Программа НАУЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ СЕССИИ 2021
Проектная сессия по поиску новых решений для развития прикладных научных исследований (проектов), выполняемых в 2021 г. в рамках Государственного задания
Дата, время: 29 сентября 2021, 15.15.
Место: коворкинг и читальный зал библиотеки 4 уч. корпуса ПГГПУ (Пермь, ул. Пушкина, 42)
Участники: заведующие кафедрами, деканы, зам. деканов по НР.
Модераторы: руководители и участники проектных групп.
Эксперты: ректор, проректоры, начальник научного отдела.
Общий тайминг: 2 часа
Проектная сессия представляет собой групповую деятельность под руководством модератора, во время которой происходит поиск и структурирование проблемных вопросов заданной тематики, формируются проектные инициативы, происходит активный диалог между участниками, принимаются совместные решения выявленных проблемных точек, генерируются новые подходы к получению проектного продукта. |
Этапы и порядок проведения проектной сессии:
I. Подготовка:
Руководитель и участники проектных групп готовят доклад о проекте, презентацию для визуализации доклада.
Требования к докладу:
позиционирование: практическая значимость результатов исследования для системы образования РФ; доступность и понятность информации для слушателей;
структура: цель проекта, задачи на 2021, содержание исследования, результаты за 2021, плановые задачи на 2022;
продолжительность: 5-7 минут;
Требования к презентации:
оформление: шаблон_Научная проектная сессия (скачать: Файл – Сохранить как – Скачать копию – Разрешить редактирование);
структура: цель проекта, задачи на 2021, содержание исследования, результаты за 2021, плановые задачи на 2022;
количество слайдов: 5-7;
II. Проектная сессия:
До начала сессии модераторы формируют из приглашенных участников рабочие группы по 5-7 человек, рабочие группы получают чек-листы проектов (Приложение 1), вытягивают карточку с тематическим направлением развития проекта (Приложение 2).
1. Вступительное слово ректора К.Б. Егорова о цели Научной проектной сессии – тайминг: 3 мин.
2. Презентация научно-исследовательских проектов - выступления руководителей проектов с презентацией результатов (продолжительность выступления 5-7 мин.; выступление включает в себя суть исследования и практические результаты для субъектов РФ, сообщение доступное и понятное для всех участников) – тайминг: 40 мин.
Участники рабочих групп формулируют вопросы по проектам, фиксируют их в чек-листах.
3. Работа в группах – участники рабочих групп формулируют рекомендации и предложения по развитию каждого проекта в соответствии с выбранным тематическим направлением развития, фиксируют рекомендации в чек-листах проектов – тайминг: 20 мин.
Руководители и участники проектов перемещаются по залу, отвечают на вопросы рабочих групп.
Внимание руководителей и участников проектов! Формат работы с проектными группами не предполагает защиту темы и результатов исследования, научные споры. Важно услышать мнение участников рабочих групп, их видение результатов проведенной научной работы – это та информация, которая воспринимается слушающими. Если Вы не согласны с мнением рабочих групп, значит в последующем Вам необходимо откорректировать презентацию результатов научной работы, так, чтобы ее идея стала понятной и доступной для восприятия. |
4. Представление результатов работы в группах – выступления представителей рабочих групп (продолжительность выступления – 5-7 мин.; выступление включает в себя краткое описание идеи-содержания каждого проекта, рекомендации и предложения по его развитию) – тайминг: 40 мин.
Внимание участников рабочих групп! Формат представления результатов работы не предполагает оценку проекта, выявление недоработок, выдвижение собственных гипотез и концепций. Важно дать рекомендации и предложения по дальнейшему развитию исследований. Если у Вас сформировалось собственное видение дальнейшего развития исследования, то в перспективе Вы можете включиться в разработку научной темы в качестве участника. |
5. Подведение итогов Научной проектной сессии – выступления экспертов – тайминг: 10 мин.
III. Подготовка проекта к презентации на федеральном уровне – по результатам сессии руководитель исследования составляет:
- Карточку проекта (скачать: Файл – Сохранить как – Скачать копию – Разрешить редактирование); структура: тема, руководитель, практические результаты в 2021 г. с учетом практического охвата соседних регионов РФ, плановые задачи на 2022 г.; объем: А5 – ½ А4, шрифт Times New Roman, кегль 11;
- Доклад и презентацию для Международной научной конференции, проводимой Министерством просвещения РФ.
Приложение 1
Тема 1: ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
||||
Руководитель: Краузе Александра Анатольевна |
||||
Актуальность: Переход общества в стадию информатизации и цифровизации, необходимость формирования модели цифровой образовательной среды, обеспечивающей реализацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования. Реализация проекта позволит обеспечить развитие профессиональных компетенций педагогов в области организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием цифрового портала дополнительного образования. |
||||
№ |
Характеристики |
Содержание |
Вопросы |
|
1. |
Цель исследования |
|
|
|
2. |
Содержание исследования |
|
|
|
3. |
Практические результаты за 2021 |
|
|
|
Тема 2: РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА |
||||
Руководитель: Казаринова Наталья Леонидовна |
||||
Актуальность: Трансформация общества и переход к цифровым, интеллектуальным технологиям, создание систем обработки больших объемов данных. Исследование и разработка модели информационной системы формирования цифрового профиля студента педагогического университета с учетом ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога, индивидуальной траектории подготовки будущего педагога на основе цифрового следа обучающегося позволит использовать цифровой подход в подготовке кадров, поддержке профессионально-личностного развития студента. |
||||
№ |
Характеристики |
Содержание |
Вопросы |
|
1. |
Цель исследования |
|
|
|
2. |
Содержание исследования |
|
|
|
3. |
Практические результаты за 2021 |
|
|
|
Тема 3: ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ |
||||
Руководитель: Вихман Александр Александрович |
||||
Актуальность: Основными агентами цифровой социализации детей в настоящий момент являются либо стихийно возникающие сетевые сообщества (популярные соц. сети), либо коммерческие игроки в цифровом пространстве (браузеры, развлекательные платформы, компании, производящие видеоигры и т.п.), либо, в некоторых случаях, родители, осознающие важность целенаправленных усилий в цифровом воспитании детей. Объективно цифровая социализация детей чаще всего направлена не на развитие когнитивных способностей, а на удовлетворение иных потребностей. |
||||
№ |
Характеристики |
Содержание |
Вопросы |
|
1. |
Цель исследования |
|
|
|
2. |
Содержание исследования |
|
|
|
3. |
Практические результаты за 2021 |
|
|
|
Тема 4: ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ |
||||
Руководитель: Коломийченко Людмила Владимировна |
||||
Актуальность: Противоречия между: - социальным заказом государства, общества и конфессий на воспитание личности с высоким уровнем духовности и нравственности и недостаточной включенностью образовательных учреждений; - признанием образовательного потенциала богатых традиций и опыта духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка в концепциях наук о человеке и недостаточностью вариативного содержания данного направления личностного развития в педагогике; - стремлением общеобразовательных учреждений к реализации концепций и документов, регламентирующих духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России и ограниченностью методических рекомендаций по организации педагогического процесса духовно-нравственного воспитания. |
||||
№ |
Характеристики |
Содержание |
Вопросы |
|
1. |
Цель исследования |
|
|
|
2. |
Содержание исследования |
|
|
|
3. |
Практические результаты за 2021 |
|
|
|
Тема 5: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ |
||||
Руководитель: Худякова Марина Алексеевна |
||||
Актуальность: Противоречие между существующими подходами к результатам начального общего образования и необходимостью обосновать и описать методологические, концептуальные, технологические аспекты и условия формирования функциональной грамотности младших школьников с учетом международных подходов и возрастных возможностей младших школьников. Недостаточная изученность возможности формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности младших школьников. |
||||
№ |
Характеристики |
Содержание |
Вопросы |
|
1. |
Цель исследования |
|
|
|
2. |
Содержание исследования |
|
|
|
3. |
Практические результаты за 2021 |
|
|
|
|
Тематическое направление развития проектов:
|
|||
№ |
Название проекта |
Рекомендации, предложения по развитию проекта |
||
1. |
Исследование становления и научно-методическое сопровождение цифровых форматов дополнительного образования, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся |
|
||
2. |
Разработка цифрового профиля студента педагогического университета
|
|
||
3. |
Цифровая социализация современных детей и подростков в контексте их когнитивного развития
|
|
||
4. |
Исследование существующих практик воспитательной деятельности и технологий патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей среди обучающихся в системе общего образования, выработка методических рекомендаций |
|
||
5. |
Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках |
|
||
Приложение 2
№ |
Тематические направления развития проектов
|
1 |
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Сформулируйте основные результаты для повышения качества образования, которые могут быть достигнуты в ходе дальнейшей реализации научных проектов. |
2 |
РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Определите направления и возможное содержание усиления междисциплинарности исследований. |
3 |
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Определите формы включения результатов исследований в содержание образовательных программ (основных и дополнительных с учетом уровня образования). |
4 |
СТЕЙКХОЛДЕРЫ И БЕНЕФИЦИАРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Определите основных выгодополучателей исследований и положительные эффекты, которые они получат в результате дальнейшего развития научных проектов. |
5 |
РЕСУРСНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ Определите дополнительные ресурсы для дальнейшего развития исследований. |