Проект "Активность и ценностная направленность личности в психологическом пространстве-времени современного студенчества"
Руководитель проекта Волочков Андрей Александрович доктор психологических наук, профессор «Фундаментальные задачи проекта - развитие трехфакторной парадигмы объяснения развития человека, в которой, наряду с взаимодействием наследственного и средового факторов учитываются эффекты фактора активности самого субъекта, активности его индивидуальности; создание на основе эмпирических данных комплексной картины развития индивидуальности современного студенчества (кто такой современный студент? где, как, с кем и с чем он взаимодействует? каковы векторы его мира ценностей?). Участники проекта развивают четыре оригинальные научно-психологические концепции: факторно-аналитическая модель векторов ценностной направленности личности (А.А.Волочков, А.Ю,Калугин); концепция активности индивидуальности в конкретной сфере взаимодействий (А.А.Волочков, А.Ю.Попов; Е.Н.Митрофанова); концепция онтологической уверенности (Н.В.Коптева); концепция стиля учебно-профессиональной активности студента (А.А.Волочков). Все эти концепции имеют оригинальную методологию, в том числе авторский диагностический инструментарий» |
О проекте
№ государственной регистрации: 01201 273233
Сроки реализации: 10.07.2012-31.12.2014
Проект направлен на развитие теоретических основ изучения активности студенчества (учебной, профессиональной, смыслообразующей) с учетом векторов субъектного пространства-времени и ценностной направленности современной молодежи. Предполагается изучение динамики содержания и структуры психологического пространства-времени студенчества; структур, векторов и типов ценностной направленности личности; особенностей и стилей учебнопрофессиональной и смыслообразующей активности студенчества.
Состав временного творческого коллектива
- Коптева Н.В., д.писх.н., профессор;
- Волочков М.А., к.писх.н., доцент;
- Кляченко Д.Н., к.пед.н., доцент;
- Шестаков А.П., к.псих.н, доцент (до 31.12.2012)
- Попов А.Ю., к.псих.н., ст. преподаватель;
- Вихман А.А., к.псих.н., ст. преподаватель;
- Калугин А.Ю., к.псих.н.,ст. преподаватель;
- Гирина О.В., аспирант;
- Леденцова В.А., аспирант;
- Митрофанова Е.Н., аспирант;
- Кулишова К.Г., аспирант (с 01.04.2013)
- Кривощекова Е.В., аспирант (с 01.04.2013)
- Панаев Г.М., студент;
- Орлова Д.Г., студент;
Результаты проекта
- Учебно-методические издания:
Волочков, А.А. Психология активности: курс лекций / А.А. Волочков. – Пермь. – Пермский гос.гум.пед.ун-т, 2013. 211 с.
- Статьи в рецензируемых изданиях:
Вихман, А.А., Попов, А.Ю. Когнитивные искажения: единый фактор или компенсаторные взаимодействия? /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Научное мнение. —2013. — №6.
Волочков А.А. Активность субъекта в конкретной сфере жизни (на примере профессиональной активности учителя) // Психология. Экономика. Право. 2013, № 1. С. 16-26.
Коптева Н.В. Понятие онтологической уверенности (на основе подхода Р.Лэйнга) /Н.В. Коптева // Научное мнение. Санкт-Петербург – 2013. – № 10. – С. 237–249
Попов А.Ю., Вихман А.А. Диагностика познавательных аспектов универсальных учебных действий в средней школе /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Научное мнение. —2013. — №5.
Попов, А.Ю., Вихман, А.А. Эмпирическая проверка альтернативных моделей когнитивных искажений /А.А.Вихман, Попов А.Ю. // Глобальный научный потенциал. —2013. — №6.
- Статьи в научных сборниках
Волочков, А.А. Активность индивидуальности как фактор развития: на пути к трехфакторной парадигме [Электронный ресурс] / Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 1. 2013. С. 46 – 60. URL: http://vestnik1.pspu.ru/vestnik1.pdf режим доступа свободный.
Волочков, А.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с различным уровнем учебной активности / А.А.Волочков // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России /отв. Ред. А.В.Капцов. – Самара: СамЛюксПринт, 2013. С. 59 – 70.
Калугин А.Ю. Адаптационная функция ценностно-смысловой сферы личности // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы. – М.: ИП РАН, 2013. – С. 353-362.
Калугин А.Ю. Адаптационная функция ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы. – М.: ИП РАН, 2013. – С. 353-362.
Калугин А.Ю. Психометрический анализ российских адаптаций методики «Опросник личностных ориентаций» Э. Шострома // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – С. 580-586.
Калугин А.Ю. Сравнительный анализ типов ценностной направленности личности российского студенчества (на примере исследований 2000 и 2012 гг.) // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. URL:http://lomonosov- su.r u/archive/Lomonosov_2013/2 239/48799_8c1b.pdf
Калугин А.Ю. Типы ценностной направленности современной молодежи // Психологическая наука и практика: современное состояние и перспективы развития: материалы II форума психологов Прикамья (Пермь, 1-2 ноября 2012 г.). – Пермь: ОТ и ДО, 2012. – С. 79-80.
Калугин А.Ю., Акбашева Г.Х. Специфика взаимосвязи тревожности и познавательных процессов младших школьников: от 2 к 4 классу / А.Ю. Калугин, Г.Х Акбашева // Вестник ПСИ: Психология и педагогика. – Пермь: ПСИ, 2013. - № 3 (61). – С. 12-15.
Коптева Н.В. «Посторонние» Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 6–8 мая, 2013 г.) Материалы сообщений, с. 34–37
Коптева Н.В. Общепсихологический потенциал концепции онтологической неуверенности Р.Лэйнга. Будущее клинической психологии– 2013. Электронный журнал «Университетские исследования» (ISBN, лицензия).
Митрофанов, Е.Н. Саморегуляция психических состояний в спорте / Е.Н. Митрофанова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы международной научно-практической конференции, г. Кострома 26 – 28 сентября 2013 года при участии Института психологии РАН и Российского психологического общества
Митрофанова Е.Н. Возрастные особенности нейропсихологических и формально-динамических характеристик спортсменов / Е.Н. Митрофанова // 21-22 ноября 2013 г. в Институте психологии РАН (Москва) состоится Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы».
Митрофанова, Е.Н. Активность индивидуальности как ресурс жизнестойкости / Е.Н. Митрофанова // Психология: мир возможностей: материалы III международной конференции студентов и аспирантов, ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург.
Митрофанова, Е.Н. Опросник предстартовых состояний: потенциалы диагностики / Е.Н. Митрофанова // Ломоносов – 2013: международный молодежный форум ХХ конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Митрофанова, Е.Н. Особенности саморегуляции в зависимости от уровня психологического благополучия / Е.Н. Митрофанова // материалы краевой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психосоматики» 30 мая 2013 г. Пермь
Митрофанова, Е.Н. Особенности саморегуляции спортсменов в зависимости от возраста, вида спорта и уровня спортивного мастерства /Е.Н. Митрофанова // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы III Международной научно-практической конференции 17 – 19 октября 2013 г. г. Кисловодск
Попов, А.Ю., Лурье, Е.В. Learning Agility: конструкт, тест и его психометрические характеристики. – Организационная психология. – 2013. № 5.
Орлова, Д. Сравнение психометрических характеристик личностных опросников и тестов способностей в рамках классической теории тестов и irt (item response theory) [Текст] / Д.Орлова // «Траектория –Пси» научно-практический журнал. Выпуск-1. –Пермь.2013, ПГГПУ - с. 35
Панаев, Г. Исследование латентных факторов мышления, ведущих к когнитивным искажениям [Текст] /Г.Панаев// «Траектория –Пси» научно-практический журнал. Выпуск-1. –Пермь.2013, ПГГПУ -с.51
Popov, A., & Vikhman, A. Flexibility of thought as an indicator of learning potential in education. Unfolding potential: assessment, strategies, change, and intervention. IACEP International Conference proceedings, Leiden, June 24-27. University of Leiden. P. 53
Vikhman, A., & Popov, A. Critical thinking test for Russian school students. Unfolding potential: assessment, strategies, change, and intervention. IACEP International Conference proceedings, Leiden, June 24-27. University of Leiden. P. 68-69
- Диссертации
Коптева Н. В. Онтологическая уверенность: понятие и операционализация : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / Н. В. Коптева ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 46 с.