Историки ПГГПУ провели новые экскурсии для слепых и слабовидящих детей

17 апреля 2014

В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей состоялись новые исторические экскурсии. Сотрудники музея археологии и этнографии Пермского Предуралья, воспользовавшись 3D-копиями предметов, которые не возбраняется трогать, с помощью уже освоенной ранее методики проведения подобных экскурсий, рассказали ученикам 1 и 5 классов о жизненном укладе жителя пермской земли 1000 лет назад. Подробнее об экскурсии рассказано в блоге музея...

 


Мы вновь вернулись в школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей

На этот раз нас ждали ребята из 1 и 5 классов. В понедельник была проведена экскурсия для ребяток из 5-го класса. Строилась она по принципу, что и предыдущее занятие в школе-интернате.

Ребята также с интересом разглядывали и ощупывали предметы, связанные с жизнью человека 1000 лет назад. Но тут выяснился один нюанс. Когда  в руки наших маленьких экскурсоводов попали 3D копии из гипсополимера, тут же посыпались вопросы: "А из чего это?".  Узнав, что это не настоящие предметы старины, ребята, как нам показалось, немного потеряли к ним интерес, который вновь возник, при разглядывании оригинальных артефактов.

Таким образом, интересно отметить важную деталь, очевидно, для этого возраста ребятишек важна связка "предмет-время", они хотят чувствовать, что вещь, которую они сейчас разглядывают/ощупывают, действительно появилась 1000 лет назад. Это интересно сравнить со взрослым восприятием копии, когда важна не связь со временем, а та информация, которую можно об этом времени получить через предмет.

Жаль, что в этот раз не получилось сидеть с ребятами на ковре, возможности кабинета, где мы проводили экскурсию, не позволяли. Поэтому, наши экскурсанты сидели за столами, составленными в виде буквы "П". Они оживлённо изучали предметы, задавали много вопросов. Лекционная часть закончилась лепкой маленьких горшочков из глины. Ребята-молодцы!

Во вторник мы пришли в гости к ребяткам из 1-го класса. Но начнём немного с другого.

Для детишек этого возраста важна постоянная смена деятельности. То есть, сидеть и рассматривать, ощупывать находки все 40 минут им будет тяжело, внимание потеряется. Мы решили немного изменить нашу программу и составили её следующим образом. Сначала наши маленькие экскурсанты провели небольшие археологические раскопки в лотках с песком при помощи кисточек (это очень известная и действенная методика). Были найдены фрагменты средневековой керамики. Ребята тут же предположили, что это остатки горшков. И тогда мы отправились в путешествие в прошлое! Выстроились паровозиком и отправились! Кстати, программу мы так и назвали "Паровозиком сквозь столетия"

Прибыв к средневековому горшку, мы изучили его форму и орнамент, подумали, что в нём готовили, как эту пищу добывали. Разумеется, при этом ребятки рассматривали и ощупывали связанные с данной темой предметы.

Далее наш весёлый паровозик (а ребятам очень нравится так ходить) отправился к изучению облика наших далёких предков. Мы осмотрели костюм – ткань и украшения.

Следующая остановка (самое интересное, что пространство нашего передвижения - ковёр размером 3х2 м, или как-то так, а по нему мы перенеслись на сотни лет назад) была посвящена детским занятиям в стародавние времена. Как и в прошлый раз, об этом нам рассказали глиняные чашечки, слепленные детской рукой. Ребята прикасались к отпечаткам маленьких пальчиков, словно здоровались со своими сверстниками сквозь века...

Любая встреча с детьми, возможность рассказать им о той сфере деятельности, которой мы занимаемся, это целая корзина положительных эмоций. Как здорово, что  у нас есть такая возможность, и дай Бог, чтобы подобного рода мероприятия продолжались! Однако, последняя экскурсия выявила один нюанс. В неё принимали участие 17 человек. Мы сделали для себя вывод, что такая численность группы, учитывая специфику экскурсии (ведь каждый предмет необходимо показать каждому ребёнку) вызывает определённые проблемы: пока часть ребят изучала предмет, оставшиеся были вынуждены ждать, когда очередь дойдёт до них (в силу нашей специфики мы не можем предоставить одинаковые экспонаты в необходимом количестве). Поскольку наших экскурсантов было много, то и ждать приходилось долго, что вело к потере концентрации внимания. Ребята попросту начинали скучать, да это и не удивительно! Мы бы чувствовали себя на их месте точно так же.

Что же... Подобный опыт тоже важен - в следующий раз будем стараться, чтобы группы не превышали 10 человек - это наиболее оптимально. В этот раз тоже не планировалось, что ребят будет много, но, что получилось, то получилось. Главное, что нашим маленьким экскурсантам было интересно, а мы были счастливы, что смогли их заинтересовать.

Материал взят из блога музея археологии и этнографии Пермского Предуралья

К списку новостей

Яндекс.Метрика