25 апреля состоялась презентация одной из научных школ ПГГПУ

04 мая 2022

25 апреля состоялась презентация одной из научных школ ПГГПУ – «Социальное развитие и воспитание в культурологической парадигме образования»,  руководителем которой является доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Людмила Владимировна Коломийченко

Цель мероприятия – знакомство преподавателей, молодых ученых, аспирантов с наиболее значимыми достижениями научной школы и результатами ее работы. 

Высокую оценку деятельности школы дали присутствующие на презентации проректор  по научно-методической работе и академическому взаимодействию Сарапулов Алексей Николаевич; начальник научного отдела Власова Ирина Николаевна; почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Республики Татарстан Фавзия Сунгатовна Пак; кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института развития образования Пермского края  Фадеев Сергей Борисович; кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник среднего профессионального образования РФ, директор АНО ДПО "КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ" Половодова Любовь Серафимовна; исполняющий обязанности начальника учебного отдела ПВВИ НГ РФ, подполковник Джамбальян Левон Левонович.

Миссия научной школы – теоретическое обоснование и верификация управленческих, программно-целевых, технологических и мониторинговых аспектов социального воспитания в условиях современного социально-политического пространства России, ориентированных на возрождение духовно-нравственных основ национального идеала и становление достойных граждан страны.

Краткая история школы

Научная школа формировалась на основе исследований, проводимых в виде локальных инноваций на кафедре, начиная с 70-х годов прошлого века: научные изыскания в области нравственно-этического воспитания (Л.П. Князева), в формировании чувства ответственности у детей дошкольного возраста (К.П. Кузовкова), в становлении социальной ориентации (Л.В. Пименова), в определении типов взаимоотношений родителей с детьми (И.Ю. Ильина, О.Р. Ворошнина), в изучении типов отношений ребенка с миром (О.В. Лобза). Выше обозначенные исследования выполнялись в соответствии с планом аспирантуры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия в связи с открытием экспериментальных площадок определилось общее направление исследований, связанных с социальным развитием и воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста и проведением диссертационных работ под руководством Л.В. Коломийченко (Любимова Л.В., Кирилина М.В., Григорьева Ю.С., Конышева Е.А., Фадеев С.Б., Сальникова Ю.Н., Оборина Е.В., Венкова З.Л., Тукачева Т.П., Груздева И.В., Вяткин М.Б. Занина К.А., Щипицина А.С., Панкова И.Я., Тиунова Н.А., Яршова О.С., Буторина О.А., Гладкова О.А., Давлетшина А.С. и др.).

С 2010 года Научная школа обогащается исследованиями, проводимыми по проблемам социального развития и воспитания курсантов ПВВИ НГ РФ (Суханов О.Б., Милютин Ю.А., Алексюк Р.А., Максимов Н.А., Кузнецов Р.А., Бажутин А.А., Осипов В.Л., Поляков О.А., Билалов О.Н., Богданов Д.С., Джамбальян Л.Л. и др.).

В настоящее время исследования научной школы связаны с разрешением актуальных проблем воспитания, социального развития и адаптации  детей дошкольного и младшего школьного возраста, с процессами  формирования психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей, педагогов и руководителей образовательных организаций, становления ценностно-смыслового отношения курсантов к военной службе; с вопросами социального партнерства в условиях сетевого взаимодействия.

Мнения участников 

Заместитель декана факультета педагогики и психологии детства по научно-исследовательской работе Лопатина Ольга Павловна кандидат филологических наук, доцент:

«В ходе презентации был отмечен значимый вклад научной школы Л.В. Коломийченко в решение образовательных «вызовов» современности: изучение воспитательного потенциала традиций офицерского корпуса, ветеранских организаций, военных научно-исследовательских сообществ в формировании ценностно-смыслового отношения курсантов к военной службе; исследования в области воспитания детей - билингвов в поликультурном регионе, использование информационных технологий в социальном воспитании детей дошкольного возраста, разработка родительских стратегий в процессе приобщения дошкольников к ценностям семьи и др. Сегодня научная школа основывается на междисциплинарных подходах и демонстрирует уникальный опыт применения педагогических технологий в области подготовки специалистов. Адъюнкты Пермского военного института национальной гвардии РФ представили результаты научных изысканий в области профессиональных коммуникаций офицеров в полиэтническом пространстве. 

Научная школа Людмилы Владимировны призвана быть организацией тесного профессионального общения ученых, обмена идеями и обсуждения полученных результатов.

Сегодня трудно переоценить роль научных школ в развитии науки, в системном решении актуальных проблем современности. Школа «Социальное развитие и воспитание в культурологической парадигме образования» является не только своеобразным центром подготовки научных кадров, но и базой сохранения и приумножения научных традиций».

 

Исполняющий обязанности начальника учебного отдела ПВВИ НГ РФ, подполковник Джамбальян Левон Левонович:

«Проведение исследований в контексте культурологической парадигмы образования сопровождается грамотным определением методологических подходов, раскрывающих основополагающие идеи социального развития и воспитания в условиях современного поликультурного пространства. Особое значение научной школы состоит в организации совместных обсуждений результатов научных изысканий аспирантами ПГГПУ и адъюнктами ПВВИ НГ РФ, проводимых в рамках аспирантского семинара, что позволяет существенно повысить уровень диссертационных работ, осуществить их грамотную подготовку к защите, делает возможной интеграцию общепедагогических принципов в системе дошкольного и военного образования».

 

Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института развития образования Пермского края Фадеев Сергей Борисович:

«Отличительной особенностью деятельности научной школы является ее практико-ориентированная направленность. Учебные и методические пособия, программы, дидактические игры, разработанные преподавателями и аспирантами ПГГПУ в области социального развития и воспитания детей дошкольного возраста, повышения компетентности педагогов и родителей востребованы в детских садах Приморского дальневосточного и Камчатского края, Удмуртии, Татарстана и Башкортостана, южной и центральной России. Особое распространение и востребованность они имеют в дошкольных образовательных организациях Урала (Пермь, Екатеринбург, Челябинск), ХМАО (Сургут) и Сибири (Барнаул, Нижневартовск)».

 

Проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию ПГГПУ, кандидат исторических наук, доцент Сарапулов Алексей Николаевич:

Любой университет, как высший тип учебный заведений, – это такое учреждение, образовательный процесс в котором ведется через науку и на базе науки, пронизан научным содержанием; в научном отношении – это система сформировавшихся в нем научных школ. Университет выделяется, прежде всего, наличием в нем личностей, лидеров, ученых–новаторов, которые «обрастают» учениками. И одним из таких лидеров в нашем университете является д.пед.н., профессор Л.В. Коломийченко, под руководством которой уже многие годы стремительно развивается научная школа «Социальное развитие и воспитание в культурологической парадигме образования». Научная школа Людмилы Владимировны  является важнейшим институциональным и  социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по важнейшему сегодня направлению в их единстве и взаимообусловленности. Как свидетельствует история науки, появление ярких личностей в ученом мире всегда связано с бурным развитием той или иной научной дисциплины, что предопределяется научной политикой, интересами общества. Научная  школа «Социальное развитие и воспитание в культурологической парадигме образования» проявила себя как эффективная форма организации педагогической науки. Основные достижения,  полученные коллективом ученых под руководством Л.В. Коломийченко, являются новаторскими и признаются сегодня как на региональном, так и на федеральном уровнях. Хочется пожелать коллективу новых научных открытий, идей, последователей, разделяющих сложившуюся систему взглядов, во благо педагогической науки и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета».

 

Начальник научного отдела, кандидат педагогических наук, доцент Власова Ирина Николаевна%

«Это мероприятие и все деятельность Людмилы Владимировны подтверждают, что идет не просто подготовка научных кадров, а происходит многоступенчатое образование квалифицированных специалистов в педагогической области. Система научных семинаров, которые проводятся проф. Коломийченко Л.В. и на которые приглашаются все желающие аспиранты университета, направлена не только на обучение методологии и специфике педагогического исследования, но и является активной площадкой, где молодые ученые учатся выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, аргументировать теоретические положения проводимого исследования. Аспиранты, доценты и профессора, участвующие в таких семинарах всегда узнают, что то новое и интересное для себя и своего исследования. Поэтому хочется пожелать научному руководителю Людмиле Владимировне сил и оптимизма для работы с аспирантами и молодыми преподавателями, мудрости и удачи во взаимодействии».

Ссылка на открытую лекцию о научной школе проф. Коломийченко Л.В. Ссылка на запись. 

 

 

К списку новостей

Яндекс.Метрика