникам изучать основы конструирования и программирования простейших роботов. Итогом практики являются творческие проекты по робототехнике, подготовленные студентами совместно с учащимися средних школ.
В настоящее время заканчивается разработка учебных программ курса по выбору «Образовательная робототехника» для бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», в том числе для бакалавров непрофильных факультетов нашего Университета.
Руководство Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования выступают с инициативой подготовки межфакультетских выпускных квалификационных работ по образовательной робототехнике. Лучшие выпускные проекты в перспективе могут быть представлены на региональных и всероссийских конкурсах.
ПРИГЛАШАЕМ ФАКУЛЬТЕТЫ И КАФЕДРЫ ПГГПУ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!
Просветителская работа. Сореванования и конкурсы. Повышение квалификации.
Популяризация образовательной робототехники как технологии обучения и профессиональной ориентации школьников на инженерные специальности является одним из важных направлений деятельности Лаборатории и кафедры МД и ИТО.
Сотрудники Лаборатории, аспиранты кафедры МД и ИТО, студенты физического факультета, обучающиеся по направлению «Информационные системы и технологии», являются участниками, а в ряде случаев и соорганизаторами ряда знаковых мероприятий по образовательной робототехнике краевого, регионального и всероссийского уровней:
- ежегодного городского конкурса проектов «Сто дорог – одна в робототехнику»;
- краевой олимпиады школьников по образовательной робототехнике (2013, 2014, Пермский край);
- выставок и конкурсов Пермской ярмарки (2013, 2014);
- всероссийского фестиваля «РобоФест» (2012, 2013, 2014, Москва) и проводимой в его рамках всероссийская научно-практическая конференция школьников «РоботоБУМ – будущее умных машин»;
- международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» и включенного в ее программу конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе» (2013, НИУ ИТМО, С-Петербург) и др.
На каждом из мероприятий проекты, представленные Лабораторией и кафедрой МД и ИТО, были заслужено отмечены призами, включая призы победителей конкурсов и соревнований.
Популяризация образовательной робототехники осуществляется в рамках проведения Дня ЦИО (Центра инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ). Данное мероприятие организуется на базе экспериментальной площадки Лаборатории – МАОУ «СОШ №135» с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» г. Перми. В ходе этого мероприятия проводятся мастер-классы по образовательной робототехнике и выставки моделей роботов, подготовленных учащимися средних школ.
Коллектив Лаборатории уже не первый год занят в организации курсов повышения квалификации учителей и научно-практических семинаров по основам робототехники и ее применению в учебной и внеурочной работе школьников. Подготовлены и реализованы в обучении педагогов программы соответствующих учебных курсов. Обучение прошло более 100 учителей г. Перми и Пермского края. Важно отметить, что к проведению занятий и подготовке к ним методических материалов привлечены студенты физического факультета, обучающиеся по направлению «Информационные системы и технологии»
Научно-методическая и практическая работа Лаборатории и кафедры МД и ИТО по образовательной робототехнике получила заслуженное признание. Руководитель команды-участницы фестиваля «РобоФест 2013» аспирант кафедры М.Г. Ершов получил приглашение от региональных СМИ (состоялось представление лучших проектов фестиваля в передаче региональной телекомпании «Областное телевидение Т7», 9 декабря,2013, г. Пермь). В приложении к газете «Комсомольская правда» для г. Перми и Пермского края (№51/615, 23-29 декабря,2013 г.) опубликована статья о школьном клубе робототехники СОШ №135, возглавляемым М.Г. Ершовым.
Преподавателей и аспирантов кафедры приглашают с авторскими мастер-классами в различные вузы России (г. Якутск, г. Курган, г. Челябинск, г. Москва и др.), а также к сотрудничеству в подготовке совместных научно-методических работ и учебных пособий по образовательной робототехнике.
На всероссийском конкурсе в С-Петербурге наша команда молодых исследователей, включающая студентов инженерного профиля подготовки, в качестве награды за высокое качество подготовленных научно-методических материалов по образовательной робототехнике получила специальное право на публикацию в центральных периодических журналах «Физика в школе» и «Физика для школьника».
Активно идет процесс развития партнерских отношений Лаборатории и кафедры МД и ИТО в области образовательной робототехники:
- с краевым ресурсным центром Российской Ассоциации Образовательной Робототехники МАОУ «СОШ №135 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Пермь (заключен договор о сотрудничестве);
- МАОУ «СОШ №129 г. Перми» (ТехноШкола, заключен договор о сотрудничестве);
- МАОУ «СОШ №93 г. Перми» (школа фотоники, формируется план совместной работы, готовится к заключению договор о сотрудничестве);
- МАОУ «Гимназия № 7 ( в рамках нового образовательного проекта «Школа изобретателей», рук. проекта, выпускник ПГГПУ А.В.Гаряев)
- «Академией робототехники» отдела по управлению знаниями Пермской научно-производственной приборостроительной компании;
- ООО «Современные образовательные технологии и инновационные системы» (некоммерческое партнерство), г. Пермь.
- Челябинским государственным педагогическим университетом и Центром Инновационных технологий в образовании и опорным пунктом олимпийской подготовки по образовательной робототехнике (г. Челябинск);
- Уральским государственным педагогическим университетом (г. Екатеринбург);
- Учебным центром РАОР (г. Москва).
- ГАОК ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» и Центром развития научно-технического творчества (г. Курган).
Материально-техническая и ресурсная база НОЦ
Кафедра МД и ИТО, Лаборатория ЦОР и ПП, на базе которых создается НОЦ, оснащены современным оборудованием по образовательной робототехнике в количестве, достаточном для проведения групповых и индивидуальных занятий со школьниками и студентами (базовыми и ресурсными наборами LEGO MINDSTORMS Education EV3, программным обеспечением EV3 Software по образовательной робототехнике, наборами по конструированию "Амперка" на микроконтроллере Arduino, дополнительными датчиками и комплектами полей для соревнований роботов и ноутбуками.). В учебных лабораториях имеется современные компьютеры, презентационная техника и ПО для обработки информации различных форматов, оборудование по школьному физическому эксперименту, цифровые образовательные ресурсы по различным учебным дисциплинам.
Для организации эффективной работы Центра при необходимости могут быть привлечены ресурсные базы СОШ № 135, № 129, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
Стратегия деятельности Центра включает сотрудничество со всеми факультетами и кафедрами ПГГПУ, внешними образовательными организациями и учреждениями, заинтересованными в решении задач развития технического творчества студентов педагогического вуза и их подготовки к политехническому обучению учащихся средних школ с применением современных ресурсов и образовательных технологий.