«Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы» (г. Ярославль)
Преподаватели ПГГПУ и студенты факультета ПиМНО приняли участие в Международной научно-практической конференции «Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы», которая была организована в начале ноября Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского и Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (г.Челябинск).
Студенты нашего вуза, описывая участие в пленарном заседании, отметили интересный и содержательный доклад Галины Сергеевны Ковалевой, к. п. н., руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО об опыте России в формировании и оценивании функциональной грамотности школьников, о результатах комплексных региональных мониторингов.
Гущина Елизавета (студентка 4 курса ПГГПУ): «В докладе ясно представлена суть понятия «функциональная грамотность», результаты ее диагностики у школьников и подходы к проектированию заданий для формирования функциональной грамотности».
В выступлении Камзеевой Елены Евгеньевны, кандидата педагогических наук, ведущего эксперта ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», были показаны особенности естественнонаучной грамотности, задания для начальной школы по физике, химии, биологии.
Югова Вера (студентка 4 курса ПГГПУ): «Было интересно узнать, с какого возраста начинать формирование естественнонаучной грамотности, как осуществлять при этом преемственность дошкольного и начального, начального и основного образования».
Доклад Тархановой Ирины Юрьевны, директора Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, был посвящен организации непрерывного формирования профессиональных педагогических компетенций учителя.
Ведрова Ольга (студентка 4 курса ПГГПУ): «Интересно, что современное технологически насыщенное образовательное пространство может рассматриваться как одно из условий подготовки функционально грамотного учителя».
Работа секций ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г.Ярославль) была организована очно-заочно с использованием дистанционных технологий на электронной платформе Mirapolis Virtual Room. Преподаватели ПГГПУ представили свои разработки на разных секциях, обменялись опытом с коллегами из Армавира, Бишкека, Владикавказа, Вологды, Воронежа, Ельца, Кирова, Костромы, Москвы, Омска, Оренбурга, Рыбинска, Самары, Санкт-Петербурга, Тулы, Ярославля.
Секция 1. Естественно - научная грамотность как важная характеристика уровня образования общества и его готовности к инновациям
Использование матричного подхода к разработке системы заданий для формирования естественнонаучной грамотности школьников.
Худякова Анна Владимировна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» к. пед. н., доцент кафедры физики и технологии
Секция 2. Математическая цифровая грамотность как феномен освоения сложных систем и знаний
Условия развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы.
Власова Ирина Николаевна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент (Пермь)
Секция 2. Математическая цифровая грамотность как феномен освоения сложных систем и знаний
Олехов Алексей Андреевич, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», старший преподаватель кафедры высшей математики и методики обучения математике
Черемных Елена Леонидовна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой высшей математики и методики обучения математике
Скорнякова Анна Юрьевна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент, декан математического факультета, и.о. зав. кафедрой информатики и вычислительной техники
Секция 3. Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности
Функциональная грамотность как новый образовательный результат: проблема преемственности начальной и основной школы.
Захарова Вера Анатольевна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников
Секция 4. Читательская грамотность как универсальное учебное действие
Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников.
Скрипова Юлия Юрьевна, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент
Шабалина Ольга Валерьевна, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент
Участвуя в работе секций, студенты открыли для себя новые инструменты формирования функциональной грамотности, например, квест-лонгрид.