Развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе
Теория развития творческого потенциала обучаемых средствами образования представляет собой современное развитие идей И.Е Шварца. В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования включены два основных направления:
- создание развивающего образовательного пространства как внешнего организационно-педагогического условия,
- формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего психолого-педагогического условия.
Для создания выше названных условий эффективного развития творческого потенциала личности в образовательном процессе и создаются технологии, учитывающие синергию осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и обеспечивающие личности субъектную позицию.
Новизна подхода заключается в исследовании возможностей развития творческого потенциала с точки зрения баланса двух составляющих:
- соотношения меры свободы, субъективного выбора личности и объема внешних управляющих воздействий,
- творческий потенциал личности трактуется как единство рационального и иррационального компонентов,
- методы развития творческого потенциала включают в себя как традиционные, адресованные к сознанию, так и специальные методы влияния, направленные на неосознаваемую сферу психики человека, с целью создания социально-психологических установок на саморазвитие;
- специальные методы при этом выполняют не только функцию стимулирования собственной активности субъекта творчества, но и психогигиеническую, обеспечивающую гармонизацию его психических состояний, а также формирование позитивной Я-концепции.
Актуальность и современность положений педагогической концепции построения образовательного процесса обусловливается тем, что она обеспечивает:
- гуманистический подход к личности, ее образованию и воспитанию;
- ориентирована на развитие собственной активности обучающегося, стимулирование личностного роста.
Современные образовательные технологии, в основании которых лежит концепция взаимосвязи убеждения и внушения, включают в себя:
- психогигиеническое направление, как создание благоприятного психологического климата в академической группе, а также использование психической саморегуляции в целях коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся (страх, стресс, агрессия);
- формирование готовности личности к развитию и реализации своего творческого потенциала.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ
В основе концепции исследования лежат теоретические представления
- о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально-личностном уровне
- о творческом потенциале как интегративном образовании личности, имеющем системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
- о готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложном динамическом образовании, формирующемся по механизму установки на разных уровнях осознанности
Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности
Предметом исследования нашего научного коллектива с начала 90-х явилось развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе
Научные исследования проводились по нескольким направлениям:
- Изучение феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне
- Исследование творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
- Разработка структуры понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложного динамического образования, формирующегося по механизму установки на разных уровнях осознанности
- Изучение механизмов развития творческого потенциала учащихся в в образовательном процессе школы
- Исследование путей подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала учащихся
- Изучение средств стимулирования процесса развития творческого потенциала ребенка в учреждениях дополнительного образования
- Исследование условий семейного воспитания, стимулирующих развитие творческого потенциала ребенка
Основные научные результаты:
- Выявлены закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности
- Исследованы особенности организации учебно-познавательной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала школьников
- Изучены пути формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности
- Определены механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей
- Изучены пути развития Я-концепции, благоприятной для формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, в художественно-творческой деятельности
- Обоснованы условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации
- Разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию ТПЛ обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности
- Определены дидактические основы проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленные на поддержку творческой самореализации педагогов
- Определены в логике компетентностного подхода основы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе
Обратимся к содержанию научного исследования
- Трактовка феномена творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
- Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности
Направления дальнейшего научного поиска
- Развитие воспитательного потенциала семьи
- Педагогическая поддержка детской одаренности в условиях семейного воспитания
- Формирование готовности детей-сирот к жизненному самоопределению
- Формирование у школьников готовности к социальному проектированию
В ходе исследования имело место многообразие приемов и технологий, осуществлялось решение сложных педагогических задач.
Значимым условием успеха явилось видение участниками научного коллектива теоретических задач исследования и возможностей практического применения полученных результатов.
Результативность
Реализация и внедрение разработок, выполненных в рамках коллективного исследования, представлены: докторской диссертацией А.И. Санниковой (2002) «Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе», вторая представлена к защите (Коробкова В.В. «Развитие воспитательного потенциала семьи»), семью кандидатскими диссертациями, пятью монографиями (их них 4 в центральных издательствах), 18 учебно-методическими пособиями, а также более чем 100 опубликованными научными и научно-методическими статьями (из них 23 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ).
Кандидатские диссертации, выполненные под руководством доктора педагогических наук, профессора А.И. Санниковой
- Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Магнитогорск, 200.
- Ратт Т.А. Формирование у студентов педагогического вуза шлтовности к развитию творческого потенциала учащихся. Магнитогорск, 2000.
- Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала. Пермь, 2001.
- Останин П.П. Музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 2003.
- Сулейманова С.С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании. Пермь, 2004.
- Тверская О.Н. Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями). Пермь, 2006.
- Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности. Пермь, 2007.
- Парамзина В.В. Моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. Пермь, 2007.
- Киркина Е.Э. Педагогические условия развития проектной культуры старшеклассников в образовательном процессе. Ижевск, 2011.